Войти в почту

Убытки «Сухого» вышли на рекордно низкую высоту

Компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) резко сократила убытки: по итогам 2017 года они составили 1 млрд рублей. Как сообщают «Ведомости», это гораздо меньше, чем в 2014 году, рекордном по выпуску самолетов Sukhoi Superjet 100. Тогда убытки авиаконцерна превышали 8,5 млрд рублей, хотя ГСС выпустила 37 самолетов и поставила 31 воздушное судно. В прошлом же году компания произвела 34 самолета SSJ100 и 30 поставила заказчикам. Итоги 2017 года Business FM прокомментировал независимый аналитик Дмитрий Адамидов: Дмитрий Адамидов: В той конфигурации, в которой сейчас существует авиаотрасль вообще и «Гражданские самолеты «Сухого», наверное, это нормальное достижение. Не факт, что нельзя было выйти в ноль. Миллиард растратили не то чтобы не туда, но его можно было бы сэкономить, такой вариант возможен. Но дело в том, что при 34 или 37 самолетах довольно трудно говорить о каких-то выдающихся результатах. Все-таки эффект масштаба никто не отменял: когда ты делаешь 50-100 самолетов, а лучше 200, тогда финансовые результаты должны быть более интересные. У «Гражданских самолетов Сухого» только Superjet 100 основной и главный продукт или есть еще что-то интересное? Дмитрий Адамидов: Из «живых» фактически ничего больше нет. Сейчас Объединенная авиастроительная корпорация ориентируется на четыре проекта, которые, по их мнению, должны создать задел, и Sukhoi Superjet — единственный из них, который уже готов и летает. Популярность Superjet у иностранных заказчиков не упала? Дмитрий Адамидов: Она никогда не была высокой. Надо честно признать, что этот проект экспериментальный. Мы впервые попытались сделать его на очень разнообразной элементной базе, фактически 70% комплектующих иностранного производства. Поэтому Sukhoi Superjet и не попал ни под какие-то санкции: узловые вещи делают американцы, и они, естественно, себя обижать не будут. С одной стороны, это ему помогает, а с другой стороны, когда выбирается такое решение, есть определенные технические проблемы, которые довольно долго преодолевались. Плюс очень трудно завоевать эту нишу: если туда уже пришел Boeing со своей линейкой, то достаточно сложно в этот рынок вклиниться. Надо либо предлагать что-то существенно более дешевое, либо существенно лучшего качества. Sukhoi Superjet ни того, ни другого не представляет. Проект Sukhoi Superjet 100 существует во многом благодаря субсидированию, говорит научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко. «Что касается убытков ГСС и выхода на прибыльность, я не понимаю, как это можно посчитать, потому что показатели ГСС от субсидий на всех стадиях — от разработки самолета до субсидий на его лизинг — отделить невозможно, — объясняет эксперт. — В недавние годы изменилась схема поставок Superjet: они всем, кроме фактически «Аэрофлота» и зарубежных получателей, идут через Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК) с существенной долей субсидирования со стороны государства через уставной капитал ГТЛК, поэтому относительный рост поставок Superjet вызван именно увеличением объема субсидирования. Никаких чудес пока не произошло, и надо понимать, что на этом этапе жизненного цикла никаких чудес уже не может произойти. Самолет изначально убыточный, и для производителя, и для эксплуатантов все эти убытки покрываются из бюджета. Насытится внутренний рынок либо сократятся по каким-то причинам объемы субсидирования — производство резко провалится просто потому, что эта машина не в том состоянии, чтобы авиакомпании брали ее за реальную стоимость». По данным авиаконцерна на начало декабря, в общей сложности было выпущено 135 самолетов SSJ100. Больше всего лайнеров эксплуатирует «Аэрофлот» — 33 самолета, у мексиканской Interjet — 22, десять у «Газпром авиа» и шесть у ирландской CityJet.

Убытки «Сухого» вышли на рекордно низкую высоту
© BFM.RU