RB.ru 6 декабря 2017

Как создать свой бизнес, когда в кармане всего 30 тысяч рублей

Фото: RB.ru
Когда в кармане только 30 тысяч рублей… Столкнувшись с кризисом два с половиной года назад, я принял одно из ключевых решений в своей жизни и кардинально поменял сферу деятельности. За плечами был опыт работы в финансовых и кредитных организациях, в кармане 30 тысяч рублей, а рядом за столом в кафе сидел мой будущий партнер, торговую палатку которого в районе Комсомольской в одночасье снесли несколько недель назад.
Опыта работы в цветочном бизнесе не было ни у кого из нас. Но маржинальность казалась фантастической — купить на оптовом рынке за рубль, продать за два — и это в общем-то средние цифры по данному рынку.
И мы начали… продавать цветы на Avito. С тех пор уровень бизнеса, конечно, вырос — через нашу франшизу работает более 70 цветочных магазинов по всей России. Но те ошибки, которые я совершил, выйдя на новый для себя рынок, достаточно универсальны, чтобы ими поделиться.
Ошибка №1. Делать все самостоятельно Об этом пишут во всех учебниках по менеджменту, но пока сам не набьешь шишек, видимо, до конца не поймешь смысл слова «делегировать». Выйдя в новую для себя сферу, я пытался разобраться во всех мелочах: какие бывают цветы, как за ними ухаживать и как должен быть представлен ассортимент. Кажется, что это внимательный подход к делу, но это неправда. В таких условиях ни о какой концентрации, а уж тем более внимании на конкретном вопросе, речи не идет.
В результате я терял деньги на таких глупых ошибках, которые своим сотрудникам бы не простил. К примеру, запустил рекламу в интернете. И только спустя бесцельно потраченные 10 тысяч рублей, обнаружил уже устаревшие заявки в папке «спам».
А один раз зачем-то лично принял заказ на 101 розу, записал адрес, по умолчанию подумав, что речь идет о городе, где у нас точка. Как можно догадаться, город был не наш, и доставить туда цветы было нереалистично. Зато подарил букет знакомой девушке.
Совет. Не бойтесь нанимать персонал среднего уровня и доверять ему. Мне этот навык дался далеко не сразу.
Ошибка №2. Отказываться от анализа вкусов покупателей В каждом российском регионе есть свои предпочтения. На Кавказе большой популярностью пользуются букеты из роз, а в крупных городах все чаще заказывают экзотику — букеты с ранункулюсами или в коробках.
Изначально при открытии точек мы не проводили анализ вкусовых предпочтений региона и думали о единой ценовой политике. И зря.
Одно дело, когда ошибка в формировании ассортимента, допустим автозапчастей, не приводит к затратам, разве что в хранении — рано или поздно запчасти продадутся. А цветы постоят неделю-две и все на свалку.
Совет. Не забывайте о геомаркетинговом анализе. Теперь мы это делаем каждый раз при принятии решения об открытии точки.
Ошибка №3. Идти за толпой Цветочный бизнес довольно консервативный. Если Москва и Санкт-Петербург уже отошли от формата «роза в целлофане», то в регионах все по-прежнему на уровне 90-х годов, как по ассортименту, так и по сервису.
Вообще-то я привык все считать — лидогенерацию, звонки, продажи, но, когда все вокруг делают что-то, очень сложно удержаться и не пойти за толпой.
По инерции всего рынка, при заходе в регион мы начинали запускать наружную рекламу, рекламу в местные газетах и чуть ли не на телевидении. Конверсию в продажи при этом никак не считали, полагаясь на их данные по охвату.
Как можно догадаться, совершенно зря — в цветах это не работает, чего не скажешь о других формах офлайн-активности, вроде BTL-акций.
Совет. Не копируйте бездумно модели работы других. Изобретайте свои.
Что дает переход на новый рынок? Самый главный плюс, который перевешивает все эти ошибки: приход в новый рынок дает незамыленный взгляд на происходящее и позволяет более рационально оценивать свои действия.
Действия на основе базы знаний — это хорошо, а вот действия, просто вошедшие в привычку — далеко не всегда.
Магазины борются за рейтинг на «Яндекс. Маркете», отели разрабатывают акции для Booking, таксопарки скоро ликвидируются, как класс, из-за Uber и только цветы, по-прежнему, продают по старинке (нет, это не бесплатная идея на миллион, агрегаторы букетов уже появились, но только-только). Лишь 35% франчайзи занимались непосредственно флористикой до этого. Как правило, в цветочный бизнес приходят из других сфер. Хорошо, что они не наступят на те же грабли. Разве что с делегированием…
Материалы по теме: 3 вопроса, которые могут спасти ваш бизнес от провала «Свой бизнес по сравнению с работой в найме — сущий ад»: 7 историй от предпринимателей 7 этапов создания сильной бизнес-модели Какому бизнесу лучше не идти в онлайн 7 уроков о бизнесе из любимой книги Билла Гейтса
Комментарии
Читайте также
Где живут бурый ушан и лесной нетопырь: в шести столичных парках пройдут тематические квесты
Магазины со спиртным будут находиться ближе к школам, детсадам и больницам?
Зачем на Алтай везут мёд из Казахстана?
Стать радиоведущим или научиться фехтовать: чем смогут заняться горожане в культурных центрах в новом учебном году