Войти в почту

Арктика: территория лидерства

Действующая госпрограмма по социально-экономическому развитию Арктической зоны до 2025 года призвана повысить качество жизни населения на этой территории, создать условия для развития Северного морского пути как национальной транспортной магистрали и усилить результативность использования ресурсной базы региона. Но до сих пор нет отдельного закона об Арктике, хотя он давно необходим. В Арктике уже проделана огромная работа по обеспечению безопасности наших арктических границ и территорий, ускоренными темпами ведется обновление отечественного ледокольного флота. Для разработки новых промышленных технологий, предназначенных для работы в условиях Крайнего Севера, активно подключается потенциал российской науки. Эти направления развития региона уже дали свои результаты, о чем было заявлено в августе на заседании «арктической» госкомиссии под руководством вице-премьера Правительства Дмитрия Рогозина. Арктическим масштабам соответствует и заложенное в госпрограмму финансирование — более 200 миллиардов рублей. Однако ситуация в экономике внесла в эти планы коррективы — сегодня количество бюджетных средств, выделяемых на Арктику, сокращено. Означает ли это, что Россия должна отказаться от своих амбиций? Вовсе нет. Поступательное движение в развитии Арктики можно сохранить, если в программе по освоению Арктики появятся «реперные точки», на которые будет направляться финансирование в первую очередь. О том, какими они могут быть, шла речь на «круглом столе» в пресс-центре «Парламентской газеты». НУЖНЫ РЕШИТЕЛЬНЫЕ ШАГИ «Политика в области освоения Арктики должна быть комплексной, последовательной и более решительной», — заявил член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Дмитрий Шатохин, представляющий Республику Коми. Сегодня в регионе очевидны успехи России в области обороны и в реализации нефтегазовых проектов. А вот социальной сфере по-прежнему не хватает государственного внимания. Во многом это случилось из-за нестыковок в законодательстве. Госпрограмма по социально-экономическому развитию Арктики включала в основном меры экономического характера, принципы же социальной политики в регионе планировалось закрепить в отдельном законопроекте, который и должен был определять комплексные пути развития этих территорий. Необходимость отдельного закона о развитии Арктики отмечала и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко во время посещения Мурманской области в прошлом году. Такое поручение было дано Минэкономразвития. Однако итог законодательной работы министерства всех разочаровал. И тогда было решено отказаться от этого законопроекта, а вместо него разработать закон об опорных зонах в Арктическом регионе. Работа над ним в Правительстве России затянулась, а потому, по мнению Дмитрия Шатохина, принципы социальной политики в арктических территориях должны быть внесены в госпрограмму. «Качество жизни в Арктике должно стать приоритетом для Правительства. Ведь развитие масштабных проектов будет в первую очередь зависеть от того, насколько охотно сюда будут приезжать и оставаться надолго люди», — заметил он. Так, для северян остро стоит вопрос повышения зарплат, выплат северных надбавок, создания социальной инфраструктуры. В решении этих проблем должна заключаться комплексность и последовательность государственной политики. Учитывать тяжелые климатические арктические условия при расчете рентабельности и конкурентоспособности региональной экономики, предлагает член Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Михаил Жуков. «Арктика должна стать особым объектом государственного управления, в котором применяется соответствующая ее условиям ценовая, тарифная, налоговая и таможенная политика. Налоговые и тарифные преференции и сейчас предусмотрены в госпрограмме по развитию арктических территорий, но охватывают они только восточный сектор — Якутию и Чукотку. На территории западного сектора Арктики данные льготы почему-то не действуют», — отметил эксперт. ХОРОШО ПРОСЧИТАТЬ МЕГАПРОЕКТЫ Арктическим масштабам соответствуют и инфраструктурные проекты. «Направленность этих проектов отвечает основным целям нашей страны — обеспечению безопасности границ, добыче полезных ископаемых и обеспечению транзита грузов по Северному морскому пути», — считает Михаил Жуков. Например, среди таких проектов — порт Сабетта на берегу Карского моря. Сейчас здесь идет строительство завода по переработке сжиженного газа, с вводом в строй которого порт Сабетта станет основной базой для разработки месторождений Ямала и Обской губы, а также обеспечит круглогодичную навигацию по Севморпути. Строительство другого важнейшего терминала -«Ворота Арктики» — идет в акватории Обской губы в районе Мыса Каменного на Ямале. Он сможет обеспечить круглогодичную транспортировку нефти по морю, в том числе в экстремальных природно-климатических условиях. Кроме того, ряд арктических регионов намерен привлекать инвестиции под собственные региональные проекты. В основном они связаны с добычей полезных ископаемых. Так, в Якутии собираются разрабатывать месторождения углеводородов, олова и золота. Отсюда логично вытекают задачи по развитию портов Тикси и Зеленомысского и модернизации Жатайского судостроительного завода. Однако далеко не всегда планы регионального развития, принятые местными властями, удачно сопрягаются с общей политикой развития арктических территорий. «Сейчас единого стратегического плана, разработанного с участием всех субъектов, не существует», — констатирует Дмитрий Шатохин. Он приводит в пример ситуацию со строительством железной дороги Соликамск — Архангельск (Белкомур), которое испытывает трудности с поиском инвестора. Предложенные государством концессионные механизмы пока результатов не дали. И развитие Севморпути станет успешным, только если будут построены железные и автомобильные дороги к портам на побережье Ледовитого океана. Несмотря на то, что у этой транспортной магистрали есть перспективы превратиться в