Войти в почту

Как инклюзивные проекты Сбербанка формируют удобную инфраструктуру и современное мышление

МОСКВА, 20 декабря. /ТАСС/. Эксперт проекта Сбербанка по адаптации банковских продуктов и сервисов для людей с особыми потребностями "Особенный банк", член рабочей группы Центробанка по повышению финансовой доступности, инвалид по зрению I группы Анатолий Попко считает, что доступная среда для людей с инвалидностью складывается из трех вещей. "Первый - умею ли я что-то сделать сам, хватает ли у меня технических навыков для выполнения какого-то действия, второй аспект - инфраструктура, есть ли везде необходимые пандусы, например. И, наконец, последний момент - "доступность" в головах. Сейчас наступает новая эра, которая ассоциируется с изменением в массовом сознании в отношении инвалидов", - сказал Попко. "Я мама двоих детей, и мне стыдно, когда моя маленькая дочь начинает дергать меня за руку и пытается указать на человека, у которого что-то не так, как у нее", - отметила директор дивизиона "Особенные решения" Сбербанка Александра Алтухова. По ее мнению, это связано с тем, что вокруг мало людей с инвалидностью, которые активны и живут полноценной жизнью. "Я считаю, что нужно вовлечь как можно большее число людей в понимание проблемы, и что в будущем для наших детей будет естественно играть друг с другом и не понимать, чем они отличаются", - сказала Алтухова. Что уже сделано Алтухова подчеркнула, что у Сбербанка большие планы на будущее в отношении инклюзии. "Мы еще только в начале пути. Если говорить о доступной среде в офисах, здесь нам еще много предстоит сделать (сейчас адаптировано 45% отделений - прим. ТАСС). Кроме того, доработка приложений и сайтов - это бесконечная работа, потому что есть много сценариев, которые можно упростить, сделать более красивыми и удобными", - считает она. Например, в этом году Сбербанк создал возможность для инвалидов по зрению получать дебетовую карту, самостоятельно за нее расписываясь. "Раньше здесь было много разных трудностей, но мы этот первый шаг сделали. Если говорить про наших сотрудников, мы разработали первый обучающий курс, как нужно себя вести с клиентами с инвалидностью, потому что у кого-то шок, они не знают, что делать, кто-то бросается помогать с чрезмерной жалостью. Тут нужно дать совет", - сказала Алтухова. Руководитель направления Сбербанка Вера Савельева напомнила, что банком был полностью адаптирован официальный сайт для незрячих людей. "На его создание ушел год, мы организовали рабочую группу, которая потихоньку начала понимать, что и как нужно делать. Большую помощь оказали наши эксперты. Мы понимаем, что, делая любой продукт, ты должен его тестировать на своей целевой аудитории, получать обратную связь, дорабатывать и только потом отдавать на рынок", - пояснила Савельева. Она уточнила, что вначале банк хотел создать отдельный сайт для людей с инвалидностью. "Но, пообщавшись с незрячими людьми, мы поняли, что они такие же, как мы, и они хотят смотреть на мир также, как мы", - сказала Савельева, подчеркнув, что адаптация не потребовала многочисленного персонала или большого объема средств. "Костюм Грефа" "Герман Оскарович (глава Сбербанка Герман Греф - прим. ТАСС), надев костюм Gert (специальный костюм, симулирующий инвалидность - прим. ТАСС), поставил себя на место человека с инвалидностью. Такие вещи мы делаем искренне, делаем для наших клиентов", - отметил первый заместитель председателя правления Сбербанка Максим Полетаев. Тем не менее, по его словам, реакция на такой эксперимент была неоднозначной, в том числе были и обвинения в пиаре. "Пусть будут разные суждения, но, когда Герман Оскарович надел этот костюм, произошел прорыв", - считает Полетаев. "Вторая история - наш проект "Неприкасаемые" в Театре наций, где все актеры из группы коррекционных ребят. Я был на спектакле "Женитьба", где играют люди, которые не видят, не слышат, не могут говорить, люди с синдромом дауна, и это был великолепный спектакль, мне не хотелось отрываться ни на минуту", - поделился первый зампред. Эксперт проекта "Особенный банк", инвалид по зрению I группы Анатолий Попко сказал, что назвать историю с "костюмом Грефа" пиаром соблазн был у многих. "Однако ведь дело не ограничилось тем, что этот костюм надел Греф - за этим стоит разработка приложения, адаптация сайта для незрячих, "говорящие" банкоматы, так что костюм - только вершина айсберга, поэтому негатив на этой теме сдувается. В обществе есть конкретные изменения, и банк много в этом отношении делает", - подчеркнул Попко. Сбербанк уже дважды проводил встречи на тему инклюзии, гостями которых становились люди с инвалидностью с активной социальной позицией, эксперты в этой области, сотрудники самого банка, работающие над адаптацией продуктов под нужды клиентов с особенными потребностями. В 2018 году Сбербанк планирует провести целый ряд подобных встреч в регионах с целью формирования в обществе позитивного отношения к людям с инвалидностью.