Войти в почту

Акционеры на ринге: как проходят рэп-баттлы в российских компаниях

Традиционный корпоративный Новый год чаще всего подразумевает банкет: порядка 80% клиентов event-агентств выбирают именно этот формат. Примерно 10% заказывают для своих сотрудников фуршет, 5% работодателей дарят поход в театр, еще 5% предпочитают гуляния в стиле Масленицы — катания с горки, например, игру в снежки или каток. Два года назад появился и новый формат — рэп-баттлы между коллегами. Правда, говорит гендиректор Communicator Creative Events Егор Доброгорский, сам тренд вовлекать сотрудников в праздник существует уже много лет: компании устраивают конкурсы, подобные Евровидению, танцам со звездами, или сами создают мюзикл с сотрудниками в главных ролях. Теперь же, на волне популярности рэпа и словесных битв, к этому перечню добавились баттлы. «О возможности поединка между сотрудниками, — рассказывает генеральный директор агентства SmartMotion Артур Касьян, — клиенты начали говорить еще в прошлом году, но настоящий интерес к формату стали проявлять после знаменитого баттла Гнойного и Oxxxymiron в августе 2017 года». С одной стороны, делится Артур Касьян, баттл подхлестнул интерес прогрессивных компаний, которые стараются идти в ногу со временем, с другой — вселил в консерваторов тихий ужас перед таким форматом вечеринки. Рэп-баттл среди сотрудников — это шоу с участием лидеров, которое можно сделать, не потратив при этом больших денег на заказ артистов, рассказывает Касьян. Чтобы оно было интересным, говорят в event-агентствах, важно выбрать интересную тему, связанную с деятельностью компании или ее планами. А лучше — столкнуть отделы, между которыми существует напряжение. «Например, у отдела логистики своя специфика работы, из-за которой его сотрудники часто задерживают отчеты перед бухгалтерией, — рассказывает историю своих заказчиков владелец и генеральный продюсер event-холдинга «КнязевЪ» Сергей Князев, — коллег из бухгалтерии, в свою очередь, это раздражает. И когда главный бухгалтер компании читает рэп, а ему речитативом отвечает руководитель отдела логистики, с которым у них постоянные трения, и весь коллектив это знает, — это шоу». Баттлы потому и интересны, подтверждает Касьян, что таким образом можно «столкнуть« отделы. «Вот финансовый отдел, например, считает, что он зарабатывает деньги, а коммерческий — тратит, во время баттла они выясняют отношения, и это интересно всем, за рэперов болеют», — рассказывает он. Выбирают конкурирующие отделы с подсказки самих заказчиков. Потом устраивают кастинг, но, делится Касьян, трудность подготовки такого формата кроется в самих сотрудниках. Яркие и разговорчивые в переговорках и на репетициях, руководители часто становятся замкнутыми даже при минимальном количестве зрителей или при появлении камеры. С каждым из руководителей, готовым схлестнуться в баттле, агентство SmartMotion работает отдельно: прописывают текст, оттачивают аргументы, варианты ответных реакций и выпадов в сторону оппонента. Несмотря на то что рэперы тщательно готовятся, сам баттл в какой-то степени — импровизация, ведь впервые оппоненты «дерутся» уже на празднике. И это один из его минусов, считает Касьян, не каждая компания готова выпустить ситуацию из-под своего контроля. В event-холдинге «КнязевЪ» итоговый баттл проходит без импровизаций: участники репетируют вместе, весь баттл записывают в студии, а на празднике руководители выступают под фонограмму. Рэп, говорит Князев, тем и хорош, что участники баттла не должны обладать особенными музыкальными талантами, достаточно попадать в ритм. «Такой формат, — комментирует эксперт HeadHunter Нина Осовицкая, — возможен в компании, где уже налажены культура и отношения: они демократичны, не иерархичны и открыты новому». Там, где «начальник всегда прав», на такой экспертимент никто не решится, считает Осовицкая. Конечно, словесные поединки между акционерами, генеральным директором и его замом или руководителями отделов не носят жесткого характера, как это происходит на баттл-площадках Versus и #SlovoSPB. «Это больше шуточный баттл, — рассказывает Князев, — чем серьезная словесная битва». К тому же шоу, подсказывает Касьян, можно разбавлять рекламными роликами, — это еще один тренд. Агентство снимает рекламу отдела, в котором сами сотрудники играют своих оппонентов, передавая манеру общения, походку, стиль одежды. На волне популярности рэп-баттлов агентства предлагают компаниям еще один формат — заменить традиционную поздравительную речь руководителя на праздновании Нового года на рэп-поздравление. И хотя это плохо ассоциируется с традиционным бизнесом, в практике Сергея Князева есть пример, когда свой коллектив в этом жанре решился поздравить руководитель одного из крупных оборонных предприятий. «В последнее время рэп как жанр собирает немало поклонников не только среди молодежи, но и среди старшего поколения», — объясняет Князев. По словам Касьяна, сейчас в России формат только «обкатывают». Многие еще с осторожностью смотрят на него: он требует длительной подготовки, дерзости и смелости. «Об этом все говорят, но не все решаются сделать», — заключает глава агентства. Формат баттлов, считает партнер консалтинговой компании RosExpert Ольга Кузнецова, «подойдет компаниям с большой долей самоиронии, где негатив в шутливой форме может заставить задуматься, а не обидеть». Читайте также Новогодние индексы Набиуллиной. Цены на «Оливье» растут, «селедка под шубой» дешевеет Человек отдыхающий. Не слишком ли много праздников у россиян Большая разница: чем различается корпоративная культура больших корпораций и IT-стартапов