Ещё

«Заставить нас работать себе в убыток — не получится»: в Зауралье назрел конфликт из-за теплоснабжения 

Фото: РИА "ФедералПресс"
Нашла коса на камень
На прошлой неделе уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов посетил УрФО. Среди прочего он обратил внимание на проблему котельных в ряде районов Курганской области. Там возник конфликт между курганским отделением Уральского управления Ростехнадзора и бизнес-структурой из Свердловской области. Это холдинг «Уралкотел». Его директор Леонид Бычков еще в 2011 году решил вложиться в котельные и поставлять тепло в районы области. Но, оказалось, не все так просто. «Волосы дыбом встают, когда знакомишься ближе с такой ситуацией. Предприниматели пытаются обеспечивать теплом малые города России, сами делают оборудование, нормальное по качеству, работающее дольше, чем у конкурентов. Налаживают нормальное теплоснабжение там, где его не было долгие годы, и тут же приходит государство и говорит — не положено», — высказался бизнес-омбудсмен.
Как отмечает Леонид Бычков, «Уралкотел» уже инвестировал в реконструкцию местных котельных более 258 млн рублей. Например, в Альменевский район — 60 млн рублей, а в Юргамышский — 40 млн рублей. В первые годы, говорит он, проверки были нечастыми, но в последние два года — «просто какая-то напасть».
Мы решили подробнее ознакомиться, в чем суть проблемы. Для начала поинтересовались позицией Уральского управления Ростехнадзора. Там пояснили, что, оказывается, в 2017 году ведомство вообще не проводило проверок. «В 2017 году не было проведено ни одной проверки данной компании, поскольку входящие в „Уралкотел“ предприятия не допустили инспекторов Ростехнадзора на объекты теплоснабжения и не представили необходимые для проведения проверок документы. Правительством Российской Федерации было поручено провести данные проверки для контроля подготовки объектов теплоснабжения к работе в осенне-зимний период. За воспрепятствование законной деятельности Ростехнадзора постановлениями мировых судов два предприятия группы „Уралкотел“ привлечены в декабре 2017 года к административной ответственности с назначением штрафов в размере 20 тысяч рублей» — пояснили в пресс-службе Ростехнадзора.
Спрашивается, а кто же тогда проверял котельные, чем так возмутился бизнес-омбудсмен? В надзорном органе сообщили, что проверки были проведены органами прокуратуры Курганской области с привлечением государственных инспекторов Уральского управления Ростехнадзора в качестве специалистов. В результате были выявлены нарушения требований промышленной и энергетической безопасности. Например, компания «ТеплоРесурс» эксплуатирует взрывопожароопасный производственный объект без соответствующей лицензии, без регистрации объекта в государственном реестре, с непроверенными манометрами и газоанализаторами. Далее, во всех организациях — а это «ТеплоРесурс», «Теплоснаб», «Энергосервис», «Пермьэнергосервис», «Теплосервис» — отсутствуют разрешения Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок и тепловых сетей, не обеспечена надежность теплоснабжения в связи с отсутствием резервных источников электроснабжения и теплоснабжения. В ведомстве также добавили, что руководители и специалисты не аттестованы на знание требований промышленной и энергетической безопасности, объекты эксплуатируются без проектной, технической и эксплуатационной документации.
Но у директора холдинга «Уралкотел» свое видение данных событий. Что касается обвинения в том, что инспекторы Ростехнадзора не были допущены на объекты. В данном случае речь идет про котельную в Альменево, где действует предприятие «Пермьэнергосервис» (входит в холдинг «Уралкотел»). По словам Леонида Бычкова, на тот момент начальники участков были распущены в отпуска, на котельных шли профилактические работы, а доступ туда был открыт. «Запросы на предоставление документов пришли внезапно в пятницу, а в понедельник уже появился инспектор. Документация хранится по месторасположению основного офиса в Екатеринбурге. Затем был мировой суд, нас обвинили в том, что мы воспрепятствовали проникновению на предприятие. Забавно, что на судебные разбирательства явился инспектор, который в проверке не участвовал. Постоянно путался в ответах. Потом выяснилось, что приезжал совершенно другой человек. В конечном итоге нас все равно оштрафовали на 20 тысяч рублей. Примерно вот так проверки и происходят, какой в них смысл, непонятно». Сейчас это решение оспаривается в суде.
