Войти в почту

«Через год о блокчейне забудут, а людям по-прежнему будет нужен хлеб, молоко и мясо»

Сразу к делу Мы привыкли, что свои акселерационные программы создают технологичные компании, которые ищут перспективные проекты из сферы big data, искусственного интеллекта, нейронных сетей, медицины и так далее. К примеру, в конце 2016 года проект «Местная еда» совместно с владельцами сети ресторанов «Чайхона №1» объявили о создании фуд-инкубатора для проектов с хорошим потенциалом развития в гастроиндустрии. А уже в апреле 2017 свой акселератор запустила компания PepsiCo. Почему корпорации и предприниматели обратили внимание на фудтех и насколько это перспективное направление для российского рынка? Почему фудтех сейчас популярен Исходя из оценки Rocket Internet, общий объем мирового рынка FoodTech-сервисов, в частности – заказа еды онлайн, составляет $324 млрд. – это заметно больше, чем на других крупных рынках электронной коммерции, а потенциал дальнейшего роста ниши FoodTech – в силу низкого проникновения онлайн-сервисов – существенно выше. Это одна причина. Глобальные проблемы человечества: неосвоенные территории, голодающее население, дорогое продовольствие, устаревшие сельскохозяйственные технологии. Будущее за проектами, которые придумают, как с этим справится. Какие есть акселерационные программы Чем отличается рынок стартапов в США? Тем, что он ушел далеко вперед, и сегодня задает тон мировому стартап-сообществу. Да, это правда — все, что происходит в штатах через некоторое время появляется в Европе, а затем и у нас. Но в США индустрия стартап-проектов и индустрия фудтеха достигла таких масштабов, что количество одних только фудтех акселераторов за год увеличивается на 5-10 новых единиц. Это не так удивительно — история акселераторов и берет начало из США. Акселераторы стали появляться там после 90-х годов, а именно — после кризиса доткомов. В США ежегодно появляется около десятка (!) акселераторов Первый и на сегодняшний день самый успешный среди них – Y Combinator возник в 2005 году. Через него прошло более тысячи стартапов, например, Airbnb, Dropbox и Stripe. Многие проекты YC обладают большим потенциалом существенныо изменить мировую food-индустрию. К примеру, проект Copia занимается сортировкой и отправкой «ненужной» еды в приюты для бездомных, благотворительные фонды и нуждающимся. Невостребованную еду доставляют рестораны, а Copia гарантирует им налоговые льготы. Или сервис Ohmygreen, который занимается доставкой органического питания в офисы. Среди клиентов компании числятся такие гиганты, как Apple, Amazon и Lyft. Важно то, что такие проекты не просто открывают новую нишу на рынке, но трансформируют его, выполняют общественно полезную работу для разных сегментов общества. Участие в связке государство-бизнес/ресторанные сети — это ведь действительно новый виток в развитии стартап-сообщества. К слову, не у каждого акселератора в США и Европе есть фудтех-проект. Но что показательно, в США ежегодно появляется около десятка (!) акселераторов, специализирующихся именно на этой нише. Мне кажется, это еще раз подтверждает хороший потенциал рынка и большие перспективы проектов фуд-индустрии. Только за 2014 год о своем запуске объявили 15 новых акселераторов, среди которых FOOD-X, Forge Food, The Good Food Business Accelerator, The Innovation Institute for Food and Health и другие. В США и появилась практика запуска корпоративных акселерационных программ. Самый известный пример — это, кончено, Google. Google ищет проекты в разных частях света. В Африке в программе участвует стартап Twiga foods, который агрегирует предложения торговых площадей для ретейлеров; В Азии — индийский Recipe book и индонейзийский Nadipos. Программа Google одна из самых долгих, длится 6 месяцев, при этому Google предлагает участниками систему equity-free. Классный пример американского корпоративного акселератора исключительно food- направления — это Canvas или Marriott Food & Beverage Incubator. Marriott ищет интересные идеи в Европе, Латинской Америке, Сингапуре, на Бали и в ОАЭ. Победитель акселерационной программы будет сотрудничать с отелем Marriott в Будапеште. Совсем неслучайно акселерационные программы направлены на разные части света и континенты. Это своего рода экспансия и поиск перспективных ниш и технологий в разных климатических зонах при разных экономических обстоятельствах. Что еще характерно для американской системы акселерационных программ? Вокруг рынка развивается инфраструктура. Например, в США существует медиапроект, специализирующийся именно на исследованиях в области фудтеха и акселерационных программ этой ниши — Food+Tech Connect. Компания изучает рынок и проводит исследования в области новых технологий ресторанной индустрии, пищевой промышленности, доставки продуктов питания и так далее. Это уже говорит об определенной зрелости рынка и его достаточном объеме для проведения глобальных исследований. Что интересного в Старом Свете? Фуд-индустрия в Европе развита достаточно хорошо. Очень крутой и показательный пример — это Startup bootcamp. Это целый лагерь или сеть из 17 акселераторов, расположенных в 11 городах. Компания создает некую синергию и даже экосистему, собирая вокруг себя технологичные проекты со всей Европы. Интересно, что в разных городах реализуется программа, направленная на определенный сегмент рынка: транспорт и энергетика — в Берлине, e-commerce — в Амстердаме, финтех — в Лондоне, интернет вещей — в Барселоне, фудтех — в Риме. Рынок закостенел, а новый виток ему дадут только новые идеи и свежий взгляд. На мой взгляд, невероятный рывок для мирового фудтеха — это создание стартапов не просто по доставке еды и смузи, а проектов, трансформирующих сельскохозяйственную отрасль. В их потенциале — изменение экономики и влияние на рост ВВП страны. Поэтому они и привлекают