В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

«Интерес там, где конфликт». На красноярском медиафоруме властям рассказали, как не платить СМИ

«Не так страшен хайп…»

«Интерес там, где конфликт». На красноярском медиафоруме властям рассказали, как не платить СМИ
Фото: РИА "ФедералПресс"РИА "ФедералПресс"

С пониманием того, что такое позитив, проблем, пожалуй, не будет. В нашей стране СМИ долгое время были исключительно позитивными, а некоторые остаются таковыми и до сих пор. Включишь – залюбуешься, настолько все хорошо (об этом не раз говорили и участники форума).

Видео дня

А вот словечко «хайп» нуждается в расшифровке. Во всяком случае, на первом пленарном заседании его участникам на всякий случай объяснили, что это такое. С английского слово переводится как «шумиха», «ажиотаж». А в применении к журналистским материалам обозначает излишнюю скандальность, стремление работать исключительно с «жареными» фактами.

Владимир Касютин, секретарь Союза журналистов России, главред журнала «Журналистика и медиарынок» на конкретном примере объяснил, что такое хайп:

«Знаю о случае, произошедшем в Воронежской области. Там местный бизнесмен устроил какой-то праздник, завершавшийся запуском воздушного шара, к которому был привязан живой осел. Местная районка это дело засняла, выложила ролик на своем сайте и на канале в YouTube и обеспечила себе на какое-то время наплыв посетителей. Но они иссякли, как только интерес к видеоролику утих. Судьбу СМИ эта новость, по большому счету, никак не изменила…»

Трудно сказать, почему организаторы форума решили остановиться на крайностях – позитив vs хайп – как будто совсем уж исчезли как вид объективные и притом интересно написанные журналистские материалы. Зато и.о. первого замгубернатора Красноярского края , открывая форум, признался, что тема в целом инициирована региональными властями.

«Сегодня мы живем в эпоху коммуникационного изобилия, – сказал он. - Происходит трансформация новостной повестки, нарастает излишняя эмоциональность в СМИ, которые таким образом пытаются нарастить рейтинги. И государству трудно пробраться через этот информационный поток. Говорят, что журналист пишет историю современности. Но если через 100 лет кто-нибудь почитает наши СМИ, он ужаснется тому, что происходило в наше время».

В общем, главная проблема, обозначенная Пономаренко: не хотят современные журналисты писать о достижениях власти и бизнеса бесплатно. Зато охотно берутся за «скандалы, интриги, расследования».

Не все участники форума были настроены столь пессимистично. Писатель заявил, что по сути-то хайп был всегда, сейчас лишь наконец найдено слово для этого явления (Прилепин в этой связи напомнил историю о том как в «СССР секса не было», а потом он внезапно появился).

«Не стоит преувеличивать опасность хайпа. Напротив, я бы сказал, что «хайп прошлого» был опаснее современного, потому что под ним всегда была некая идеологическая подоплека. А сегодня хайп – самоцель, хайп ради хайпа. Все это понимают и знают ему цену, - заметил Прилепин. – Часто такие штуки действительно подменяют реальную повестку, те серьезные вещи, которые и обсуждать нужно всерьез. Но когда по-настоящему изменится жизненная повестка, сами собой изменятся и формы разговора о ней. А пока я бы призвал всех быть максимально независимыми от того, что предлагают нам сегодня СМИ. Надо уметь противостоять этому и управлять своим сознанием. И это касается людей абсолютно любых политических взглядов».

Сам себе журналист

Как заметил на пленарном заседании теле- и радиоведущий , хайп – это вопрос не столько темы, сколько ее подачи.

«Уверен, что сегодня главной темой красноярских СМИ и самыми читаемыми материалами будут новости о снегопаде в городе. Действительно, вот это новость так новость – в Сибири зимой идет снег!», - заметил он. Власти, в свою очередь, расскажут об уборке улиц. Да и об автомобильных пробках на заснеженных улицах можно сообщить по-разному: и спокойно, и с негодованием. А можно и не сообщать вовсе.

Однако спрос на скандал у читателей падает, уверен , журналист, продюсер, завкафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики , главный редактор издания «Частный корреспондент». Об этом, по его мнению, говорит тот факт, что люди все чаще вообще отказываются от получения информации в «традиционных» СМИ и уходят в соцсети, То есть, по сути, сами становятся авторами того контента, который хотят потреблять. Так люди как бы «защищаются» от хайпа и делают выбор в пользу позитивной информации.

«Позитивная журналистика, безусловно, может и должна быть популярной. Вопрос – что такое позитив? – говорит Иван Засурский. - В советское время в СМИ вообще был один сплошной позитив. От него все так устали, что 1990-е стали эпохой тотальной «чернухи». Вряд ли в наше время до этого дойдет, потому что люди сейчас сидят в соцсетях, оттуда же черпают информацию. Сегодня каждый гражданин сам себе журналист. Какой может быть негатив, например, в Инстаграме? Неудачная прическа или посаженное на брюки пятно? Да, в соцсетях возможно и резкое общение, но, как правило, с предварительными и последующими реверансами».

Вообще плохих новостей в соцсетях нет, утверждает Засурский. Даже если пользователи сообщают о неком трагическом событии (например, о смерти известного человека), обязательно идет и некий позитив: упоминания о том, как много он сделал, каким гениальным был…

«То есть весь хайп исходит только от СМИ, - говорит Засурский. - Завоевывают ли они тем самым себе аудиторию? Судя по тому, что люди предпочитают общаться в социальных сетях, делиться историями из своей жизни – вряд ли. Не думаю, что у общества сегодня есть запрос на скандал».

Уход читателей и зрителей в соцсети предрекает и Александр Гордон. Но несколько по другой причине: огромная конкуренция между СМИ рано или поздно придет к тому, что аудитория просто устанет от этого разнообразия, и люди будут сами создавать то, что хотят видеть и читать.

«Сейчас СМИ не объединяют людей, как это было, например, в советские годы (тогда было по одной газете на каждую группу аудитории), а, наоборот, разъединяют. Люди одного возраста есть, а поколений нет. Все это приведет к тому, что каждый будет сам себе СМИ», - говорит Гордон.

Плата за конфликт

Что делать в реалиях, когда летающие ослы собирают миллионы просмотров, а СМИ не хотят бесплатно рассказывать о достижениях бизнеса и успехах власти? Приспособиться к реалиям тем, кто заинтересован в изменении ситуации.

«Власти априори хотят как лучше, работа у них такая. Но СМИ просто так, бесплатно, рассказывать об этом не хотят. У них есть свои задачи: посещаемость, рейтинги и т.д., - говорит Александр Гордон. – Но я бы напомнил и властям и бизнесу, что медиаконтент есть там, где есть конфликт. И если власти поймут это и будут рассказывать не только о том, как они сеют разумное, доброе, вечное, то ситуация изменится. Когда я вижу в тексте сплошной позитив, для меня очевидно, что это пропаганда. Мне рассказывают, как замечательно жить у нас в городе и сколько на это потрачено средств из бюджета, но это никак не соотносится с моим личным опытом. Я-то вижу, что мне лучше от этого не становится. Но если власти будут рассказывать о том, какие серьезные проблемы были в городе или регионе, а они с этими проблемами борются, то журналисты и сами об этом будут писать, им не придется приплачивать за это».

Но меняться должны и СМИ. По мнению Захара Прилепина, за последние лет двадцать пять люди «наелись» хайпа, и сейчас им интереснее нормальная, взвешенная информация. Для СМИ понимание этого момента – вопрос и доверия к ним, и в, конечном счете, их выживания.

А , заместитель генерального директора «» уверен, что и такие показатели работы СМИ, как рейтинги и объем аудитории, сегодня теряют актуальность.

«С развитием интернета медиаконтент становится персонализированным. Сегодня нет некой «газеты для всех», есть множество разных ниш. И ценность СМИ уже не измеряется объемом трафика – часто он растет за счет мусора и случайно зашедших на сайт людей, – а за счет качества аудитории. Важно то, как именно СМИ вовлекает аудиторию в созданную им страту», - говорит Абов.

…Впереди еще один день работы форума. Скоро станет известен полный список лауреатов конкурса журналистских работ «Енисей.РФ 2017». На завтра запланировано несколько интересных круглых столов и мастер-классов.

Их темы, в частности, – «Как не сесть в тюрьму за репост», «Мастерство профессионального хайпа», «Нет задачи писать скучно» и т.л. Словом, организаторы форума выдержали тему до конца.

Отметим, что завтра состоится круглый стол «Место политической журналистики в региональной повестке дня», в котором будет участвовать и , исполнительный директор медиахолдинга .

Фото: Медиафорум Енисей.РФ 2017