Войти в почту

Александр Козлов: Программа реновации пробудила активность жителей

Слово «реновация» признано самым популярным словом на русском языке в 2017 году. Программа реновации действительно подняла небывалую волну общественной активности. Сложная задумка изначально вызывала у граждан много вопросов, и разобраться во всех перипетиях помогал Общественный штаб по контролю за реализацией программы реновации. Об итогах его работы «ВМ» поговорила с председателем штаба, членом Общественной палаты Москвы Александром Козловым. - Все подводят итоги года. Давайте, тоже попробуем подвести итоги работы штаба. С какими вопросами чаще всего приходили? И как менялись вопросы по ходу подготовки программы реновации? - Сформировался штаб в мае 2017 года, с этого периода идет его активная деятельность. Конечно, наверное, самый горячий период – это старт голосования, на портале «Активный гражданин», в МФЦ, на общих собраниях собственников. И как только мы объявили, что запущена горячая линия – было показательно, что когда мы воткнули шнур в телефон, он буквально через три минуты после окончания брифинга зазвонил. И после этого он уже не замолкал. Десятки, потом сотни звонков на горячую линию. Конечно, жителей интересовал вопрос, как будет идти процесс голосования, насколько обеспечивается прозрачность голосования на портале «Активный гражданин», МФЦ. Много было различных мифов, которые мы, в том числе старались развеивать. Есть федеральное и московское законодательство, и надо ориентироваться на него, а не на слухи. После окончания голосования и утверждения программы штаб принял решение продолжить свою работу. Стали появляться новые вопросы. Кто-то, например, не увидел себя в программе и хочет узнать, что пошло не так. Мы продолжаем разбираться в каждом конкретном случае. С мая по декабрь в штаб обратились более 11 тысяч человек: на личном приеме проконсультировали более 1,1 тысячи человек, на горячей линий - порядка 9,3 тысячи горожан, на электронную почту пришло около тысячи писем. - Насколько я понимаю, желающих войти в программу сегодня в несколько раз больше, чем желающих из нее выйти. Куда же делись все те недовольные, которые так громко выражали свою позицию на этапе подготовки программы? - Тех, кто хочет выйти, действительно единицы. Скорее всего, дело было в эмоциях, которым все поддавались. И то протестное настроение зачастую не было ничем подкреплено. Большинство тех, кто как-то негативно относился к программе, даже не жили в пятиэтажках. Сейчас эмоции улеглись, в открытом доступе есть юридические документы — законы, постановления правительства, с которыми можно вдумчиво ознакомиться. Создается впечатление, что словосочетание «собрание собственников» оказалось у всех на слуху как раз-таки после проведения голосования. А ведь это очень полезный инструмент. Реновация пробудила житейскую активность. Люди узнали, что такое «общее собрание собственников, хотя с 2005 года жилищный кодекс предписывает решать много вопросов через собрание. В ходе голосования по программе многие побывали на собрании впервые, что меня, как председателя комиссии Общественной палаты по ЖКХ, не может не радовать. -Можно ли надеяться на то, что положено начало формирования тренда совместного решения хозяйственных вопросов на собраниях? - С этим стоит согласиться. В некоторых домах уже появляются либо инициативные группы, которые продолжают решать иные вопросы, связанные с управлением домом. Где-то даже стали официально создаваться советы многоквартирных домов. Кроме того, мы вместе с жителями выявили необходимость электронных сервисов для проведения общих собраний — это уже тенденция 2018 года. - Члены штаба регулярно выезжали на очные собрания собственников для помощи жителям. Как они проходили? Были ли они в большинстве случаев конфликтными, или же людям наоборот удавалось быстро прийти к консенсусу? - Когда мы приезжали на встречи жителей, мы думали, что это будет битва между двумя группами. Члены штаба на собраниях выступали в качестве экспертов, отвечали на вопросы, но не агитировали и не склоняли жителей к тому или иному решению. В итоге и те, кто были за, и те, кто были против, говорили нам спасибо. - Москвичи часто звонят в редакцию «ВМ» и задают вопросы, связанные с реновацией. Чаще всего звучат два вопроса: как докупить дополнительную жилплощадь при переезде и когда станет известна очередность переселения. Как посоветуете отвечать на эти вопросы? - До конца будущего года правительство Москвы определится с очередностью расселения домов. Адреса нельзя просто выстроить в алфавитном порядке, слишком много критериев: состояние дома, инженерных коммуникаций, возможность отключения от них дома без ущерба сохраняемым строениям, близость стартовых площадок, активность жителей каждого конкретного дома. Как только у Правительства появится первый контур переселения, мы начнем контролировать и обсуждать это вопрос. Процесс должен быть максимально прозрачным. Вопросов будет много, жители будут спрашивать: «А почему мой дом не попал в первую очередь? Ведь он на 10 лет старше того, что попал». Нужно будет все разъяснять. Мы также проведем слушания по этому вопросу в Общественной палате Москвы, чтобы представители власти рассказали о критериях, по которым формируется очередность. Что