международную артерию, сегодня она пока нерентабельна. «Выгоды освоения Севморпути очевидны. Если доставлять по нему международные грузы из Европы в Азию, время сокращается в несколько раз, — констатирует Михаил Жуков. — От Мурманска до Петропавловск-Камчатского более пяти тысяч километров сложнейшей ледовой трассы. Чтобы она могла работать бесперебойно, нужно обеспечить на всем ее протяжении современное навигационное и гидрологическое оборудование и обновить ледокольный флот. То есть предстоят большие затраты. И пока государство не вложится в такую реконструкцию, грузы со всего мира к нам не пойдут». Не решен и вопрос, кто будет оператором Севморпути. Спор ведет «Оборонлогистика» (это ведомство обеспечивает здесь доставку в основном военных грузов), Минтранс и Росатом, в чьем ведении сегодня находятся все ледоколы. Поэтому, по мнению эксперта, необходимо на государственном уровне решить -кто же будет отвечать за Севморпуть, и создать единый консорциум с включением всех хозяйствующих субъектов. Общую стоимость всех арктических мегапроектов специалисты оценивают в пять триллионов рублей. Пока в Правительстве РФ обсуждают, в какие сроки и какими траншами будут выделяться эти деньги, член Комитета Госдумы по финансовому рынку Алексей Лященко предлагает подумать над расчетами рентабельности арктических проектов (их более 150). «Экономическая карта Арктики, — замечает депутат, — изменяется на глазах: порт Диксон (когда-то его звали «воротами Арктики») после того, как «Норникель» реконструировал Дудинку, превратив ее в современный хаб, стал нерентабелен и пришел в упадок. Его роль перешла к Дудинке, и это, наверное, хорошо, но надо тогда подумать и над тем, что делать с населением Диксона, где люди остались без работы». По мнению депутата, также важно предусмотреть для транспортных объектов, строящихся в Арктике, возможность двойного использования. «Военные для решения своих задач строят в Арктике новые аэропорты, например аэропорт Темп на острове Котельном. Но стоит задуматься, как его можно использовать и в гражданских целях», — отмечает депутат. СЕВЕР ДЛЯ ЛЮДЕЙ По мнению председателя Комиссии Общественной палаты по развитию общественной дипломатии Елены Суторминой, планируя масштабные проекты в Арктике, нельзя забывать о тех, кто живет и работает на этих территориях в тяжелейших условиях. «Надо дать возможность арктическим регионам самим рассчитывать стоимость реальной потребительской корзины, и уровень зарплаты должен соответствовать этой корзине», — заявила она. По мнению эксперта, затраты на увеличение зарплат могут быть компенсированы из региональных бюджетов при условии, что на местах будет оставаться часть налогов. Сегодня регион уже не так привлекателен для людей, как в советские годы. Отток населения продолжается, поехать же в Арктику работать желающих немного. «Сегодня северные надбавки, хоть и сохранились, но уже не компенсируют, как это было в СССР, высокую стоимость жизни в арктических районах. Кроме того, чтобы получить их, человек должен отработать в регионе не менее пяти лет, при этом его зарплата останется на уровне среднероссийской. Человек, имеющий семью, на такое просто никогда не решится», -замечает Елена Сутормина. Крупные добывающие компании, работающие в регионах, используют вахтовый метод. Но это, по мнению экспертов, лишает работы местное население, как раз и вынуждая его уезжать. «Когда-то мы возили туристов на Диксон, показывали им памятник русскому полярному исследователю Бегичеву, — рассказал директор клуба «Приключение» Дмитрий Шпаро. — Сейчас Диксон из маршрута исключили. В 70-е годы в поселке жили 10 тысяч человек, сейчас — 300. Дома стоят полуразрушенные. Полное запустение…» Он считает, что в рамках госпрограммы нужно провести ревизию всех населенных пунктов в Арктике. И если их дальнейшее развитие нерентабельно, то организовать переезд проживающих там людей. ЧЕТЫРЕ ПРИЧИНЫ, ПОЧЕМУ РОССИИ НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ АРКТИЧЕСКИЕ ТЕРРИТОРИИ 1. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ Арктика — важный сырьевой резерв России. За последние 10 лет здесь открыто 11 шельфовых месторождений нефти и газа. одно только Штокмановское (крупнейшее в мире) содержит около 400 миллиардов кубометров газа. В Арктической зоне содержатся уникальные запасы и прогнозные ресурсы редких металлов и других полезных ископаемых. Здесь сосредоточены основные ресурсы медно-никелевых руд, платиновых и редкоземельных металлов, тантала, титана, железа, ниобия, полиметаллов, фосфора, флюорита, хрома, марганца, алмазов и золота. 2. ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКАЯ Интерес военных к Арктике связан как с удобным местоположением для пуска баллистических ракет, так и с необходимостью защиты арктических границ в свете возникающих территориальных споров. Канадские вооруженные силы уже провели в Арктической зоне ряд учений. В Военной доктрине РФ также особым пунктом стоит задача создания группировки войск общего назначения в Арктической зоне РФ, способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки. Вместе с тем Россия последовательно выступает за демилитаризацию Арктики и призывает все арктические государства подписать соответствующую конвенцию. 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ Развитие Арктики тесно связано с решением социальных проблем региона, одной из которых является наметившаяся с 2002 года тревожная тенденция сокращения численности населения арктических территорий. 4. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ Ярким примером бизнес-подхода стала разработка обновленной концепции Северного морского пути, направленной на то, чтобы Россия смогла «зарабатывать», используя свое географическое положение. Путь в азиатские страны по Северному Ледовитому океану втрое короче, чем маршруты через Атлантический и Индийский океаны. А значит, наша страна могла бы получать приличный доход от мирового грузопотока.

Арктика: территория лидерства
© Парламентская газета