Войти в почту

РОБОТЫ В СУПЕРМАРКЕТАХ. КАКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЖДУТ НАС В МАГАЗИНАХ УЖЕ ЗАВТРА?

С каждым годом современные технологии проникают в нашу повседневную жизнь всё глубже. Еще недавно, чтобы вызвать такси нужно было звонить в диспетчерскую, чтобы купить авиабилет необходимо было идти в билетную кассу. А снять жилье в чужой стране или, в лучше случае, в другом городе, без помощи местного вообще казалось неразрешимой задачей. Теперь же эти задачи решаются путем нескольких движений пальца по экрану смартфона. Продовольственный ритейл, пожалуй, одна из немногих отраслей экономики, которую технологическая революция пока обошла стороной. А между тем это огромнейший рынок. Согласно исследованию «Рынок розничной торговли продуктами питания», проведенному Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в 2016 году, вклад розничной торговли продуктами питания в экономику России составляет почти 6%. В целом по миру, по данным авторитетной международной исследовательской компании MarketLine, в 2014 году суммарный объем розничных продаж продуктов питания оценивался в 5,85 триллионов долларов. По различным оценкам, на долю продуктов питания приходится около 40% от суммарного объема продаж всего ритейла. Этот рынок ждет технологических перемен, пожалуй, как никакой другой. И эти перемены не за горами. Год назад, в декабре 2016 года, онлайн-ритейлер №1 в мире, компания Amazon (Амазон), представила концепцию продовольственного магазина под названием «Amazon Go» (в пер. на рус. «Амазон Го»). С одной стороны, для профильного сообщества такая презентация не стала удивлением: ведь Amazon, в последние годы, не скрывала своих амбиций по выходу на рынок продовольственного ритейла, а, с другой стороны — повергла изумлению не только обычных пользователей, но и профессионалов этого рынка. Для тех, кто не знает, как устроен Amazon Go, поясним: на входе в магазин установлен турникет, который считывает информацию о клиенте, заходящем в магазин; далее, посетитель просто берет товар с полки, а машинное зрение фиксирует факт покупки. Когда же покупатель покидает магазин через турникет, товары, которые он взял с собой, считаются купленными и будут оплачены с Amazon-аккаунта покупателя. Прототип магазина действует в Сиэтле, однако, покупки могут совершать в нем, пока что, только сотрудники самого Amazon. Компания анонсировала открытие магазинов для обычных потребителей в 2017 году, но год заканчивается, а слухов об открытии магазина в текущем году нет. Извечные антагонисты американцев – китайцы, не остались в стороне от этого тренда и в конце января 2017 года, представили свою версию автоматизации продовольственного магазина. Одно из инновационных подразделений самой дорогой китайской компании Tencent Holdings (в пер. на рус. «Тенсент Холдингс») представило «BingoBox» (БингоБокс) – магазин, в котором все товары помечены RFID-метками. Для того чтобы попасть в BingoBox, необходимо пройти аутентификацию по QR-скану. В самом магазине покупатель, выбрав товар, обязан разместить его на RFID-считывателе, после чего товар оплачивается с аккаунта мобильного приложения. На выходе покупатель «сканируется» для определения все ли выносимые им товары были оплачены. Если товар оплачен — покупателю открывается дверь. Прототип магазина также действующий. К слову сказать, это не первая попытка реализовать продовольственный магазин, используя технологию RFID-меток. На протяжении долгого периода времени эту технологию активно осваивала Walmart (Уолмарт). Аналогичные попытки предпринимались и в России. Так, в июне 2011 г. «Роснано», «Ситроникс» и «X5 Retail Group» запускали «Магазин будущего», в котором все товары также помечались RFID-метками. Однако, менее чем через 2 года, проект был закрыт. В итоговом пресс-релизе «X5 Retail Group» заявила, что «по итогам работы в корпоративном магазине технология доказала свою работоспособность. Но чтобы использовать ее в обычном «Перекрестке», нужно добиться договоренностей с поставщиками о печати RFID-меток на упаковках на этапе производства». Не менее интересным, с технологической точки зрения, является решение, используемое компанией «Ocado Group» (Окадо Груп) — крупнейшего в Великобритании онлайн-ритейлера. Ocado изначально создавалась исключительно как онлайн-магазин и у нее никогда не было офф-лайн присутствия, куда бы мог прийти покупатель. Все покупки доставляются по указанному в заявке адресу. Именно поэтому компания уделила особое внимание обработке заказов на складе, в котором чувствуется влияние Джеффа Безоса и автоматизированных складов Amazon. Более того, сама Ocado заявляет, что