Ещё

МС-21: испытание на прочность 

Фото: РЖД-Партнер
Барьеры на пути к воздушным замкам
С каждым годом объем контрактов на приобретение пассажирских лайнеров бьет новые рекорды. Очередное тому подтверждение — аэрокосмическая выставка Dubai Airshow-2017, завершившаяся 16 ноября. В рамках мероприятия Airbus заключил контракт с рекордным объемом в 430 среднемагистральных самолетов A320 neo. Сумма сделки с американским инвестиционным фондом Indigo Partners составила $50 млрд Предыдущий рекорд Airbus побил в 2015 г., получив заказ на 250 лайнеров.
Вторую крупную сделку на поставку среднемагистральных самолетов на авиационном шоу в Дубае подписала американская Boeing с авиакомпанией Flydubai. В рамках контракта компания приобрела 175 судов Boeing 737 MAX с правом на приобретение еще 50 единиц.
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), представившая на мероприятии региональный Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) и узкофюзеляжный МС-21, осталась без заказов.
Начальные планы «Иркута» ограничиваются 20 самолетами в год. К 2023 г. производитель планирует нарастить производство до 70 лайнеров. В ближайшие 20 лет компания заявила о намерении выпускать 1 тыс. самолетов. Серийное производство МС-21 запланировано на 2019 г. Мощности предприятия уже загружены на четыре года.
«Должно пройти как минимум 3 года с начала коммерческой эксплуатации самолета, для того, чтобы можно было утверждать об успешности проекта. Если будет спрос, «Иркут» способен расширить свои производственные мощности», — отмечает ведущий эксперт Институт экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко.
Преимущество приобретения крупных партий заключается в сравнительно низкой стоимости одного лайнера. При заказе малых объемов, стоимость судна значительно выше.
Помимо увеличивающихся объемов заказа, очередной преградой для МС-21 в освоении зарубежных рынков, может стать доминирующий рост потребности лоукост-авиакомпаний в среднемагистральных самолетах.
Работа бюджетных авиаперевозчиков, нацеленных на оптимизацию издержек, предполагает партнерство только с одной авиапроизводственной компанией и приобретение одной модели самолетов. Соответственно прогнозируется увеличение крупных заказов. К примеру, купленные инвестфондом Indigo Partners 430 Airbus A320 neo будут сдаваться в лизинг лоукостеру Wizz Air (146 ед.), американской Frontier Airlines (134 ед.), чилийской JetSmart (70 ед.) и мексиканской Volaris (80 ед.).
Ситуация для МС-21 усложняется и на российском рынке. Совет ЕЭК решил с 1 января предстоящего года освободить российские авиакомпании от таможенных пошлин и налогов для временно ввозимых в РФ, до 1 января 2020 г., среднемагистральных пассажирских лайнеров иностранного производства. Преференция будет действовать 8 лет. До конца текущего года в Россию можно беспошлинно ввозить среднемагистральные самолеты, однако, по иным условиям. Срок действия льгот составлял 5 лет, без них ставка пошлины равна 7,5–14,6%.
При этом преференции не действуют на иностранные модели ближнемагистральных узкофюзеляжных воздушных суден. Таким образом удалось защитить позиции Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) на внутреннем рынке.
«Необходимо на определенное время ограничить приобретение самолетов Boeing и Airbus с целью нарастить авиапарк отечественного производства как минимум до 1 тыс. машин. Такая инициатива будет выгодна российским авиапроизводителям, однако увеличит издержки авиаперевозчиков», — считает академик РАН, первый заместитель генерального директора ГосНИИАС Евгений Федосов.
