Войти в почту

Модернизация Севморпути объявлена приоритетной задачей

К 2030 году Ямал должен получить принципиально новое позиционирование на карте России, получив полноценную инфраструктуру для всех видов транспорта, с закольцованной сетью железных дорог и автомобильным сообщением с европейской Россией через Республику Коми. Об этом, в частности, говорили на Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» в Санкт-Петербурге. Последний день был посвящен транспортным проблемам Арктической зоны, превращению локальных транспортных систем, созданных регионами и частными компаниями, в единую систему, чтобы наиболее полно раскрыть потенциал реализующихся экономических и социальных проектов. Эти вопросы звучали на пленарном заседании, на выездном заседании Госкомиссии по развитию Арктики, на двух «транспортных» рабочих сессиях. РОГОЗИН ОТВЕРГ ОБВИНЕНИЯ Да, многие из обсуждаемых проектов не новы, к примеру, проект строительства железнодорожной магистрали Белкомур, которая соединит Транссиб с портом Архангельск, на слуху более 20 лет. Но ситуация стремительно меняется. Пройдет еще 10, 20 лет, западная и уральская части Арктической зоны РФ по развитию транспортной инфраструктуры ни в чем не будут уступать ее европейской части. Вице-премьер Дмитрий Рогозин подчеркнул, что «наступает время серьезных перемен в Арктике»: – Цель этих перемен – это не освоение природных ресурсов и не милитаризация Арктики, как нас обвиняют некоторые западные партнеры, а сохранение присутствия человека в Арктике. Политике обживания северных территорий должна соответствовать правовая база. Как уже сообщал «КС», на форуме критиковали законопроект «О развитии Арктической зоны РФ», где слишком много внимания уделено методике создания региональных опорных зон развития, но слишком мало – социальным вопросам, посвященным жизни северян. Заместитель министра экономического развития Савва Шипов признал замечания справедливыми и обещал учесть многие предложения в новой редакции закона. В Госпрограмме по развитию Арктики уже заложено необходимое бюджетное финансирование для развития транспортной инфраструктуры. Наряду с созданием опорных зон и новых технологий добычи и переработки сырья, модернизация Севморпути объявлена приоритетной задачей. По данным министерства, на эти цели в 2018 году будет потрачено 790 млн рублей, а в течение 2019–2020 годов – более пяти миллиардов. СТАВКА НА САБЕТТУ Спрос на сжиженный газ в мире только растет, подчеркнул генеральный директор «Атомфлота» Вячеслав Рукша. Доля потребления СПГ и газа, поставляемого по магистральным трубопроводам, уже сравнялась. Причем наиболее растущий рынок находится в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По мнению руководителя «Атомфлота», в восточной части Севморпути базовым портом для ледоколов должна стать Сабетта. Имеющимся флотом можно свободно обеспечивать проход по восточному маршруту в летние месяцы навигации, а в зимние – использовать мультимодальный маршрут с перевалкой продукции на более легкие газовозы в Европе. Полностью переключиться на вывоз СПГ по восточному маршруту возможно лишь с тремя ледоколами класса «Лидер», что может быть экономически невыгодно. В том, что «Атомфлот» ставит на Сабетту, нет ничего удивительного. В планах компании «Ямал СПГ», запустившей первую очередь завода, запланировано ежемесячно в 2018 году по 10 проходок газовозов. И это только начало. Порт превратится в универсальный и круглогодичный комплекс после того, как достроят Северный широтный ход, включая его составную часть – железнодорожный участок Бованенково – Сабетта. О развитии железнодорожного транспорта в Арктической зоне доложил заместитель генерального директора Института экономики и развития транспорта Сергей Шарапов. В высоких широтах – 3300 км железных дорог, из них 780 км путей необщего пользования. К 2030 году протяженность стальных магистралей за