Леонид Бычков поясняет, что они устанавливают свое оборудование, не демонтируя старое имущество. Частично муниципальная собственность используется, но если холдинг уходит, то он ее оставляет муниципалитету. Желания вкладываться в ремонт старого оборудования и зданий у него нет. Поэтому у него возникает законный вопрос, почему он должен за свой счет производить неотделимые улучшения арендного имущества (это те, которые нельзя убрать без ущерба полезным качествам и свойствам основного объекта, переданного по договору аренды). Что касается вопроса безопасности, то, по словам Бычкова, объекты его котельных не опасные. «В наших котлах температура нагрева до 115 градусов, а такие на учете в Ростехнадзоре не состоят, — поясняет он „ФедералПресс“. — Согласно ФЗ № 190, проверять нас можно только в составе комиссии, созданной муниципалитетом, если он сочтет это нужным. Проверок не может быть несколько. Это грубое нарушение. Нас в этом году проверили три раза. Сначала местные власти проверили, выдали паспорта готовности. Мы распустили основной штат. Потом приехал Ростехнадзор. А после — прокуратура. При этом проверялся не столько ход подготовки к отопительному сезону, сколько общее техническое состояние всего оборудования, в том числе и законсервированного муниципального. Считаю такой подход совершенно некорректным, поскольку в тарифе заложено не более 3% на капитальный ремонт и источники финансирования всех предписаний не определены. Требовать-то, по сути, нужно с собственников, а не с нас».
«Наконец-то Всевышний нас услышал»
На первый взгляд, типичная история. Надзорные органы для того и существуют, чтобы глаз не спускать с потенциальных нарушителей. Но суть в том, что система теплоснабжения в ряде районов Курганской области долгое время находилась в плачевном состоянии. «Желающих вкладывать деньги в ЖКХ малых городов практически нет», — говорит глава Юргамышского поселкового совета Алексей Першин.
Пока, наконец, местным властям не удалось выйти на екатеринбуржца Леонида Бычкова. Он занимается бизнесом в данной отрасли еще с 90-х. Познакомившись с проблематикой, решил все-таки рискнуть и начал работать. «У муниципалов был режим выживания, — вспоминает он в разговоре с корреспондентом „ФедералПресс“. — Были МУПы и частники, которые эксплуатировали, по сути, разруху. Никаких стимулов для инвестиций не было. Поначалу мы просто производили и продавали котельное оборудование, в том числе в Курганской области. Это улучшало ситуацию, но не кардинально. Затем у меня возникла идея попробовать заняться эксплуатацией. Взяли несколько котельных, рядом с существующими поставили котлы наружной установки, отремонтировали сети, защитили тариф. Теперь только в Курганской области работает 81 котельная в 8 районах».
«То, что мы нашли инвестора, нам очень крупно повезло, — рассказывает Алексей Першин. — У нас за последние 20 лет отопительный сезон прошел нормально только в последние два года. То есть в сентябре включили и в мае выключили. И особых проблем за все это время практически не было. Сегодня мы с ними запускаем проект «Чистая вода». Осталось защитить тарифы. А что в итоге? Я вдруг получаю уведомление, что с мая 2018 года они прекращают работу. Вы представляете, что для меня и населения это шок! Люди за два года привыкли, что не надо включать обогреватели, нагревать воду. И если это случится, то нам заменить эту организацию будет некем. Людей, у которых есть оборотные средства, чтобы компенсировать задержки платежей, нет. Человек работает на совесть. Где найти такого инвестора, который пришел и в течение года поставил новую котельную, заменил все теплотрассы и водоводы? Поэтому, если это случится, для нас эту будет трагедией».