внимание акселераторов. К примеру, среди прошлогодних участников римской акселерационной программы Startup bootcamp — индонезийский стартап, производящий масло из жуков, итальянская система управления ирригацией и контролем за плантациями, а также ПО, которое помогает отслеживать и увеличивать урожайность оливковых деревьев. Пример успешного европейского корпоративного фудтех-акселератора — это сервис Just Eat. Изначально ребята совместно с профессором психологии разработали приложение по подбору еды под настроение. Сегодня услугами Just eat пользуются 18,2 млн пользователей, а их выручка в марте 2017 составила $200 млн. В октябре прошлого года JustEat запустили собственный фудтех-акселератор. Проекты будут получать финансовую помощь в размере £20,000 в течение 12-недельной программы, а также обзаведутся наставниками и руководством, которые выработают стратегию роста. Традиционный во всех смыслах корпоративный акселератор создала компания Metro AG. Интересно то, что не только такие гиганты, как Metro Group ищут перспективные проекты, но и компании, совсем недавно вышедшие за рамки понятия стартап. Игроки рынка действительно видят огромные перспективы у отрасли и пытаются консолидировать перспективные идеи в своих акселерационных программах. Азия тоже в игре Не только Google ищет интересные и перспективные стартапы в Азии. Другие Европейские и американские акселераторы тоже фокусируются на поиске проектов на Бали, в Сингапуре и ОАЭ. Помимо этого, в 2017 году в Китае запустился первый фудтех-акселератор Bits x Bites. Он обещает изменить подход к производству еды в стране и существенно повлиять на рынок. На данный момент перед Китаем стоят те же проблемы продовольственной системы, что и перед остальным миром, только в более крупных масштабах — в стране проживает 1,3 млрд человек. В ближайшее десятилетие средний класс возрастет до 600 млн, поэтому быстрое развитие продовольственного рынка просто необходимо. Bits x Bites взял под крыло пока что три стартапа: Первый занимается производством еды из муки шелкопряда. Отходы производства шелка перерабатываются в белковую муку, из которой уже создается лапша и другие продукты. Второй — развивает производством гидропонических ферм. Третий — производит фруктовые и овощные соки по новой технологии. Как обстоят дела у нас? Очень печально по сравнению с мировым рынком. В России огромный потенциал и большой, необученный рынок. Для большинства пользователей до сих пор непривычно заказывать еду или доставку продуктов через приложение. У нас есть довольно неплохие фудтех-проекты, а также начинают формироваться акселерационные программы. Но здесь мы значительно отстаем. У нам нет амбициозных проектов и идей, обещающих трансформацию рынка, увеличение ВВП и оптимизацию сельскохозяйственной отрасли. Постепенно мы к этому придем, потому что фудтех развивается. Пока что он на уровне «смузи-стартапов», но через год-два мы сможем освоить более технологичные отрасли. В апреле 2017 года PepsiCo запустила акселератор для стартапов PepsiCo LAB по двум направлениям. Одна программа будет посвящена технологическим решениям для компаний FMCG-сегмента, а другая фуд-стартапам. Компанию интересуют проекты с интересными решениями для рынка. Партнером food-направления стал центр кулинарных стартапов Mabius. Он будет искать проекты в сфере молочных продуктов, снеков, соков, безалкогольных напитков и смежных продуктовых категориях. Фуд-инкубатор — совместный проект «Местной Еды» и ресторанного холдинга братьев Васильчуков. Алексей и Дмитрий Васильчуки одни из первых, кто разглядели потенциал гастроиндустрии и решили перевоплощать идеи в работающий бизнес. Еще до запуска бизнес-акселератора к ним присоседились Burger Heroes, в которых инвестировали братья Васильчуки совместно с «Местной едой». На нашем рынке есть и традиционные акселераторы, которые дали толчок достойным фудтех-проектам. Например, iDealMachine и сервис доставки здоровой еды Grow Food. Сервис существует уже два года, работает на рынках Москвы и Санкт-Петербурга. На мой взгляд, такой проект также решает очень важную задачу — популяризует правильное питание, спорт и здоровый образ жизни. Будущее не за big data, а за теми, кто накормит Китай Следует понять одну очень важную вещь. Многие корпоративные акселераторы ищут проекты в области защиты данных, блокчейна и ICO. Да, сегодня это ультрамодное и перспективное направление. Но рынок меняется, пройдет год-два и появится что-то новое, внимание инвесторов переключится на новые проекты. Но людям по-прежнему нужен будет хлеб, молоко и мясо. Индустрия питания была и будет одной из главнейших отраслей, базисом человеческого существования. Перед населением Земли стоят глобальные проблемы излишнего потребления пищи, очистки воды, оптимизации сельскохозяйственных технологий обработки зерна и так далее. Именно поэтому акселераторы в Европе и США ищут проекты в этих сферах, а крупные корпорации создают свои программы для привлечения и работы со стартапами. Как я и говорил, в России отрасль активизируется через год-два. Огромная территория страны, почвы, требующие новых технологий обработки, большое население страны — у нас достаточно проблем, для решения которых не помешали бы новые технологии и решения. Поэтому у компаний и просыпается интерес к рынку фудтеха и новым технологиям этого сегмента. Материалы по теме: Как уйти с госслужбы, купить ресторан на Avito и за год открыть еще шесть В Швеции строят «зеленый» небоскреб, который сможет накормить 5 тысяч человек в год Срок годности: сколько живут самые успешные заведения Москвы Как генетики создают искусственное мясо, которое не отличить от настоящего «Весь бизнес построен на копировании». Федор Овчинников назвал факторы успеха Dodo Pizza

«Через год о блокчейне забудут, а людям по-прежнему будет нужен хлеб, молоко и мясо»
© RB.ru