Войти в почту

Автобусы двинули в глубинку. Частных перевозчиков вытесняют из Волгоградской области

Написанному верить? По информации «ФедералПресс», комитет по транспорту и дорожному строительству администрации Волгоградской области рассчитывал, что губернатор региона Андрей Бочаров не позднее 1 декабря подпишет проект постановления, изменяющее «документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок». Однако этого до сих пор не случилось. По мнению знакомых с ситуацией, предложения комитета вызывали недоумение не только у тех, кто в результате новелл может лишиться бизнеса. Действующая редакция «документа планирования» в регионе утверждена в июне прошлого года. Согласно ей – в регионе 226 межмуниципальных маршрутов, 77 из которых работают по регулируемым тарифам. По продолжению комдортранса, 92 маршрута будут вовсе отменены, а еще 53 «подлежат изменению». В проекте документа среди предложенных к закрытию целый ряд популярных и загруженных маршрутов. В «черный список» попали маршруты, связывающие Волгоград почти со всеми райцентрами области, а также маршруты из Волжского в Ленинск, Заплавное, Лебяжью поляну и т.д. Пригородные и загруженные маршруты, по мнению разработчиков проекта, избыточны и для Волгограда. Так, в списке к отмене маршруты № 110 «Городище – микрорайон Тулака», группа маршрутов № 149 из того же р.п. Городище, маршрут № 158 «ТРК «Европа Сити-Молл» – Городище», № 193К «Дубовка – Волгоград (рынок ТЗР)», № 164 «Волгоград (ул. Тулака) – г. Краснослободск» и многие другие. Документ прошел публичную оценку регулирующего воздействия, но, как заявили «ФедералПресс» предприниматели, работающие в отрасли, «его пытались пропихнуть втихую». «Никакого информирования не было, за два дня до окончания оценки случайно увидели на сайте. Конечно, мы написали замечания. Но их во внимание просто не принимают», – рассказал владелец двух областных маршрутов. – Согласно федеральному закону (№ 220 от 13 июля 2015 года, – прим. «ФедералПресс») могут отобрать маршруты там, где их несколько, и то после этого должен обязательно проводиться конкурс. Здесь же отменяют единственные маршруты». Гражданский активист, руководитель «Общественной независимой инспекции» Алексей Ульянов сообщил, что сегодня направляет письма «во все структуры». «В частности, запрос в полицию по аварийности на межгороде. В комитете господина Васильева (Анатолия, председатель облкомдортранса) утверждают, что причина – это большое количество ДТП. Якобы их было 84 в прошлом году и 95 уже в этом. По моей информации, на междугородних линиях нет столько аварий, это, скорее всего, с учетом города Волгограда. А мы помним, как в начале года автобусы новой компании «Волгоградский автобусный парк» попадали в ЧП буквально ежедневно, – пояснил Ульянов. – Будем выяснять и по поводу случаях нарушения ПДД, превышения скорости. Запросим всю информацию и уже потом сделаем выводы. В упрек маршруткам ставят, что у них водителей не проверяют, что просто неправда. На вокзале обязательный предрейсовый медосмотр. Даже странно – комитет сам создал эту систему, достаточно эффективную, а теперь ее опровергает». Руководитель компании, занимающейся перевозками, Александр Колосков также пояснил «ФедералПресс»: «Все машины с «Глонассом», с тахографами, предрейсовый осмотр обязательный – все, что говорят – просто неправда. Кроме того, никакого дублирования нет. В Кумылгу (станица Кумылженская, центр одноименного района области) я езжу один, и его тоже отменяют. Все наши замечания ответа не получили, «ваши замечания отклонены» – таков ответ, за исключением пары сообщений «Волгоградавтотранса» (областной ГУП). Наверное, на его базе и будут делать альтернативу. Попросят денег из бюджета на покупку новых автобусов. А как они сделают иначе?». В сопроводительных материалах к «документу планирования» указано, что его внедрение не повлечет увеличения расходов бюджета. Однако рассуждения, схожие с заявлением перевозчика Колоскова высказывают многие. Председатель реготделение «Движения автомобилистов России», член регионального штаба ОНФ Армен Оганесян уверен: «Тут о экономике не идет никакой речи. Будут ждать дотаций, как было с «Питеравто». «Это похоже на лоббирование интересов, за этим нет никакой транспортной концепции. Изменения, наверное, действительно нужны, но какие? – рассуждает Оганесян. – Должно быть научное обоснование и возможность участия всем перевозчикам, возможность им подготовиться – всем, например, купить такую-то технику. Я уверен, что имея гарантии, все на это пойдут, купят. Они же создавали этот бизнес, маршруты, набрали свою клиентскую базу, а им теперь волюнтаристски заявляют – на выход. Это неправильно». «Иногда впечатление складывается, что наши власти делают все, чтобы президентские выборы у нас в регионе провалились. Как можно так игнорировать интересы граждан?» – добавил Оганесян. Есть варианты? Скептицизм наблюдателей и особенно участников рынка легко понять. Перед глазами пример развития ситуации в Волгограде. В прошлом году мэрия Волгограда также утвердила новый «документ планирования», затем «Волгоградский автобусный парка» ВАП по конкурсу стал обслуживать 7 ключевых муниципальных маршрутов Волгограда. Это вызвало бурную реакцию общественников и контролирующих структур. Против того, чтобы отдать самые востребованные городские маршруты «инвестору» выступало регионально управление ФАС, активисты ОНФ. Особое возмущение вызывало субсидирование перевозчика из городского бюджета – на 362 млн рублей ежегодно, что в 10 раз больше дотаций муниципалитета собственному автобусному предприятию ВПАТП-7, которое, кстати, стало единственным конкурентом ВАП. Для такого передела рынка закрыть большинство маршрутных такси. Маршрутчики организовывали громкие протестные акции, их требования даже поддержал УФАС, но мэрии удалось отстоять свою линию в суде. Часть волгоградских маршрутчиков до сих пор продолжает вести свою деятельность фактически в нелегальном формате – они вешают на стекла табличку «заказной», их штрафуют, но они остаются на рейсах. «ФедералПресс» связался с профильными кафедрами нескольких вузов Волгограда, где пояснили, что о том, чтобы власти заказывали какие-то специальные исследования, например, пассажиропотоков, им неизвестно Отметим, что мнение о будущем развитии областных перевозок по волгоградскому сценарию пока всего лишь предположение. Но в условиях отсутствия официальной информации от комитета, это фактически единственная версия. «Ну, не могут же просто отменить. Значит, как всегда, хотят ввести единую компанию. Монополию. Возможно, сделают хитрее, чем в прошлый раз – создадут некое объединение, консорциум из действующих перевозчиков, но «навесят» на них обязательство купить определенную технику. Затем из числа участников этого объединения будут постепенно выдавливать неугодных и там останутся уже только свои», – высказал свои предположения на условиях анонимности один из крупных волгоградских предпринимателей, работающий с областными властями, но в другой сфере. В своем праве? Несколько перевозчиков уже обратились во все возможные структуры, которые могут их защитить. Общий вывод неутешительный: противодействовать решению крайне сложно. В управлении УФАС приняли заявления и документы, но, «пока ничего не обещали», рассказали маршрутчики. «Пока проект не утвержден, нечего обжаловать», – добавляют они. Власти даже не рассматривали вопроса с точки зрения сохранения местного малого бизнеса, уверены они. Александр Колосков рассказал: «Мы работаем восемь лет, полтора года назад полностью поменяли парк, на что, конечно брали кредит. Таких большинство». Уполномоченный по правам предпринимателей Волгоградской области Ольга Устинова пояснила, что у нее есть несколько обращений по теме, но помочь им крайне трудно. «Мы давали отрицательное заключение на внесение изменений в документ планирования, потому что, по нашей оценке, там нет достаточных оснований, чтобы подтвердить необходимость изменений», – отметила омбудсмен. «Кроме того, там уже менялась версия изменений – часть обращений, которые поступали, они уже неактуальны. А обращения от предпринимателей именно касаются частного характера – чтобы их оставили в перечне, – продолжает Устинова. – Мы пытаемся вести переговоры с комитетом, получить ответы на наши вопросы. К сожалению, это не секрет, ФЗ-220 дает очень широкие полномочия властям и в судах практика обычно лишь утверждает эти решения. А в бизнес-сообществе нет общественной организации, которая готова в отношении всей отрасли отстаивать системные вопросы. Со своей стороны вмешиваться, не зная глубоко бизнес, у меня нет оснований, как и даже просто выходить с какими-то предложениями. К сожалению, прошлый опыт показывает, что большинство коммерсантов обращается к нам, когда уже сделать что-то нельзя – на стадии утверждения во второй инстанции суда. Нужен переговорный процесс, садиться и разговаривать по существу, пока не поздно». По информации «ФедералПресс», перевозчики начали оргработу по созданию общественного объединения. Редакция будет следить за развитием ситуации.

Автобусы двинули в глубинку. Частных перевозчиков вытесняют из Волгоградской области
© РИА "ФедералПресс"