Войти в почту

«Шумиха заставит его зашевелиться». В Челябинске война за автобусы привела к импичменту депутата

Глас народа 10 января инициативная группа жильцов девяти домов по улице Пети Калмыкова (Металлургический район, избирательный округ №19, по которому в 2014 году прошел в райсовет, а затем и в гордуму, Станислав Новичихин) разослала в СМИ региона анонимное письмо под заголовком «Не могут или не хотят?». Авторы послания утверждают, что обратились в городскую думу с просьбой лишить своего депутата мандата из-за невыполнения предвыборных обещаний. В вину Станиславу Александровичу ставятся так и не решенные вопросы по освещению внутриквартальных территорий и транспортному обслуживанию населения, причем в виду имеются конкретно автобусные маршруты №№ 15 и 16, обслуживаемые на сегодня принадлежащей депутату компанией «Первая транспортная корпорация». Кроме того, Новичихина обвиняют в «неведении работы с избирателями». К письму инициативной группы приложен скан официального ответа спикера дума Станислава Мошарова. Председатель представительного органа сообщает, что действия или бездействие его тезки, как законно избранного депутата могут быть доказаны только в судебном порядке. «Процедура отзыва депутата должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва, – также сообщает челябинцам Станислав Мошаров. – Депутат считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в избирательном округе».Корреспонденту «ФедералПресс» удалось связаться с одним из активистов инициативной группы, Михаилом. Мужчина, не пожелавший называть своей фамилии, сходу отметил, что всерьез лишить Новичихина мандата горожане и не рассчитывали, однако практически добились своей настоящей цели. «Под письмом подписали около 700 человек из трех с лишним тысяч, живущих в нашем округе, – рассказал Михаил. – Лично я выступил в составе инициативной группы, так как изначально был против избрания Новичихина депутатом: в свое время я работал в автобусном парке ЧМЗ (имеется в виду Металлургический район, а не предприятие – прим. редакции) и был свидетелем того, как Станислав с товарищами успешно развалили это предприятие. Ну а бабушки-активистки недовольны, конечно, вопросами благоустройства. Письмо в думу мы направили 5 декабря, вчера, 9 января, получили ответ». Михаил затруднился сказать, последуют ли избиратели совету спикера Мошарова и обратятся ли в суд. По версии члена инициативной группы, доказать именно бездействие депутата в суде будет практически нереально: ведь что-то Новичихин все-таки делает для округа. «За 2017 год Станислав Новичихин провел благоустройство двух дворов, построил с помощью партийных денег детскую площадку, – признает Михаил. – Другое дело, что он работает с домами, где и так всё хорошо, а надо бы заниматься теми, в которых есть проблемы. Что касается транспортного обслуживания, то еще в 2014 году, в ходе предвыборной кампании, Новичихин обещал и добился изменения схемы проезда автобусов №15 и 16, они стали проходить в непосредственной близости от наших домов, а не по улице Черкасской, как раньше. Но вскоре после выборов в городскую думу автобусы вернулись на старые маршруты. Сейчас их работой я лично недоволен, но факт есть факт: автобусы все-таки ходят, так что и это для суда не аргумент. Но, полагаю, уже шумиха вокруг имени Новичихина заставит его зашевелиться и всерьез начать работать с избирателями». «Происки конкурентов» Михаил утверждает, что и он сам, и другие члены инициативной группы действуют по собственной инициативе. Однако сам депутат Новичихин уверенно заявил, что жалобы на него – дело рук конкурентов, пытающихся таким образом, через жильцов, разрешить в свою пользу бизнес-спор с депутатом-владельцем нескольких транспортных компаний. «О таком обращении жителей я впервые слышу от вас, - заверил корреспондента «ФедералПресс» Станислав Новичихин. – Накануне Нового года мы встречались со старшими домов моего округа, никто не предъявлял никаких претензий. Со Станиславом Ивановичем (Мошаровым – прим. редакции) тоже встречались в конце декабря – январе, он ни словом не обмолвился о каких-то жалобах. Впрочем, думаю, что знаю, откуда растут ноги. В одном и этих домов по Калмыкова живет сотрудник предприятия-конкурента. Вот, чтобы устранить соперника в моем лице, конкуренты используют все возможные рычаги, в том числе и давление со стороны жителей. Я свои задачи как депутат выполняю, действую исключительно в правовом поле. Но раз кто-то недоволен – будем встречаться и разговаривать». Депутат также утверждает, что обвинения по работы общественного транспорта и уличного освещения – вздор. По его словам, на на 15-м и 16-м маршрутах занято по 14 полноразмерных автобусов, несмотря на то, что маршруты обслуживаются частной компанией, в них действуют те же льготы, что и в муниципальном (то есть принадлежащем учрежденному городскими властями ООО «ОГТ») транспорте. Что касается внутриквартального освещения, то вопросы с ним не может решить ни один городской или районный депутат, утверждает Новичихин.«В программу «Городская среда» на 2018 год строка об освещении дворов не попала, – объяснил депутат. – Я говорил об этом старшим домов. Власти советуют жителям устанавливать фонари на дома, а расходы на них относить по договору с управляющими компаниями на общедомовые коммунальные нужды, ОДН. Я тут сделать ничего не могу!» Что касается подозрений Новичихина о кознях конкурентов, то в ходе беседы он все-таки назвал предполагаемого «врага» - то самое ООО «ОГТ», «Общественный городской транспорт». Утверждать, что попытка горожан объявить импичмент инспирирована именно «муниципальными» конкурентами, Станислав Александрович, впрочем, не берется. Однако заявляет, что не видит смысла пытаться о чем-то договориться с директором «ОГТ» Дмитрием Холодом, тоже, кстати, городским депутатом. В аппарате Станислава Новичихина также не смогли подробно прокомментировать предполагаемый конфликт с коллегами-перевозчиками. Помощник депутата Ксения Панферова в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» отметила лишь, что один из организаторов инициативной группы горожан, бывший работник транспортной сферы, сам – не образец для подражания. «Этот человек в первой тройке по округу должников по коммунальным платежам, – отметила Ксения Панферова. – Бабушки из его дома не раз жаловались депутату, что этот мужчина паркует свою «Газель» на детской площадке. Мы поставили ограждение из столбиков, чтобы оградить площадку, но мужчина столбики сильно поломал. Он же в начале декабря обращался с устными жалобами в депутатский центр Металлургического района, ставил там вопрос о лишении Станислава Александровича мандата. Почему-то гражданин просто неровно дышит к депутату!» Танцы вокруг банкрота Интересы компаний Станислава Новичихина («Первая транспортная корпорация» и несколько ООО «Автобусный парк», различающихся только номерами) действительно регулярно пересекаются с интересами муниципального перевозчика. Напомним, ООО «ОГТ» было создано весной 2017 года как преемник функций накопившего около миллиарда рублей долга МУП «Челябинский автотранспорт». Уже тогда Станислав Новичихин предлагал не создавать новую компанию, а просто передать функции и активы пассажирского перевозчика ему. Власти депутату не вняли, недвижимость и подвижной состав, записанные на МУП, были переданы «ОГТ» в пользование, работники перешли в новую, формально частную структуру практически в полном составе. Однако часть объектов и автобусов МУП ЧАТ арендовалась и чисто коммерческими структурами, такими, например, как ООО «Первая гильдия Плюс» или компании, принадлежащие Станиславу Новичихину. Кроме того, именно депутата-транспортника полагали одним из основных претендентов на участие в аукционе по распродаже собственности МУП ЧАТ осенью 2017 года. Сам Станислав Александрович тогда, впрочем, эти слухи официально опровергал, а имущество 7 декабря было выкуплено администрацией Челябинска. 29 же декабря, в последний рабочий день ушедшего года, состоялось прямое столкновение «ОГТ» и Новичихина: грузовики его предприятия пытались вывезти с базы МУП ЧАТ ремонтное оборудование, однако руководство «Общественного городского транспорта» пресекло эту попытку, обратившись в полицию. Позднее Новичихин заявлял, что пытался забрать свое имущество из помещений, когда-то арендовавшихся у МУП ЧАТ, так как новый собственник, ООО «ОГТ», не стало перезаключать договор аренды с депутатом. Сегодня источники «ФедералПресс» в транспортной сфере склонны согласиться со Станиславом Новичихиным: происходящее, по их мнению, очень похоже на интригу конкурентов, переводящих борьбу за городские маршруты из плоскости бизнеса в политическую сферу. «Мы видим четкий сигнал Станиславу: оставить попытки расширить свой бизнес и сосредоточиться на депутатской, а не предпринимательской деятельности, – полагает один из экспертов «ФедералПресс». – Кроме того, нельзя забывать о четкой установке городских и региональных властей вернуть максимум маршрутов, сегодня отданных муниципалитетом частникам, под свою руку. Ну а если Новичихина отвлечь, то и забрать у него 15-й и 16-й маршруты будет проще. Кроме того, есть интересное совпадение: 9 января глава Челябинска Евгений Тефтелев дает поручение провести рабочую встречу по истории с попыткой вывоза оборудования с бывшей базы ЧАТ, а уже 10 января в одного из участников конфликта летит кусок грязи». Связаться с директором ООО «ОГТ» Дмитрием Холодом корреспонденту «ФедералПресс», к сожалению, не удалось. Однако версию нашего эксперта косвенно подтверждает начальник городского управления транспорта Роман Болотов, курирующий деятельность принадлежащих муниципалитету «автобусного» и «троллейбусного» ООО. «На маршрутах № 15 и 16, то на них работают принадлежащие «ОГТ» автобусы, которые обслуживаются сотрудниками «Первой транспортной корпорации», – отметил Роман Болотов. – Подвижной состав был передан Станиславу Новичихину на ответхранение с правом эксплуатации еще конкурсным управляющим МУП ЧАТ. Сейчас, соответственно, новый собственник либо заключит с «Первой транспортной» договор аренды, либо заберет автобусы. Как договорятся Новичихин и Холод, я сказать не берусь. Что касается истории с 29 декабря, то после выкупа администрацией имущества МУП ЧАТ на всех площадках идет сквозная инвентаризация оборудования. Вот по ее окончании и станет ясно, кому принадлежит ремонтная техника». Роман Болотов не скрывает, что «ОГТ» намерено наращивать свое присутствие на маршрутах Челябинска. По словам чиновника, еще в начале 2017 года на линии выходило только 65 муниципальных автобусов, на сегодня их число увеличилось до 107 единиц. Всего же при существующей маршрутной сетке «ОГТ» потребуется 200 автобусов. Понятно, что чем больше собственных автобусов поставит в строй «муниципальное» ООО, тем меньше будет нужда в услугах частных перевозчиков. Например, как сообщал «ФедералПресс», не далее как сегодня администрация города приняла решение разорвать договоры с коммерсантами, обслуживающими маршруты №9, 37 и 79.