автоматизировала склады лучше, чем Amazon. В Ocado создана скоростная автоматическая система сбора заказов: всё помещение склада занимает многоуровневая конструкция, заполненная ячейками с товарами. Над ней по рельсам перемещаются роботы - сейчас на складе их 1000 штук. Каждый робот получает задание, а после ищет нужные ячейки и собирает заказ. Роботы перемещаются над сетью из этих товаров со скоростью 4 м/с. (примечание: вставить изображение №3). Как уверяет ритейлер, заказ из 50 разных позиций он собирает за несколько минут. В результате, время сбора заказа сокращается в разы. Но люди все еще работают на складе. Они совершают финальный этап обработки — пакуют товары и передают непосредственно в доставку. Сама компания полагает, что такое технологическое решение может помочь стать ей крупнейшим магазином продуктов питания не только в Великобритании, но и в мире. В этом созвездии технологических гигантов и состоявшихся корпораций, стоит особняком молодая российская компания RetailRobotics&Blockchain (РитейлРоботикс&Блокчейн), которого, словно ребенка, путающегося в ногах взрослых, пока что никто не замечает. И это ей пока на руку, ведь она фактически вступает в борьбу технологий — в такую борьбу, в которой она выглядит, как Давид, в предстоящей битве с Голиафом. И чем позже она вступит в эту схватку, тем лучше для неё же. Так чем же примечательна эта компания? А тем, что небольшая группа разработчиков, создала, как она уверяет, прототип первого в мире роботизированного супермаркета, презентация которого назначена на первый квартал 2018 года. Принципиальных отличий предложенной ею технологии от решений IT-гигантов, несколько. Так, например, сравнивая технологию российской компании с магазином Amazon Go можно усмотреть одну общую деталь – это полное отсутствие касс и их обслуживающего персонала, все платежи автоматизированы. Общее можно найти и с технологией, используемой Ocado: в роботизированных супермаркетах Retailrobotics заказы покупателей принимаются также через мобильное приложение или через сайт, а сборку заказов покупателей осуществляют роботы, как и в Ocado. Отличительной особенностью технологии Roboretail (Роборитейл) является то, что товар не требует дополнительной предварительной подготовки, на него не нужно наносить RFID-метки, как в BingoBox. Между тем, Amazon Go и BingoBox проигрывают роботизированным системам в части того, что в их технологиях остается очень много ручного труда, ведь товар нужно разложить по полкам, постоянно передвигать его к краю полки поближе к покупателю, пополнять полку всё новым и новым товаром, проводить инвентаризацию в ручном режиме и т.д. Технология Ocado проигрывает Amazon Go в том, что после обработки заказа роботами финальные действия выполняет всё же человек, в то время как у Retailrobotics выдача товара покупателю производится автоматизированно, через стойку выдачи товаров. (примечание: вставить изображение №5, сделав пометку: «Автоматизированная стойка выдачи товаров компании RetailRobotics&Blockchain). Роботизированные системы проигрывают и Amazon Go, и BingoBox в том, что они не предоставляют покупателю возможности потрогать товар и выбрать ему понравившийся по тактильным ощущениям. Здесь покупатель выбирает товары, словно в слепую, зная, что ритейлер самостоятельно собирает заказ и, надеясь, что он сам снимет с продажи товар с истекшим сроком годности или с поврежденной упаковкой. Полагаю, что каждый читатель найдет в той или иной технологии свои плюсы и минусы. А сколько еще аналогичных технологий готовят внутри IT-гигантов и маленьких стартапов – одному только богу известно. Поэтому, в ближайшее время, в продовольственном ритейле нас ждёт масса новых технологий, и мы будем с нетерпением ждать презентации технологии Roboretail. В завершение, предположу, что началу большой битвы за огромный лакомый кусок продовольственного ритейла положено. В этой битве будет место и технологическим гигантам и маленьким компаниям с амбициозными разработками. Кажется, что на этом огромном рынке намечается что-то серьезное, некий технологический прорыв, которого, кстати говоря, в этой области не было уже почти 70 лет, со времен, когда в 50-60-х годах 20 века, Сэм Уолтон – основатель Walmart, предложил новейшие технологические решения, ставшие основой успеха его торговой империи. Отмечу, что приз в этой битве очень ценен, как для потребителя, так и для бизнеса. А кто, в итоге, окажется победителем в этой интересной борьбе покажет, как всегда, время. * На правах рекламы

РОБОТЫ В СУПЕРМАРКЕТАХ. КАКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЖДУТ НАС В МАГАЗИНАХ УЖЕ ЗАВТРА?
© Forbes.ru