Войти в почту

"Не хотим стоять на коленях". Молодежь Дзержинска митингует против цен на проезд

Как молодежь Дзержинска протестует против повышения стоимости проезда в общественном транспорте, узнал Sobesednik.ru. В городе Дзержинске Нижегородской области начались протесты против повышения транспортных тарифов. Пока взрослые молчат, в бой идут школьники, студенты и молодые учителя. Школьников взяли на карандаш? Недавно интернет буквально взорвало видео, на котором учительница школы №40 Дзержинска Нижегородской области в «неформальном разговоре» на повышенных тонах обзывает учеников баранами и обвиняет их во вступлении в политическую и даже революционную группу в социальной сети «В контакте». Учитель пугала 11-классников: мол, «эта группа на примете» у ФСБ. В ответ один из учеников заявил: «Мы не делаем ничего противоправного, мы не хотим стоять на коленях». И весь этот шум случился из-за одной лишь группы в соцсети, которая называется «#18рублей Дзержинск против роста цен на проезд»: многие вступившие в нее вместе с местными активистами требуют отменить повышение цен на проезд в общественном транспорте, которые с октября подскочили аж на 40% – с 18 до 25 рублей. В городе, где средняя зарплата в пределах 20 тысяч, такое подорожание возмутило многих. Но, несмотря на невинность протеста, жесткие разговоры с учениками прошли и еще в нескольких школах, даже заставляли писать расписки – обещания, что не будут ходить на митинги. – Честно говоря, причину этого разговора я так до конца и не понял, может, администрация города или департамент образования надавили на руководство школы... – рассказывает мне Юра Разумович, в классе которого и проводилась эта «воспитательная» беседа. – Мои родители отреагировали крайне критично: опасаются, что я, возможно, испортил этим себе дальнейшее обучение в школе, что начнут «валить» и испортят мне аттестат. Но таких действий со стороны учителей я пока не заметил. После публикации видео меня и моего одноклассника вызывали в СК: там мы объяснили свою точку зрения, а также высказали наше мнение об учителе (мнение, кстати, положительное, ибо по учебной части претензий нет). Так что конфликт был спущен на тормозах. Кто виноват? Юра, как и еще 29 парней и девушек (в возрасте от 17 до 30 лет), является активистом некоего «Свободного общества»: именно это движение и взялось за борьбу с повышением цен на проезд в городе. – Если каждый день ездить только на одном маршруте туда-обратно, то в месяц расходы на проезд составят 1,5 тысячи рублей (это на 420 рублей больше, чем было), – рассказывает организатор «Общества» 22-летний Михаил Пенкин – студент факультета государственного и муниципального управления в Дзержинском филиале РАНХиГС, который встретился со мной сразу после того, как подал очередное заявление об организации митинга. Михаил Пенкин // Фото: Виктория Савицкая / «Собеседник» – У администрации, безусловно, были предпосылки к повышению цен, – соглашается еще один активист, молодой учитель истории одной из дзержинских школ Андрей Рудой. – Муниципальная компания (МУП «Экспресс») и в самом деле сидит в долгах, хотя они не такие неподъемные, как были несколько лет назад. Дело не в повышении цен на проезд в целом, а в темпах. Если бы цены выросли лишь на два рубля (как это было в октябре прошлого года), то вопросов у нас бы не возникло. Между тем активисты выяснили, что у некоторых частников повода для повышения тарифов вовсе не было – они получают достаточную прибыль. – От наших инсайдеров мы узнали, что за прошлый год у частников прибыль значительно выросла: у кого-то на 15%, у кого-то на 40–50%, – рассказывает Рудой. – Мы действительно подозреваем, что администрация попросила частников поднять цены, а они и рады. Хотя власти нас заверили, что повысили цены на проезд без оглядки на другие компании. Приходили в гости полицейские… – Миша, почему именно ваша группа взялась за цены на проезд? – поинтересовалась я. – Многие горожане недовольны: я это вижу и по постам в соцсетях, и по возмущению пассажиров в автобусах, – поясняет активист. – Проблема в том, что возмущены все, но мало кто готов что-то реально делать, нужны люди, которые могут за это взяться: тратить время, деньги, выражать всеобщее возмущение... Вот мы и решили поставить этот вопрос ребром и, как мне кажется, уже добились неплохих результатов: заявили о проблеме в соцсетях, в СМИ, провели пикеты, добились встречи с властями, организовали встречу с жителями, обратились за поддержкой к депутатам Госдумы... Несмотря на то, что ребята из «Свободного общества» не делают ничего противозаконного (даже на несогласованные митинги никого не зазывают), ими все равно заинтересовались правоохранительные органы. Так, координатора группы Михаила несколько раз вызывали в полицию, только он не пошел: юрист (да, ребята работают и с юристами) не рекомендовал идти в органы без повестки. Но если гора не идет… то полицейские сами решили прийти в гости к Мише. – Я пригласил их в квартиру, мы посидели на кухне, побеседовали, – рассказывает Пенкин. – Никаких запугиваний не было, пришлось лишь написать объяснительную, в которой рассказал о своей позиции по отношению к повышению проездных тарифов. Хотя, признаться честно, в первое время мне было страшно: я знаю случаи, когда протестных активистов вывозили в лес, избивали и т.д. Но, видимо, благодаря растиражированному видео из школы (тому самому, о котором мы рассказали вначале) нас перестали запугивать: возможно, решили, что такая огласка ни администрации, ни полиции не нужна. …Пока мы с Михаилом общались, к нему приходили и другие члены «Свободного общества», чтобы взять у координатора бланки для сбора подписей горожан, которые также не готовы отстегивать такие деньги за проезд: эти бланки вместе с письмом активисты собираются передать в том числе и новому и. о. губернатора Нижегородской области Глебу Никитину. У ребят есть еще надежда, что новый чиновник захочет войти в положение дзержинцев. Ответ администрации «Собеседнику» ответил начальник управления информации и взаимодействия со СМИ А. Е. Марков: – В городе действует 2 тарифа на пассажирские перевозки – регулируемый и нет. В октябре транспортники обратились с просьбой повысить тарифы: на поездку в троллейбусе – до 28 руб., в автобусе – до 32 руб. Администрация пошла им навстречу, но все же снизила планку, приняв уровень экономического обоснования 2016-го: в 2018-м бюджет города не сможет компенсировать разницу, как раньше. Частные перевозчики имеют право сами определять тарифы (им компенсация не полагается). Увеличение они мотивировали ростом цены на топливо, подвижной состав, запчасти (в среднем на 40%). При этом в городе сохранены льготы для школьников, студентов (проездной – 525 и 630 руб./мес. соответственно) и пенсионеров. В пользу граждан Похожая история произошла в Курганской области. В мае этого года областное УФАС РФ признало местных перевозчиков виновными в картельном сговоре: 22 перевозчика заключили между собой устное соглашение о повышении цены до 20 рублей в феврале 2016 года. Вот и в Дзержинске подозревают, что тут тоже имел место картельный сговор: частные перевозчики «погнули» администрацию утвердить повышение тарифов. Не случайно же, подозревают горожане, первыми цены на проезд повысили крупнейшие коммерческие перевозчики Дзержинска – ООО «Тройка» и ООО «Тройка ТТ», затем другие. А чуть позже проезд подорожал и в муниципальном транспорте МУП «Экспресс»: до 25 рублей на автобус и до 23 рублей на троллейбус. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №45-2017 под заголовком «Перевези меня через майдан».

"Не хотим стоять на коленях". Молодежь Дзержинска митингует против цен на проезд
© ИД "Собеседник"