Войти в почту

Дальний Восток поставят на крыло. Нужна ли региону своя авиакомпания?

«Можно создать в течение года» Поручение представить предложения по созданию дальневосточной авиакомпании премьер-министр дал главам Росавиации, Минфина, Минпромторга, Минэкономразвития и Минтранса. Первая детальная информация должна появиться уже в начале следующего года. Для Дальнего Востока тема авиаперелетов – больная. Чтобы выбраться из родного региона, многим местным жителям приходится копить весь год. Москва считается более экзотичным местом отдыха, чем Китай, Таиланд или Вьетнам: перелет в столицу и обратно может стоить около 70 тысяч рублей в зависимости от региона и времени покупки билета. Любые новости о возможном снижении цен дальневосточниками воспринимаются с трепетом. Стоит ли надеяться на удешевление билетов в случае создания своей авиакомпании, рассуждают эксперты «ФедералПресс». Член комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Владимир Новиков считает, что создание такого перевозчика – целесообразно. «Не надо только создавать его с нуля. Надо делать это на базе действующей авиакомпании. На Дальнем Востоке не первый год работает «Аврора». Там есть и профессиональный штат, и свой парк воздушных судов, и опыт работы в нашем непростом регионе. По большому счету они покрывают большую часть Дальнего Востока. Другое дело, что им необходима будет дальнейшая поддержка в плане развития маршрутной сети, аэродромной инфраструктуры. Без поддержки государства невозможно содержать местные авиаперевозки – сами по себе они убыточны. И такая практика сложилась во всем мире», – рассказал корреспонденту «ФедералПресс» Владимир Новиков. По мнению депутата, на базе действующей компании создать регионального авиаперевозчика можно в течение года. Но вот программа по развитию необходимой инфраструктуры должна быть рассчитана на несколько лет. «Стоимость билетов снизится при наличии нескольких факторов» Предполагается, что появление новой компании позволит снизить стоимость билетов. Владимир Новиков считает, что это возможно при наличии нескольких факторов. «Надо убирать перекрестное субсидирование, когда один и тот же маршрут может иметь два источника финансирования – федеральный и региональный, например. Для каждого региона Дальнего Востока надо подобрать подходящий тип воздушных судов. К тому же, необходимо создание единой базы для ремонта на Дальнем Востоке – это позволит экономить авиакомпании. В Хабаровске или во Владивостоке можно создать свою школу подготовки летчиков. Но главное, что наличие региональной компании позволит разработать свою единую тарифную политику с учетом дальневосточных реалий», – подчеркнул парламентарий. Генеральный директор АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» Никита Полонский разделяет мнение депутата Госдумы в части создания региональной авиакомпании на основе уже действующей. «Та же «Аврора» работает на Дальнем Востоке давно. Можно и нужно использовать накопленный ею опыт. Стоимость билетов можно снизить, если подойти к решению вопроса взвешенно. Закупить недорогие, но эффективные самолеты для начала. Со стороны федерального центра должно быть субсидирование и различные преференции. Дмитрий Медведев не просто так сделал заявление о создании компании: он наверняка видел презентацию, которую готовили профессионалы от авиации. Дальний Восток готов к появлению своей авиакомпании. В той же Сахалинской области идет активное развитие аэродромной инфраструктуры. Сейчас, например, готовимся к строительству двух взлетно-посадочных полос на севере Курил», – поделился планами с «ФедералПресс» Никита Полонский. «Дальнему Востоку нужна конкуренция, а не местечковая компания» Доктор географических наук, главный научный сотрудник Института экономических исследований ДВО РАН Александр Демьяненко на идею создания региональной авиакомпании смотрит без оптимизма. Эксперт считает, что такая мера никак не повлияет на ситуацию с перелетами на Дальнем Востоке. «А готов ли Дальний Восток к компании? Есть дальневосточные севера, где вообще аэропортов и взлетно-посадочных полос практически нет. В той же суровой Канаде все населенные пункты имеют свои посадочные полосы. И появление компании никак на решение этой проблемы не повлияет. Попытки правительства России понятны: если мы хотим развивать Дальний Восток, без перелетов этого не сделать. Люди должны беспрепятственно передвигаться по территории страны, для них это не должно быть экзотикой», – заявил «ФедералПресс» Демьяненко. По словам эксперта, для решения проблемы с дороговизной перелетов нужен функционирующий рынок перевозок, предполагающий конкуренцию и развитую инфраструктуру. «Эффективнее было бы не создавать новую компанию, а разнообразить, например, типы воздушных судов на Дальнем Востоке. В России в целом нет конкуренции на рынке перевозок. И дальневосточная компания точно ее не сделает – это просто смешно. Приведу в пример опять Канаду: там есть компании, в которых всего по одному-два самолета, которые перевозят по пять-шесть человек. И в этой стране нет проблемы с высокой стоимостью билетов», – отметил Александр Демьяненко. Фото: pixabay.com