Аналогичное мнение высказала глава соседнего Альменевского сельсовета Светлана Рыжкова: «Я 17 лет руковожу селом Альменево. И до прихода „Перьмэнергосервиса“ проблемой номер один здесь было — где достать топливо и как дать тепло людям. Во всех социальных объектах было холодно. И вот наконец-то Всевышний нас услышал. В декабре 2012 года к нам пришел Бычков и предложил нам свои условия, мы согласились. И на сегодня у нас нет ни одной проблемы с теплом: ни одной жалобы, народу живется комфортно, детские садики нормально функционируют. А ведь были ситуации, когда полностью весь социальный комплекс зимой был заморожен. Например, в 2004 и 2007 годах школы зимой вообще были закрыты из-за низкого температурного режима. Где тогда были эти проверяющие из Ростехнадзора?»
Так что же происходит, почему социально важные предприятия оказались под увеличительным стеклом специалистов Ростехнадзора? В ситуацию вник уполномоченный по защите прав предпринимателей Курганской области Игорь Клепинин (правда, 25 декабря эту должность занял Алексей Чуев). Он пришел к выводу, что Уральское управление Ростехнадзора в лице заместителя руководителя Павла Москвина, издав распоряжения о проверках, допустило нарушение требований ч. 1 ст. 10, п. 1. ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Далее, была нарушена ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Проверка теплоснабжающих организаций на предмет готовности к отопительному периоду относится к компетенции органов местного самоуправления. Таким образом, Ростехнадзор вправе осуществлять эту проверку только в составе комиссии, которую создает орган местного самоуправления. В свою очередь, он может включить представителя Ростехнадзора по своему усмотрению. Омбудсмен сделал вывод, что инспектор энергонадзора Уральского управления Ростехнадзора Наталья Савелова полностью игнорируют эту норму и проводит проверки самостоятельно без участия членов комиссии муниципалитета, нарушая тем самым закон.
Мнение экс-омбудсмена прокомментировал «ФедералПресс» замруководителя Уральского управления Ростехнадзора по Курганской области Павел Москвин. «Вопрос правомерности проверок неоднократно рассматривался в судах разных юрисдикций на протяжении нескольких лет. И во всех судах решения были приняты не в пользу холдинга „Уралкотел“. Все суды признали законность проверок организаций „Уралкотла“ Уральским управлением Ростехнадзора», — пояснил он.
Сам Леонид Бычков считает, что всю ситуацию рассматривать нужно комплексно. «Ростехнадзор хотя и призван следить за порядком в конкретной сфере, но игнорирует общую картину, — заявил он в разговоре с корреспондентом „ФедералПресс“. — Мы предполагаем, что подобное поведение Курганского управления Ростехнадзора сложилось исторически. Видимо, в области больше нечего проверять. Опасных объектов мало, а штат инспекторов большой. Вот они и проверяют тех, кого не должны».
К слову сказать, глава соседнего Альменевского сельсовета Светлана Рыжкова вспоминает, что в прежние времена, когда МУПы проверяли инспекторы, то «им топили баню, их угощали, покупали им гусей, им что-то давали». «А сейчас мы им ничего не даем, потому что действуем в рамках закона», — поясняет она.
Что касается «гусей и бани», то Павел Москвин в комментарии для «ФедералПресс» назвал это ложью и клеветой. «Мы направили материалы в правоохранительные органы для проведения проверки, кого парили в бане, кому давали гусей, пусть укажут фамилии и должности. Но я считаю, что это все ложь и клевета. Нам авторы этих слов объяснили, что это события пятнадцатилетней давности, уже нет даже в живых этих специалистов», — пояснил чиновник.