полярным кругом увеличится еще на 660 км. В частности, возвести основную инфраструктуру Северного широтного хода запланировано до 2025 года. Проект разделен на четыре отдельных проекта. Это развитие подходов к станции Обская со стороны Северной железной дороги протяженностью 1660 км. Развитие подходов к станции Пангоды со стороны Свердловской железной дороги. Реконструкция подъездных путей «Газпрома» на участке Надым – Пангоды, с преобразованием их в железные дороги общего пользования. И строительство линии Обская – Салехрад – Надым с железнодорожными мостами через реки Обь и Надым. С НАЛОГОВОЙ РАЗБЕРУТСЯ Остается надеяться, что планы получат финансирование и технические средства для выполнения амбициозных задач по развитию Арктики. Ведь поговорка «гладко было на бумаге, да забыли про овраги» тоже имеет отечественное происхождение. Подтверждением ее актуальности стал диалог между Вячеславом Рукшей и Саввой Шиповым, в котором гендиректор «Атомфлота» попросил урегулировать вопрос с Министерством финансов по налоговым льготам строителям четырех портовых буксиров для Сабетты, заказ на который разместили в Темрюке. Под арктический проект обещали нулевую ставку НДС, а налоговая инспекция об этом ничего не слышала. «Если так дело пойдет, то следующие четыре буксира закажут где-нибудь в Голландии», – иронизировал Вячеслав Рукша. «Разберемся», – заверил представитель Министерства экономического развития. Очень хочется, чтобы разобрались. И так по всем проектам. До 2030 года. Перспективы «ЛИДЕР», КРУШАЩИЙ ДВУХМЕТРОВЫЕ ЛЬДЫ, ПОЯВИТСЯ НА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВЕРФИ Российская транспортная система обладает всем для обеспечения бесперебойного судоходства по западной части Севморпути. Но логика освоения шельфовых проектов требует параллельного развития его восточной части. Одним из драйверов роста там станет проект «Арктик СПГ-2». Как рассказал генеральный директор «Атомфлота» Вячеслав Рукша, объем перевозок по СМП уже превысил советские рекорды. Вместе с новыми техническими решениями изменения коснулись и технологий ледокольных проводок. «В СССР для круглогодичной навигации в пользу одного «Норильского никеля» требовалось пять ледоколов, – отметил Вячеслав Рукша. – Сегодня на Енисее работает один ледокол, который не проводит суда на коротком буксире по тяжелому льду, а делает необходимый проходной канал шириной 50 метров, по которому движутся суда с коммерческой скоростью 12 узлов». «Атомфлот» располагает четырьмя ледоколами, которые полностью обеспечивают потребности западного участка Севморпути и способны обеспечить перевозку до 30 млн тонн грузов. Но, по расчетам Минэкономразвития, к 2030 году перевозки по водам Северного Ледовитого океана будут составлять уже 70–80 млн тонн. Именно эти прогнозы подтолкнули на обновление ледокольного флота и создание атомохода класса «Лидер». Уже через 10 лет наша страна будет располагать семью ледоколами трех разных типов с силовыми установками мощностью 25, 60 и 120 МВт. Они будут обеспечивать проводки 60 постоянно оперирующих отечественных судов ледового класса, судов под иностранными флагами, а также до 200 единиц судов обслуживающего флота. Базовыми для СМП стали суда типа «Ямалмакс» с дедвейтом в 90 тысяч тонн, длиной 300 и шириной 50 метров, которые строит «Совкомфлот» под проект «Ямал СПГ». Именно для них атомоход «Лидер» будет делать в самые холодные месяцы судоходный канал в двухметровых льдах Восточно-Сибирского моря. Строительство «Лидера» начнется в 2021–2022 годах, после сдачи в эксплуатацию трех атомоходов мощностью 60 МВт. Стоимость проекта составит около 1,3 млрд рублей, а среди возможных площадок для возведения Дмитрий Рогозин назвал керченский завод «Залив», «Северную верфь» в Санкт-Петербурге и новый центр судостроения «Звезда» под Владивостоком.

Модернизация Севморпути объявлена приоритетной задачей
© Красный Север