касается возможности докупить жилплощадь, то эта гарантия уже закреплена. Теперь все дело за нормативно-правовым актом, который определит порядок и цену. Будет ли это рыночная стоимость, либо льготные условия, либо специальная ипотечная программа. Это то, чего мы ждем в 2018 – 2019 годах. - 26 декабря прошли публичные обсуждения конкурсных проектов планировки кварталов по последней из пяти площадок — району Проспект Вернадского. Раньше такой формат проведения конкурса не применялся. Эксперимент оказался удачным? — Общественные обсуждения — уникальный формат. На моей памяти не было примеров, когда участники архитектурного конкурса — консорциумы ведущих российских и мировых бюро — демонстрировали бы общественности результат командного труда. На каждое из обсуждений приходило от 700 до 1000 человек, всегда задавали конструктивные вопросы. Для людей это возможность понять логику архитекторов, ведь все проекты не похожи друг на друга, в каждом есть какой-то авторский замысел. Видно, что архитекторы долго готовились к презентации работ, встречались с жителями, изучали территорию. Такой опыт нужно продолжать. - Горожане оставляют отзывы и предложения? Мы попросили их заполнять анкеты обратной связи. Есть возможность оставить пожелания, сделать замечания, дать оценку каждому проекту по пятибалльной шкале. Выставка проектов в Доме на Брестской продлится до конца января, там в любой день люди могут оставить запись в журнале учета пожеланий. - Что дальше будет с этими мнениями? Жюри конкурса будет опираться на них? После подсчета результатов по всем площадкам, отзывы передадут жюри, которое подведет итог в начале февраля. По каждой из пяти площадок определят победителя. Позиция жителей крайне важна, и, помимо формальных критериев соответствия техзаданию, они будут иметь ключевую роль при определении победителей. Кроме того, Петр Кудрявцев, член Общественного штаба, входит еще и в состав жюри. Он и будет тем самым транслятором общественной позиции. - Будут ли проводиться традиционные публичные слушания по проектам-победителям? - Да, они безусловно будут. Процедуры, предусмотренные градостроительным законодательством, обязательно будут соблюдены. - Один из участников конкурса в ходе обсуждений высказал неоднозначную идею — организовать двойное переселение. По задумке, человек сначала переселяется в новое жилье, а затем, если оно ему не нравится, имеет право выбрать другое. Имеет ли смысл такая схема? - Идея двойного переселения не совсем жизнеспособна. Сложно представить семью, которая могла бы собрать пару сумок, безболезненно переехать, пожить год в каком-то временном жилье, после чего переехать еще раз. Все это в любом случае сопряжено с дискомфортом. По моему мнению, программа должна обеспечить переселение из сносимого дома в построенный дом, который соответствует всем стандартам реновации. - А будут ли вообще предоставляться варианты? Сейчас говорят совершенно разное. Недавно появился слух, что участники программы смогут выбрать одну из трех квартир. - Это тот вопрос, который, на мой взгляд, должен быть доработан в следующем году. При этом все нужно прописать нормативно: не просто два-три варианта, а четко — два или три. Возможно, должна быть какая-то жеребьевка, порядок переселения не должен порождать конфликтов. Общественный штаб будет контролировать этот процесс, проанализируем отзывы тех, кто переселится первыми. - Как будет работать штаб в следующем году? И вообще, до какого года он будет работать? Настанет ли этап программы, после которого нужда в общественном контроле отпадет? - Когда Общественная палата принимала решение о создании штаба, она не ограничивала его временными рамками. В какой-то степени наш гражданский долг — это разъяснение тех или иных вопросов. Мы не чиновники, поэтому для нас нет запретных тем, и мы можем донести те или иные чаяния граждан. Штаб продолжит работать, количество и характер вопросов будут меняться с развитием программы. Думаю, что в следующем году большинство вопросов будут связаны со стартовыми площадками. Также будем обсуждать новые нормативные акты. - Контролировать процесс строительства тоже будете? Это ключевая задача. Важно осуществлять контроль на всех этапах — от проекта до воплощения. Строительство, качество отделки, места общего пользования, благоустройство придомовой территории — все ожидания должны совпасть с реальностью, все должно соответствовать стандартам. Без помощи общественного контроля не обойтись. Будем выезжать на места, приглашать экспертов и сигнализировать, если где-то будут какие-то недочеты. - Следующий год будет сложнее уходящего? - Он будет насыщенным. Программа начнет воплощаться практически. Начнутся первые переселения, новое строительство. Всё это потребует внимания со стороны штаба и общественности. Напомню, телефон горячей линии Общественного штаба по контролю за реализацией программы реновации +7 (495) 646 87 09, работает в будни с 9:00 до 18:00. Личный прием граждан мы проводим каждый вторник и четверг с 9:00 до 20:00. Записаться можно по телефону горячей линии. Также к нам можно обратиться по e-mail: renovation@shtab.opmoscow.ru Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

Александр Козлов: Программа реновации пробудила активность жителей
© Вечерняя Москва