В итоге позиция Ростехнадзора железная. «Таким образом, все проверки Ростехнадзора проводятся в полном соответствии с законом и направлены на обеспечение бесперебойной работы котельных, предупреждений аварий, которые могут повлечь несчастные случаи и отключения населенных пунктов от тепла», — сообщили в ведомстве.
«Проблем больше, чем их решений»
Павел Москвин согласен, что теплоснабжение — это социально значимая сфера, но подчеркивает, что у него и специалистов его ведомства нет никакого пристрастного подхода к холдингу «Уралкотел». «Просто есть проверки в рамках закона о безопасной эксплуатации тепловых энергоустановок. У них нет разрешения на ввод в эксплуатацию. Эксплуатируются объекты без проектов на подключение к действующим тепловым сетям, и есть масса других нарушений. Мы в течение нескольких лет пытаемся добиться от них того, чтобы они устранили нарушения. Но они этого не делают непонятно по каким-то причинам», — заключает он. Что же касается ухода «Уралкотла» с территорий, то он напомнил, что социально значимые объекты оставлять без теплоснабжения нельзя. Необходимо за восемь месяцев предупредить, что расторгается договор о теплоснабжении.
Ему парирует глава холдинга. По словам Леонида Бычкова, Ростехнадзор не сможет заставить его. «Мы обязаны уведомить все заинтересованные стороны по списку о том, что не будем оказывать услуги по теплоснабжению, но при условии, что у них нет альтернативы, — поясняет он. — Но все их оборудование стоит на месте. И „теоретически“ они могут его запустить в эксплуатацию. А вот получится это у них или нет, это уже не мое дело. Мы можем продать свое оборудование, сдать в аренду, уйти и не мешать. Но заставить нас работать себе в убыток — не получится. Кроме того, практически все договоры аренды у нас истекают в наступающем 2018 году. Существующие на данный момент правила не позволяют сдавать муниципальное имущество старше пяти лет в аренду. Продление договоров также невозможно. Как можно утверждать, что мы обязаны эксплуатировать это имущество? Это „светлое“ будущее наступит уже через четыре месяца. В мае 2018 нужно будет приступать к подготовке к следующему отопительному сезону. Пусть Москвин сообщит мне, на каком основании я должен проводить подготовку, а он проверять ее ход?»
Можно сказать, что ситуацию заклинило, как шестеренку в механизме. Все встало из-за непонятного сбоя. Система ЖХК явно не отрегулирована, а крайними могут оказаться жители и без того небогатой области. Тут впору вспомнить недавние слова президента России Владимира Путина про ЖКХ, высказанные им на пресс-конференции: «Я не считаю, что ситуация развивается позитивно, к сожалению, проблем больше, чем их решений. Да, решения были приняты в последнее время. Да, кое-что поменялось, но недостаточно абсолютно. Думаю, что и региональные, и федеральные органы власти, которые за это отвечают, прежде всего, министерства соответствующие — строительства, и там есть целое подразделение, которое должно заниматься ЖКХ, явно недорабатывают». Как результат, на местах складываются подобные ситуации. И ведь нельзя сказать, что это некое противостояние бизнеса и власти. Местные-то власти как раз обеими руками за инвестора. Но у федеральной структуры свой подход: буква закона выше, чем его дух.
А пока все в напряжении: и сам Леонид Бычков, и главы местных поселений, и Ростехнадзор. Ситуация в подвешенном состоянии. Действительно, что будет в мае, неизвестно. «Здравого смысла здесь не проглядывается. Будет интересно посидеть в стороне и посмотреть, что будет дальше. Собираемся ли мы уходить? Мы не власть. Есть условия для работы и инвестиций — работаем и инвестируем. Нет? Не работаем и не инвестируем. А вот решение о создании условий для работы инвестора принимает власть. Вот пусть они и отвечают», — подводит итог Леонид Бычков. «ФедералПресс» будет следить за развитием ситуации.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео