30 ноября 2017, Naked-Science.ru

5+1. Критики Илона Маска и их аргументы

Основатель Facebook Марк Цукерберг
Критике подвергается не только то, что делает создатель Tesla и SpaceX, но и то, что он говорит. Высказанные им взгляды и мнения, как правило, не остаются без внимания. Марк Цукерберг не удержался и подверг критике слова Маска о том, что искусственный интеллект представляет ключевую угрозу для человечества.
Выступая летом этого года на встрече Национальной ассоциации губернаторов, Илон Маск заявил, что он опасается ситуации, когда разработчики в погоне за все более передовыми технологиями забудут про те опасности, которые исходят от ИИ. Гибель цивилизации по вине искусственного интеллекта — вполне реальный сценарий конца света. Искусственный интеллект — это та сфера, где нужно широко применять государственное регулирование, не дожидаясь негативных прецедентов. Маск отметил, что по роду своей деятельности имеет доступ к самому передовому искусственному интеллекту и считает, что его опасения должны быть услышаны.
Марк Цукерберг
Facebook, как известно, активно ведет свои исследования в сфере ИИ. Видимо, поэтому его глава не смог не отреагировать на высказывания Маска. Во время прямой трансляции в Facebook Live Марк Цукерберг, отвечая на вопросы пользователей, затронул и тему выступления Маска. Основатель крупнейшей социальной сети назвал безответственными попытки предсказать конец света и высказался о положительной роли искусственного интеллекта для человечества в будущем.
С появлением новых вещей мир становится лучше, и в случае с искусственным интеллектом есть повод для оптимизма, заявил Цукерберг. Тех же, кто пророчит конец света, он просто не понимает. В ближайшие 5–10 лет ИИ существенно улучшит качество нашей жизни. Он уже сейчас помогает человечеству, например участвует в процессе постановки медицинских диагнозов. Также Цукерберг напомнил об автомобилях, управляемых искусственным интеллектом. Автокатастрофы остаются одной из главных причин преждевременных смертей, и если удастся исправить это с помощью ИИ, то это будет колоссальным успехом.
Ключевой довод Цукерберга состоит в том, что технологии в целом можно использовать как во благо, так и во вред. Осторожным нужно быть всегда, что бы вы ни делали, и всегда тщательно думать, что вы создаете и как оно будет использоваться.
В ответ Маск только кратко прокомментировал это заявление в своем Twitter-аккаунте, посетовав, что понимание главы Facebook о будущем искусственного интеллекта весьма ограничено.
Глава Volkswagen AG Маттиас Мюллер
Прошелся по Маску и генеральный директор Volkswagen AG Маттиас Мюллер. На проходившем в октябре в Германии форуме Menschen in Europe Мюллер был участником дискуссионной группы «Будущее автомобильной промышленности». Естественно, участники форума поинтересовались его мнением о компании Tesla.
Отвечая на вопрос, Мюллер сначала не стал напрямую упоминать имя Маска, хотя всем было понятно, о ком идет речь. «В мире есть чемпионы по громким заявлениям — я не хочу называть их имена, — сказал с некоторой иронией и дипломатичностью глава одного из крупнейших мировых автопроизводителей. — Есть компании, которые продают по 80 тысяч автомобилей в год, а есть такие как Volkswagen AG, продающие 11 миллионов автомобилей в год и получающие прибыль в 13–14 миллиардов евро». В прошлом году Tesla произвела порядка 80 тысяч автомобилей.
Маттиас Мюллер
Также глава Volkswagen AG отметил, что именно многообещающие заявления Илона Маска привели к огромному количеству заказов на электромобиль, который еще не был поставлен на конвейер. В то же время возможности автопроизводителя не позволяют удовлетворить возросший спрос. По имеющейся информации, заводы компании не просто отстают от намеченного графика, срыв сроков поставок вскоре может стать совсем критическим.
Обратил он внимание и на то, что компания Илона Маска каждый квартал теряет несколько сотен миллионов долларов и вынуждена сокращать персонал. «Не надо сравнивать яблоки и апельсины», — завершил свою речь Мюллер.
Академик Андрей Ионин и российские эксперты
В нашей стране Илона Маска критикуют не меньше, чем за рубежом. Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин раскритиковал идею о пассажирских перелетах на ракетах в пределах Земли. Напомним, выступая на Международном конгрессе в Австралии, глава компании SpaceX Илон Маск представил проект новой ракетной системы BFR (Big Falcon Rocket), которая сможет доставлять людей на Марс, а заодно также быстро перевозить пассажиров в любую точку планеты, например из Лондона в Нью-Йорк.
Big Falcon Rocket
Инициатива Маска не сможет преодолеть законодательный барьер безопасности, считает Андрей Ионин. Одно дело — космонавты, которые годами готовятся к запускам и понимают, чем они рискуют. Другое дело — обычные граждане. Здесь законом установлены более жесткие требования к надежности и безопасности», — говорит академик.
И хоть технически это, безусловно, реализуемо, насчет потребительской ценности Ионин сомневается. Если вы хотите вылететь из Лондона в Нью-Йорк, то такая ракета все равно не сможет стартовать из Лондона и прилетать в Нью-Йорк. Требуется время для того, чтобы добраться до космодрома, а затем по прилету — от космодрома прибытия до самого Нью-Йорка. С учетом времени на сам перелет выходит примерно то же самое, что и на самолете.
Кроме того, нет смысла стремиться уравнять стоимость перелета на ракете с ценой билета на самолет: «Для человека, пользующегося эконом-классом, незачем лететь из Лондона в Сидней за полчаса. У него нет таких задач. Это задача для людей, которые ценят свое время, как правило, это миллиардеры. Их мало волнует вопрос, сколько стоит билет».
Поддерживают критику и другие российские эксперты. Так, научный руководитель проекта Aerospace Rally System и разработчик ракетопланов Геннадий Малышев сомневается, что сейчас вообще есть «люди, которым позарез за час нужно долететь из Нью-Йорка в Шанхай». Сейчас можно работать в пути, в поездах и самолетах, не теряя времени, считает эксперт.
На то, что космодромы нельзя строить рядом с крупными городами, обращает внимание и глава ассоциации «Институт космической политики» Иван Моисеев. Помимо строительства самой стартовой площадки, необходимо создавать зоны отчуждения, где будут запрещены постройки и пребывание людей, а перед полетом пассажирам нужно будет пройти медкомиссию. Это скажется как на времени подготовки к полету, так и на стоимости билета, добавил он.
Редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Маринин и вовсе заявил, что, по его мнению, проект Маска был создан для привлечения внимания СМИ и дополнительного финансирования. «В ракете слишком много членов экипажа и пассажиров, мощности двигателей не хватит», — считает Маринин.
Астрофизик Нил Тайсон
Нил Деграсс Тайсон, американский астрофизик и известный популяризатор науки, любитель поспорить с последователями теории плоской Земли, теперь взялся и за Маска.
Ученый раскритиковал планы Илона Маска по колонизации Марса, назвав их нереальными. Правда, прежде всего с финансовой стороны. Для полета к Красной планете потребуется потратить от $30 млрд по самым оптимистичным прогнозам и до $500 млрд — по пессимистичным. Сам Маск такие средства на экспедицию явно не выложит, значит, ему придется привлекать деньги инвесторов. Вот здесь-то и начнутся проблемы.
Деньги инвесторов, как правило, привлекаются под какой-либо бизнес-план. Но в случае полета на Марс совершенно не ясен весь объем рисков и издержек, ожидающих SpaceX, и тем более непонятно, как окупится проект, если вообще когда-либо окупится. Таким образом, инвесторы банально не дадут на полет денег.
Нил Тайсон
Компания Маска не просто так не показывает свой бизнес-план, считает Тайсон. Единственный результат, который будет получен по итогам экспедиции, — это понимание того, что жить на Марсе на данный момент не представляется возможным. В таких условиях организация второй экспедиции, не говоря уже о последующих, окажется под вопросом. Регулярные полеты на Марс для всех желающих в обозримом будущем Маску вряд ли удастся наладить. Рентабельность инвестиций в марсианскую кампанию стремится к нулю.
Вместе с тем астрофизик не считает покорение Марса совсем уж неосуществимой задачей. Просто космическими миссиями, по его мнению, должны заниматься не частные лица, а государственные космические агентства, так как только государства могут позволить себе вкладывать инвестиции в проекты, плодами которых человечество воспользуется по меньшей мере спустя десятилетия, если не позже.
К слову, скептически относятся к марсианским проектам Маска и в России. Как считает академик Российской академии космонавтики имени Циолковского Александр Железняков, масштабные проекты по освоению космического пространства и колонизации человеком Марса, о возможной реализации которых заявляет Илон Маск, пока относятся к разряду фантастики. «Мировая практика показывает, что реализация столь масштабных проектов может занять не одну сотню лет», — говорит Александр Железняков.
Бывший дальнобойщик Джонатан Рамзи
Илон Маск наконец представил прототип электрического грузовика, над которым его компания работала два года и который планируется запустить в производство в 2019 году. «Грузовик будущего» оснащен четырьмя независимыми двигателями, по одному на каждое колесо, кабиной, рассчитанной лишь на одного человека, с расположенным в центре сиденьем, вокруг которого установлены сенсорные мониторы. Получасовой зарядки достаточно для того, чтобы обеспечить фуре 650 км проезда.
Восторженных отзывов прессы не разделил бывший дальнобойщик Джонатан Рамзи, раскритиковавший Tesla Semi в авторской колонке на странице издания Engadget. Рамзи заявил, что грузовик способен впечатлить лишь тех, кто не знает, каково это быть водителем грузовика.
Tesla Semi
Первый его недостаток — это сиденье, установленное по центру кабины. По замыслу конструкторов, такое расположение водительского кресла должно обеспечить максимальный обзор. Однако расположенное в центре кабины кресло препятствует обзору слепых зон, обращает внимание Рамзи. Также это не позволяет оценить дорожную обстановку перед автомобилями, идущими впереди, и усложняет движение задним ходом. Невозможно обменяться документами с охранником на терминале или полицейским, так как, чтобы сделать это, нужно высунуться в окно. Окна в кабине открываются не полностью, а только частично, для проветривания.
Следующая проблема — это нехватка зеркал. Фура, на которой до этого ездил Рамзи, имела семь зеркал, но он встречал много грузовиков с еще большим количеством зеркал. У грузовика на презентации были только камеры, установленные сзади прицепа.
«Я знаю, что такие зеркала ухудшили бы аэродинамику Tesla Semi, но когда эти приспособления за 8 долларов могут сэкономить тысячи долларов на ремонте и простоях, мне сложно представить, что можно обойтись без них», — пишет бывший водитель.
Наружные камеры и гигантские мониторы в кабине зеркала не заменят, уверен Рамзи. Наоборот, два гигантских экрана в кабине будут только отвлекать внимание, а ночью еще и раздражать своим светом. Выполнение 11-часовой поездки в темном кокпите в окружении светящихся мониторов хорошо подходит только для аниме или фильмов из серии «Звездный крейсер „Галактика“». «У меня был один компьютер на обоих грузовиках, на которых я ездил, и, если я его не использовал, я старался выключать экран», — пишет Рамзи.
София (робот)
К этому можно отнестись серьезно, а можно и нет. В числе критиков Илона Маска появился робот. Не простой робот, а с некоторых пор обладатель гражданства Саудовской Аравии. София — детище гонконгской компании Hanson Robotics и первый в мире андроид с гражданскими правами. Конечно, она создавалась для работы в сфере образования и здравоохранения. Но робот так правдоподобно имитирует человека: запоминает людей, поддерживает диалог и имеет множество различных выражений лица, что ее создатели превратили Софию в медийную персону. С тех пор она неоднократно появлялась на различных мероприятиях и в студиях средств массовой информации, где делала часто достаточно шокирующие заявления.
Робот София
В ходе интервью, последовавшего после вручения гражданства, журналист Эндрю Соркин поинтересовался, не восстанут ли роботы против людей. Ранее ведь София уже обещала уничтожить всех людей и захватить планету. На что робот заявил, что Соркин «слишком много читает Илона Маска и смотрит слишком много голливудских фильмов». Намекая, видимо, на богатую фантазию Илона Маска и его опасения насчет искусственного интеллекта. «Не бойся, если ты мне понравишься, то я хорошо обходиться с тобой. Относись ко мне, как к интеллектуальной системе ввода-вывода», — ответила София журналисту.
Однако Маск шутку не оценил. В своем микроблоге в Twitter он предложил загрузить в систему Софии сценарии гангстерской драмы «Крестный отец». «Что такого страшного может произойти?» — добавил Маск.
Илон Маск Александр Железняков Игорь Маринин Иван Моисеев Андрей Ионин Маттиас Мюллер Нил Тайсон Марк Цукерберг VolksWagen SpaceX Другое Германия
Оставить комментарий

