Войти в почту

Колесо времени. Как делили год древние эвенки

Год начинался, когда просыпалась земля, и заканчивался, когда она вновь укрывалась снежным одеялом. Об особенностях современного и древнего эвенкийского календаря корреспонденту «АиФ-Красноярск» рассказала главный специалист по эвенкийской культуре таймырского Дома народного творчества Татьяна Болина-Укочёр. Икэнипкэ Этот обрядовый праздник сейчас называют Днём оленевода. Он проводился в весеннее новолуние, за месяц до наступления устойчивого тепла. Знаменовался рождением оленят, появлением травы и хвои лиственницы и отмечался народной приметой - первым кукованием кукушки. Этим праздником начинался эвенкийский новый год. Обряд был направлен на получение священной силы для оживления Природы, которая должна способствовать размножению оленей и дичи и давать здоровье и благополучие людям. Вначале всех приглашают очистить душу и тело дымом багульника, затем - накормить огонь свежеиспечённым хлебом. Говорят, если загадать во время этого обряда желание, оно непременно сбудется. Благосклонность судьбы можно также получить, дотронувшись рукой до деревянного столба «сэвэки». Обращаясь к божеству по имени, просили дать хороший год. При встрече первого грома, повествующего о наступлении нового года, произносили Алга - просьбу, благопожелание. Когда слышали первые раскаты грома, брали ветки ёрника в правую руку, трижды обходили жилище по движению солнца и произносили: Арчэ, арчэ! Мы есть эвенки, Мы арбагасы имеем. Чтоб хорошо жили, чтоб не голодали, Хорошим годом приходи, Плохим годом не приходи. Синилгэн Праздник первого снега, благословения зимовья. С этого дня начинается охота. Начинают с обряда Чичипкан - прохождение через «небесные врата». Их делают из раздвоенного ствола лиственницы, наверху крепится тотем в виде лица. Прошедший Чичипкан человек считается очищенным от грехов и болезней прошлого года. Это праздник души и ликования эвенков - с этого дня начинается великая охота. Синилгэн проводится на традициях обряда, символически означающего добывание охотничьей удачи. При этом сильные духом и одарённые охотники берут особый лук и идут на охоту. Когда удача добыта, женщины и дети встречают их с великим ликованием. На праздник съезжаются издалека. Затем многоуважаемый человек рода просит у духа огня благословения и кормит огонь специальным угощением. Бакалдын Летний эвенкийский праздник, во время которого происходит так называемая «встреча всех родов». Проводится он на месте, где пересекались кочевые тропы, в самом начале лета, когда распускаются почки лиственницы и всю ночь напролёт кукует кукушка. На вершине сопки разжигают костёр и благодарят солнце. Сначала на такие празднества допускались только мужчины, но потом участвовать в них стали женщины и дети. Здесь танцевали круговой танец ёхарьё, устраивали спортивные состязания, заключали торговые сделки и обменивались невестами. Ещё одна интересная традиция - кормление реки с пожеланиями добра и счастья, чтобы в реках было всегда полно рыбы. С заходом солнца шаман камлал и просил у духов счастья для всех людей на земле. Месяц - это «луна» Эвенкийский календарь состоял из 13 лунных месяцев. Поэтому месяц называется «бега», что в переводе значит «луна». Позднее один месяц был потерян. Новый год у эвенков начинался с весны. Месяц январь - мирэ - «месяц плеча». Название очень точное. Действительно, в январе из-за горизонта начинает выглядывать солнышко и лучами касается плеч человека. Февраль - гиравун - «месяц шага», «месяц пешей ходьбы на охоте». Солнце в это время года поднимается над горизонтом выше, чем в январе, и природа делает шаг к теплу, к весне. Март - эктэнкирэ - «месяц роста рогов». В марте у самцов северных оленей начинается рост рогов. Апрель - туран - «месяц ворона». Время, когда эти птицы начинают высиживать яйца. Май - сонкан - «месяц телят». В это время проходит отёл самок домашних северных оленей. Июнь - мучун - «месяц зелени». Света в изобилии, зелень набирает силу. Июль - чорилин - «месяц солнцепёка». Самый тёплый месяц. Август - иркин - «месяц чистки оленьих рогов». В эту пору у северных оленей прекращается рост рогов, и с них начинает сходить бархатистая кожица, обнажая кость рога. Сентябрь - сирудян - «время начала оленьих игр». Начинается свадебная пора у диких и домашних оленей. Октябрь - угун - «месяц замерзающей воды». Устанавливаются отрицательные температуры, появляются забереги на реке. Ноябрь - хукдарпи - «месяц глубокого снега, сильного мороза». Точнее про ноябрь не скажешь. Декабрь - хэгдыг - «самый длинный, самый большой». Кочевники тайги в это суровое время года находились в стойбище, время тянулось медленно. Год начинался с головы Ранее у эвенков существовал календарь, в основе которого лежало тело человека. Такой календарь описал известный тунгусовед В. Туголуков. Древнейший главный календарь всех эвенков был построен по принципу счисления месяцев по верхней части человеческого тела. В суставном календаре очевиден астрономический принцип построения. Сонная - голова, или вершина (начало) года, месяц, когда день начинает прибывать. Эвримира - левое плечо (год как бы начинает спускаться вниз). Ичан - левый локоть руки. Билян - запястье левой руки. Унму - суставы, образующие основания пальцев левой руки. Чаратки - средние суставы пальцев левой руки. Огитки - последние, нижние суставы пальцев левой руки. Год прошёл половину своего пути и переходит на пальцы правой руки, начинает восхождение в обратном порядке: огитки, чаратки, унму, билян, ичан, туктиримира - правое плечо. Эту основную календарную систему эвенки различных районов приспосабливали к местным условиям и давали месяцам ещё и дополнительные, описательные названия.

Колесо времени. Как делили год древние эвенки
© АиФ Красноярск