Войти в почту

«Мы эту проблему знаем и тоже возмущены»

Вчера на пресс-конференции глава Минтруда РТ Эльмира Зарипова подробно рассказала о том, какие акции, фестивали, мастер-классы, благотворительные концерты и круглые столы состоятся Казани в течении Декады инвалидов, которая стартовала сегодня. Увы, программа «Доступная среда» в столице Татарстана во многих случаях остается только красивыми словами, несмотря на то, что, по уверению властей, на нее уже не первый год тратятся многие миллионы бюджетных рублей. По данным Минтруда РТ, Татарстан был в числе трех пилотных регионов Российской Федерации, где, начиная с 2011 года, активно реализуется проект «Доступная среда», предназначенный для того, чтобы сделать жизнь людей с ограниченными физическими возможностями более комфортной. За это время на его реализацию было направлено свыше 2,6 миллиарда рублей, для маломобильных граждан адаптировано более 800 объектов. Пандусы проложены к магазинам, поликлиникам и другим социально значимым объектам, но пешеходные переходы столицы республики в этом плане по-прежнему остаются слабым местом. Полтора года назад «Казанский репортер» уже проверял работу подъемников, тогда мы объехали абсолютно все надземные пешеходные переходы в городе и выяснилось, что ни один из них не пригоден для маломобильных граждан. В паре мест найти работающий подъемник все–таки удалось, но лишь с одной стороны. То есть инвалид может зайти в кабину, подняться, выйти, доехать до противоположно стороны и там столкнуться с запертой дверью или неработающим подъемником. После чего будет вынужден повернуть обратно. Иначе как издевательством это не назовешь. Тогда мы составили интерактивную карту недоступных переходов в Казани. Судя по отзывам колясочников с тех пор мало что изменилось. – 90 процентов подъемников в надземных переходах не работает, – утверждает координатор инициативной группы «Город без преград» Александр Калашников. – Но, по большому счету, я ими даже не пытаюсь пользоваться, потому что они установлены рядом с трамвайными остановками. А передвигаться этим видом транспорта в зимнее время маломобильным гражданам крайне затруднительно. Что касается подземных переходов в центре города, то там подъемники работают, но тоже не всегда. Во всяком случае, я несколько раз оказывался в такой ситуации, когда они не функционировали. Вопрос о функционировании подъемников мы задали в ходе пресс–конференции в информагентстве «Татар–информ» министру труда, занятости и социальной защиты Эльмире Зариповой. Как выяснилось, эта ситуация для нее также является источником беспокойств. – Мы эту проблему знаем и нужно сказать, что мы тоже возмущены! – ответила Эльмира Зарипова. – Потому, что на сегодняшний день по программе «Доступная среда» эти подъемники были приобретены, установлены, но потом переданы на баланс Исполнительного комитета Казани. Дальше задача балансодержателя. Безусловно мы привлекаем внимание. Проводятся рейды практически ежеквартально, но сегодня я еще раз свяжусь с представителями власти Казани по этому вопросу, с тем, чтобы Казань обратила на эту тему пристальное внимание. Я думаю проблема будет снята. Сразу же после пресс–конференции Эльмира Зарипова позвонила заместителю руководителя исполкома Казани Игорю Куляжеву, курирующему это направление, и тот заверил ее, что все подъемники, предназначенные для инвалидов, работают. О том, что чиновники и простые казанцы живут в параллельных реальностях, которые не пересекаются даже в юбилей Лобачевского, поговаривали давно. Нехитрый обход переходов лишь подтверждает это предположение. Проверка показала, что подъемники в наличии имеются, но зачастую использовать их по прямому назначению не представляется возможным. К примеру, все четыре надземных перехода на проспекте Амирхана оказались недоступны. Лифты там не работали. Надземный переход на остановке «Горьковское шоссе» оборудован лифтом для людей с ограниченными возможностями, но в нем никто не ездит. Получасовое ожидание показало, что желающих им воспользоваться не нашлось. И это не удивительно, потому что попасть в него невозможно – дверь заперта. – Вы сами-то когда-нибудь видели, чтобы кто-нибудь пользовался этим подъемником? – вопросом на вопрос ответила местная жительница Светлана, которая дожидалась на остановке автобуса, следующего в поселок Залесный. – Вот и я не видела. Между тем, в Казани проживают свыше 87 тысяч человек, признанных инвалидами, из которых 1 245 – инвалиды-колясочники. Примерно такая же картина наблюдалась возле подземного перехода на площади Восстания, который является одним из двух самых старых в столице республики (второй находится на площади Габдуллы Тукая). Некая конструкция для того, чтобы по ней мог спуститься, а затем подняться инвалид-колясочник, существует, но она месяцами простаивает без дела. Во всяком случае, продавщица Регина, которая стоит в подземном переходе каждый день, утверждает, что ни летом, ни осенью ни разу не видела, чтобы кто-то воспользовался такой возможностью. Лифт, ведущий в станцию метро «Яшьлек», что возле Московского рынка, тоже нельзя назвать слишком оживленным. Как ни странно, он выглядит вполне пригодным для проезда и даже рядом с входом в него горит зеленый огонек, вот только попасть в него тоже невозможно. Дверь заперта, а на звонки в установленный рядом с ней домофон, никто не отзывается. Почему у господина Куляжева подъемники работают, а у инвалидов нет, без комментария пресс–службы разобраться, пожалуй, невозможно. Сегодня мы получили ответ на запрос. Публикуем его целиком. «На сегодняшний день в Казани имеется 50 подъемных платформ, расположенных в подземных и надземных пешеходных переходах; из них 42 – в муниципальной собственности. В связи с рядом замечаний остальные 8 платформ на баланс города в настоящее время не приняты. Важно отметить, что эксплуатация подъемных платформ в переходах имеет ряд особенностей, а алгоритм их работы отличается от лифтов, к которым привыкли жители. Так, оборудование иностранного производства плохо переносит морозную погоду (ниже -8°С): при перепадах температур зачастую происходит заклинивание платформы в шахте. Важно отметить, что в пешеходном переходе для вызова кабины и ее движения необходимо непрерывно держать кнопку, во избежание остановки нельзя задевать напольную планку, которая находится по периметру кабины. Кабина, рассчитанная, в том числе на транспортировку колясок, при подъеме/спуске движется медленнее, чем лифты в жилых домах. Эти правила обусловлены техникой безопасности. К сожалению, жители не всегда обращают внимание на инструкцию и, считая подъемник неисправным, пытаются открыть дверь, хотя лифт еще полностью не остановился. В результате нарушается целостность замка лифта и дверной коробки. Это приводит к негативному отношению и, как следствие, росту вандальных действий. Поломки в подъемных механизмах устраняются по мере приобретения и поставки запчастей. Трудности с заменой оборудования связаны с тем, что запасные части являются импортными и это увеличивает срок поставки (заказ-логистика-прохождение таможни и пр.). Кроме того, существующие тарифы на эксплуатацию лифтов не позволяют оперативно устранять поломки после вандальных действий. Среди других причин неработающего подъемного оборудования – строительные дефекты или дефекты производителя, однако в меньшей степени. Что касается объектов по ул. Горьковское шоссе и ул. Декабристов – ул. Восстания, сообщаем: Надземный пешеходный переход по ул. Горьковское шоссе (остановка общественного транспорта «ул. Можайского») оборудован двумя платформами, одна из которых находится в исправном состоянии. Вторая платформа после очередных вандальных действий временно не функционирует. На сегодняшний день ремонтные работы ведутся – остекление восстановлено и заказана вышедшая из строя деталь. По мере ее поступления и монтажа платформа будет запущена. Надземный переход по ул. Горьковское шоссе вблизи кругового перекрестка недавно был принят на баланс. Сейчас ведется работа по заключению договора электроснабжения и устранению последствий вандальных действий (вырваны и украдены осветительные приборы). Подземный переход по ул. Восстания был построен и введен в эксплуатацию в 70-е годы. В 2014 году в рамках капитального ремонта объекта были заменены лестничные марши, плиточное покрытие, проведены малярные работы. В прошлом году была организована работа по устройству навесов над входными группами (6 конструкций); по многочисленным просьбам жителей для удобства транспортирования детских колясок были расширены рейлинги (направляющие) пандусов». История про неработающие в -8°С заставила обратиться к данным управления Гидрометцентра. Как выяснилось, такой температуры ни вчера, ни сегодня и близко не было. Столбик термометра колебался около -1°С, к вечеру температура в самом холодном месте города опустилась до -2,4°С. Остается только удивляться, кому могло прийти в голову в городе, где зима длится по полгода, установить лифты для инвалидов, которые перестают при 8 градусах мороза. Очевидно лишь одно, морозы только начинаются, а значит инвалиды и люди с колясками так и не смогут приобщиться в благам «Доступной среды». Евгений Аксенов, Антон Райхштат

«Мы эту проблему знаем и тоже возмущены»
© Казанский репортер