Ещё

Усы, лапы, хвост: как построить бизнес на отелях для животных 

Фото: Forbes.ru

Россия лидирует по числу любителей кошек: по данным аналитической компании Dalia Research, полученным в результате опроса выборки в 43 тыс. человек в 52 странах мира в феврале 2017 года, почти у 60% россиян есть кошка — даже в США при высоком подушевом доходе эта доля составляет 43%. При этом порядка 15% затрат на содержание животного приходится на передержку, оценивал в 2016 году аналитический центр НАФИ. С одной стороны, стоимость породистой кошки иногда доходит до нескольких тысяч долларов, и такого питомца в сомнительном месте не оставишь даже на короткое время. С другой, кот как член семьи (иногда, кстати, единственный), и беспородного питомца тоже не хотят доверять кому попало.

Как ни странно, активно развивая разные бизнес-сегменты на основе высокотехнологичных трендов, некоторые ниши отечественные предприниматели обходят стороной.

Пустующая ниша

Я 10 лет работала в сфере ветеринарии и на руководящих должностях в ритейле — например, возглавляла управление качества Торговой сети «Пятерочка» X5 Retail Group.

Идея открыть зооотель у меня появилась очень давно, еще во время учебы на ветеринарном факультете в начале 2000-х: качественного сервиса по передержке тогда в России не было. Впрочем, и сейчас спрос значительно превышает предложение, особенно в высокий сезон: во время новогодних и майских праздников, в августе и сентябре мы получаем в 5 — 6 раз больше заявок, чем мест в двух наших отелях (в каждом из них более 30 номеров).

Мы проанализировали существующий рынок зооуслуг и увидели, что у нас эта ниша находится в зачаточном состоянии в сравнении, например, с США, где зоогостиницы развиты с 20-х гг прошлого века и являются стандартной повседневной услугой, при необходимости включающей ветеринарную помощь. Около года назад мы смотрели статистику по Москве и Московской области: на тот момент тут было официально зарегистрировано порядка 300 гостиниц для всех видов животных — при этом общее количество домашних питомцев в регионе, по данным из разных источников, составляет более 4 млн  Чаще всего устроено все по «старинке»: нет форм онлайн-бронирования, а то и терминалов для безналичной оплаты в самих гостиницах — нужно звонить и узнавать, есть ли места, и если в сезон вы хотите оставить питомца на короткий срок, то вам по телефону могут оказать или назвать цену в несколько раз выше. Персонал, как правило, не имеет отношения к ветеринарии — обычно это люди, которые любят животных, но не всегда располагают достаточными знаниями. То же часто касается организации пространства — систем очистки воздуха, воды, поверхностей. Про видеонаблюдение 24/7 «слышали» лишь несколько отелей для питомцев.

Мы изначально автоматизировали бизнес-процессы: нам не нужен администратор или оператор, который бронирует по телефону номера (хотя если клиент захотел зарезервировать место по телефону или написать нам в социальных сетях, по почте, безусловно, мы не отказываем). За питомцем выезжает ветеринарный специалист, проводит клинический осмотр у владельца дома, составляет договор и сразу принимает оплату удобным клиенту способом. Помимо возможности выбрать способ оплаты и время заселения, мы учитываем особые запросы — диету, например — и клиенты могут следить за соблюдением этих пожеланий с помощью видеонаблюдения.

Онлайн бронирование на сайте занимает меньше минуты. Мы стараемся устранять лишние условия: они сужают целевую аудиторию и создают препятствия для клиентов. Но одно базовое все же есть: кот должен быть здоров, поэтому каждый питомец проходит клинический осмотр ветеринарным специалистом при поступлении — мы не можем рисковать здоровьем остальных животных.

IT-инструменты

У нас интегрированы между собой 7 различных систем — модуль бронирования номеров с обратной связью, сайт, система онлайн-оплаты, телефония, CRM, аналитика по всем каналам, соцсети. Управление фирмой происходит в одной программе, включая общение с контрагентами и внутренние коммуникации, с ней «взаимодействуют» все остальные системы. Я не верю в управление сетью в формате Excel или на бумажке. Вложения в IT-инфраструктуру составляют порядка 3 млн рублей, но это позволяет сократить ФОТ на обработке всех операций, а также снизить влияние человеческого фактора на всех этапах и сделать систему прозрачной. Наши франчайзи-партнеры тоже будут работать на этом ПО.

В результате в штате одного отеля три-четыре сотрудника — в зависимости от количества номеров. Каждый из них имеет среднее или высшее ветеринарное образование. Практически каждый сотрудник является действующим ветеринарным врачом или ассистентом и работает еще в ветеринарной клинике: и здесь, и там работа посменная, и их при желании легко совмещать. Заработная плата зависит от количества выработанных смен, как и в ветеринарной клинике, а также от квалификации сотрудника (врач или ассистент) — ее уровень соизмерим с ветклиниками.

Высокие вложения в IT целесообразны, если есть стратегия развития сети, и, на мой взгляд, бессмысленны с точки зрения окупаемости одного объекта без планов открытия дополнительных филиалов. Сейчас у нас два собственных отеля в Москве, еще одна точка в столице будет открыта в ближайшее время по франшизе. Маржинальность одного отеля составляет 32%. Нам также поступают обращения из разных городов и ближнего зарубежья, например, недавно прилетали гости из Казахстана, и мы ведем с ними переговоры.

Первая заявка на франшизу поступила к нам уже через неделю после ее размещения на сайте партнеров. С начала августа 2017 года мы размещены на нескольких франчайзинговых площадках, таких как ТопФраншиза, ФранчВумен, ФранчСтор. Всего в первый месяц после размещения поступило три заявки из Москвы. Сейчас в неделю приходит 7-10 заявок — в основном из городов-миллионников: Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Ростова, Волгограда, Казани. Мы поняли, что услуга востребована не только в столице, скорректировали планы сети по открытиям и запланировали открытия в городах с населением свыше 900 тыс. человек: Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани и Ростове.

Развивать бренд

Сколько стоит открыть зооотель на 25 номеров? Стартовые инвестиции для франчайзи-партнера составляют от 1,3 млн руб, включая паушальный взнос в размере 390 000 руб. Согласно бизнес-плану, стоимость номера составляет от 495 до 995 руб в день, плюс возможно предоставление услуг груминга по цене от 1500 руб. Оборот в месяц, по нашей оценке, — 390 000 руб, в год — от 4,68 млн руб. Ежемесячные затраты (ОРЕХ) — от 150 000 руб. Основные статьи: ФОТ, арендная плата, расходные материалы, связь, реклама, услуги бухгалтера и банка. Роялти — 7%. По нашим расчетам, срок окупаемости — от 11 месяцев, рентабельность впоследствии составляет 32%.

На сегодняшний день подписана и продана одна франшиза, в стадии завершения переговоры еще в одном из городов России. Несмотря на большое количество обращений мы тщательно подходим к выбору франчайзи: все-таки мы несем ответственность за жизнь и здоровье чужих питомцев.

Читайте также
Новости партнеров
Больше видео