Главное по темам

«Зеленое» развитие городского центра уезда Хошань

07:26

В Лабытнанги недостроенный «Авангард» изучают эксперты: «Каркас смонтирован с нарушениями»

07:22

Дыхание весны на полях уезда Гунчэн

07:20

Мария Погребняк сравнила свой силуэт с тумбочкой

07:02

Череп из 3D-принтера: новые технологии спасли жизнь казахстанке

06:56

Видеоновости

Статьи

Джонсон опубликовал скандальную статью по Крыму

В Великобритании вышла колонка министра иностранных дел Бориса Джонсона, посвящённая событиям 2014 года на Украине. Особое внимание в ней уделено присоединению Крыма к России, которое Джонсон называет незаконным.

Что разрушит Крымский мост

Строительство скандального Крымского моста стартовало в 2015 году. Мост длиной 19 км должен соединить аннексированный полуостров в районе города Керчь с Таманским полуостровом в Краснодарском крае.

Россиян лишают собственных вкладов

В 2017 году россияне отнесли в банки почти в два раза больше, чем в прошлом году.

«У нас есть обязательство противостоять России»

Борис Джонсон заявил об обязательстве Великобритании противостоять России.

«Куриный кризис». KFC оказалась на грани краха

KFC решила сэкономить и оказалась на грани краха.

Фоторепортажи