МС-21 сегодня
К концу 2016 г. портфель заказов корпорации «Иркут» на модель МС-21 составлял 175 бортов. Первые поставки МС-21 в 2019 г. получит «Аэрофлот». В ноябре текущего года объем заказов составил 315 самолетов. Некоторые российские лизинговые компании уже заключили твердые контракты и рамочные соглашения на поставку. 175 самолетов: «Ильюшин финанс» (ИФК) — 50 ед., «Авиакапитал-Сервис» в интересах «Аэрофлота» — 50 ед., «Сбербанк Лизинг» — 20 ед., «ВЭБ-лизинг» — 30 ед. Имеется также твердый контракт с индонезийской Crecom Burj Berhad на поставку 25 самолетов и опцион на 25 машин. Из 50 самолетов «Ильюшин финанс» законтрактовал 37 лайнеров.
В 2019 — 2020 гг. лизинговый оператор предоставит 16 самолетов российскому авиа­перевозчику Red Wings. Компания планирует постепенно заменить Airbus и Ту на МС-21. Также ИФК подписал договор о поставке в операционный лизинг 15 самолетов авиакомпании «ВИМ-авиа» и шести — «Саратовским авиалиниям».
В середине декабря Россия и Египет возобновили переговоры о поставках пассажирских судов Sukhoi Superjet 100 и МС-21. Ранее к данным моделям также проявила интерес Саудовская Аравия. Сейчас «Ростех» ведет переговоры с представителями страны о возможной поставке. В октябре мексиканский малобюджетный авиаперевозчик к 2021 г. готов приобрести партию МС-21  По мнению экспертов, в трехлетней перспективе уровень продаж данной модели может сравняться со сбытовым объемом многоцелевого истребителя Су-30. К 2017 г. совокупный объем заказов данной модели составил более 470 самолетов стоимостью около $23,5 млрд В 2015 г. ОАК инвестировала в «Иркут» было 100 млрд руб. на докапитализацию, снизив кредитную нагрузку. До 2019 г. холдинг планирует вложить в корпорацию еще 400 млрд рублей. Планируемый пул инвестиций направлен на развитие проектов SSJ 100 и МС-21.
По итогам 2016 г. объем продаж авиастроительной отрасли России вырос на 9% в сравнении с 2015 г., превысив 900 млрд руб. Российские предприятия выпустили 30 гражданских и 109 военных самолетов.
Внутри МС-21  В декабре Новосибирский авиационный завод (НАЗ) им. Чкалова объявил о планах в семь раз нарастить объемы производства запчастей для SSJ-100 и вдвое увеличить выпуск комплектующих для МС-21. В 2018 г. НАЗ поставит запчасти для 5 самолетов МС-21.
В свою очередь специалисты Испытательного центра Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) отчитались об успешном исходе статистических испытаний кессона (силовой части) композитного крыла для МС-21-300. Конструкция обладает дополнительным запасом прочности в сравнении с проектными нагрузками.
Среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт МС-21 спроектирован опытно-конструкторским бюро им. А. С. Яковлева и корпорацией «Иркут» на базе нереализованного проекта Як-242. Ожидается, что первые серийные экземпляры будут оборудованы импортными двигателями Pratt & Whitney PW1400G-JM (устанавливаются на Airbus A320neo), которые в будущем заменят российские ПД-14. Базовый гражданский двигатель проектируют предприятия Объединенной авиастроительной корпорации.
Повышенная тяговооруженность судна позволит сократить разбег на 300 м и увеличить его практический потолок на 600 м. в сравнении с современными версиями Airbus и Boeing. Более 70% всего бортового оборудования разработал концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ).
Итоги
Новый проект корпорации «Иркут» МС-21 ожидает серьезная проверка на прочность, где успешная маркетинговая стратегия позволит снизить негативные последствия, с которыми столкнется продукция при выходе на иностранные рынки. Мировые тренды демонстрируют экстенсивный рост объемов эксплуатации среднемагистральных самолетов, в частности, благодаря активной экспансии континентальных рынков малобюджетными авиакомпаниями. Возможно, ставки на технологическое преимущество будет недостаточно для успешной реализации масштабного для российского самолетостроения проекта.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео