Войти в почту

Uden vodenke! Как отмечают Новый год малые народы Ленобласти

Пусть придет бородатый старик Люди древней Вепсарии издавна жили по солнечному календарю. «С самого короткого светового дня у вепсов начиналось исчисление нового года, – рассказывает краевед, член Общественной палаты РФ, писатель и представитель малочисленного финно-угорского вепсского народа, традиционно проживающего на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей Петр Васильев. «А после укрепления в жизни людей леса христианских традиций, многое перемешалось, сместившись акцентами в Рождество и Крещение со своим вепсским колоритом, – объясняет он. – Были и в нашем народе колядования и святочные гадания, купание в очистительной проруби после хождения в образе ряженого и финно-угорские шутки с санями и изгородями. Раньше любили прямо на лошади скатываться с высоких заснеженных гор. И важно было, чтобы стол в праздники ломился от угощений, чтобы из дома чужаки не выносили щепотку соли или золы, чтобы хозяйка первой в рождественскую ночь набрала в колодце воды, а первым гостем был бородатый старик, потому что появление юноши с «голым» лицом сулило голый (голодный) год». Помощь предков и власти Год истории в Ленобласти вот-вот сменит год туризма. С одной стороны, появление туристов в заповедных местах – это дополнительный доход для местных жителей, с другой... Петр уже не первый год водит группы туристов по родной земле, и на вопрос не способно ли появление чужаков нарушить ауру этих мест, не повредит ли «потомкам заповедной вести» увеличение числа туристов, он отвечает так: «Я вожу небольшие группы туристов по некоторым сакральным местам вепсского леса. Делаю это очень осторожно и выборочно, чтобы не обидеть духов леса суетой и праздностью, порой присматриваюсь к гостям и веду не всех. Люди обижаются, но я так чувствую, что они еще не готовы по своему настрою прикоснуться к миру вепсских духов, который нельзя превращать в туристический объект. Но если вижу, что кому-то очень нужна помощь предков через священные камни или деревья, то мы идем к ним с большим почтением и без слов, чтобы не потерять силу». От нового года краевед и писатель ожидает хорошего: «Мне думается, что в Присвирье наступит просветление и всеобщее оживление, которые станут движущей силой добрых перемен. Я вижу, как в областном правительстве пытаются решать большие и маленькие проблемы вепсской глубинки, верю, что смена руководящей команды на районном уровне даст новый импульс. И Год туризма нам, конечно, поможет со строительством в тех же Винницах нового центра фольклора. Надеюсь, прибавится гостевых домов и людей, готовых работать с туристами». Поводы для общения О том, что малым коренные народам, живущим на территории Ленобласти (вепсам, ижорам, тихвинским карелам, ингерманландцам, води праздник давал повод для общения, рассказывает ученый-этнограф, научный сотрудник музея Антропологии и этнографии имени Петра Великого в Петербурге (Кунсткамера), руководитель Центра коренных народов Ленинградской области, председатель Общества ижоры и води, член Международного консультативного комитета финно-угорских народов от ижор Ольга Конькова. «По данным всероссийской переписи в Ленинградской области насчитывается около 2 тысяч вепсов, 256 – ижор, и наименьшее количество, всего 15 человек – води – в двух деревнях (Лужицы и Краколье) Кингисеппского района, – уточняет этнограф. – Не имеют официального статуса тихвинские карелы, проживающие в Бокситогорском районе, их – около 400 человек, и примерно 6 тысяч ингерманландских финнов. «В самом деле, чувство малости велико, на каждом представителе малых коренных народов лежит ответственность за сохранение обычаев, традиций, культуры, – считает Конькова. – Декабрь и январь для тех, что живут в Ленинградской области, средоточие старинных обрядов и обычаев. Причем праздники малых коренных народов принципиально отличаются от тех, что нам привычны. Отличие в том, что вепсский, ижорский, водский и так далее Новый год ориентирован исключительно на будущее. От того, как проведешь праздник, зависит дальнейшая жизнь. Кроме того, он давал мощный повод для общения. Люди ездили друг к другу в гости, участвовали в хлебосольных застольях, и заодно присматривали себе женихов – невест. Даже в самых глухих, вепсских деревнях жизнь оживлялась. Традиционных подарков не было, но хозяева каждого дома стремились как можно сытнее накормить гостей. Люди старались накопить продуктов для того, чтобы в праздники еда на столах не кончалась. Существует поверье: если еда заканчивается, жди голодный год. В канун Нового года и Рождества в семьях пекли особые, праздничные хлеба. Накормить мороз Ижоры и вепсы пекли калитки, готовили винегрет, запекали ветчину, варили особую кашу, которую разбрасывали на улице – «кормили мороз». Рождественские украшения часто делали из соломы, проволочек, ниток. А музыкальные инструменты – народная музыка сопровождала застолье – часто делали даже из тростника и соломы. Праздничные – так называемые, пряженые (жареные) пироги с толокном, вепсские девушки использовали для гаданий. Один пирог обязательно делали с солью – согласно поверью, та, кому он попадался, первой выйдет замуж. В святки и перед Рождеством нужно было пойти ночью на перекресток и прислушаться. Звонкие звуки – жди свадьбы, глухой звук – к смерти. Популярным было и такое гадание: девушки садились в круг, каждая высыпала перед собой горстку зерна, и выпускали петуха: к какой петух подойдет, та первой выйдет замуж. Женщины бежали с утра за водой – старики говорили, тогда на протяжении всего года будет больше молока в хозяйстве. А не принято было в новогодние праздники что-либо у соседей одалживать. С надеждой на добрые перемены В общей сложности, на территории Ленобласти проживают представители более 140 народностей. В регионе насчитывается самое большое представительство коренных малых народов среди всех регионов России, среди них около 17 тысяч представителей финно-угорских народов (в том числе, около 2 тысяч вепсов). Всего в России насчитывается примерно 3,6 тысячи носителей вепсского языка. По данным последней переписи, численность населения старинного села Винницы составляла 2 200 человек. В здешнем Вепсском центре фольклора, которому уже 30 лет, стараются сохранить традиции малого коренного народа, но давно назрела проблема: слишком тесно в деревянном строении, где он располагается, и малому народу региональной властью обещано другое, более просторное здание. Местные жители очень надеются на добрые перемены в год туризма. Для этого есть все основания – в рамках госпрограммы «Устойчивое развитие в Ленинградской области» по двум подпрограммам («Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений» и «Поддержка этнокультурной самобытности коренных малочисленных народов Ленинградской области») в региональном бюджете на период с 2014 по 2020 год было зарезервировано 246,6 млн рублей. Фото: Евгения Дылева, а также из архива Петра Васильева.

Uden vodenke! Как отмечают Новый год малые народы Ленобласти
© РИА "ФедералПресс"