Российская Газета 23 ноября 2017

Что мешает развитию сельского туризма в Сибири

Фото: Российская Газета
Это отрывок из разговора на круглом столе, который на днях организовали в Солонешенском районе Алтайского края. Виктор Григорьевич — глава районной администрации Горбачев, назначенный на должность в январе 2017-го. Те, о ком он «первый раз слышит» — Вячеслав и Мария Мерлушкины, — представляют Алтайскую краевую общественную организацию развития гражданских инициатив «Астра». Эта организация — единственная в районе, у которой есть краевой статус и известность далеко за пределами региона ("РГ" рассказывала о многодетной семье Мерлушкиных и их деятельности в выпуске от 10 ноября 2016 года).
Круглый стол с участием журналистов федеральных и краевых СМИ проводился по инициативе Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ) и ассоциации «Крестьянское гостеприимство». Предполагалось, что разговор на нем пойдет о проблемах и перспективах развития местного туризма. Однако полноценного диалога между общественниками, представителями турбизнеса и журналистами с одной стороны и районной властью — с другой не получилось. А ведь было что обсудить.
Алтайский край в последние десять лет делает заметную ставку на развитие туристической отрасли. Одно из ее направлений — сельский туризм. Наиболее перспективными территориями представляются предгорные, граничащие с Республикой Алтай. Среди очевидных плюсов Солонешенского, Чарышского, Алтайского и ряда других районов — красивая, практически нетронутая природа, экологически чис-тые продукты, широкий спектр лечебных трав и мараловодческой продукции, богатое археологическое и этнографическое наследие и даже — для отдельной категории туристов — близость к мистической Шамбале. Однако эти преимущества нужно реализовывать на практике, а здесь возникает немало препятствий различного характера.
— Зачастую люди, решившие заняться развитием сельского туризма, просто не знают, что и как надо делать, на какие средства, — отмечает член правления АРАТ Александр Смирнов. — Многие из них значительно ограничены в материальных ресурсах, оборотный капитал небольшой. Мешают стереотипы, привычка работать по старинке, по лекалам прошлого века, что и местной муниципальной власти нередко касается. Не хватает специального образования, финансовой грамотности, опыта. Остро стоит проблема сезонности — по большому счету, заметный турпоток наблюдается только два-три месяца в году. В жилых помещениях, которые селяне предлагают туристам, часто не хватает элементарных бытовых удобств. Подводит селян и нежелание работать цивилизованно, привлекая широкие возможности турагентств.
Еще мешает элементарная разобщенность. В октябре этого года на круглом столе, организованном в усадьбе «Сокол», расположенной в Алтайском районе, обсуждали проблему всесезонной туристской привлекательности региона. В частности, шла речь о необходимости активного взаимодействия представителей туриндустрии. Иной раз получается так, что в пределах одного района даже на соседних турбазах не знают, какие мероприятия, фестивали и праздники проходят друг у друга. В одном из пунктов принятой резолюции говорится о необходимости разработки совместного календарного плана мероприятий на время «холодного сезона».
В соседнем с Алтайским Солонешенском районе проблему разрозненности решают — в мае 2015 года создан туристический культурный центр «Солонешье», во главе которого встал Андрей Сизинцев, человек энергичный и неравнодушный. У «Солонешья» есть свое помещение в райцентре, информативный сайт, тесная связь с народными фольклорными коллективами, интересная сувенирная продукция, а главное — широкий набор предложений для туристов, начиная с посещения знаменитой Денисовой пещеры и пещеры имени академика Окладникова, участия в свадебных обрядах поляков-староверов, посещений музеев и центров традиционной культуры и заканчивая кедровой баней и пантовыми ваннами в усадьбе «Андреев-ское». По мнению Сизинцева, достопримечательностей в районе столько, что туристы здесь могут «зависнуть» на неделю. Другое дело, как задержать на эту неделю транзитных туристов, приезжающих в район максимум на два дня? Один из рецептов — развивать событийный туризм.
Но есть и моменты, которые мало зависят от инициативы и желания турбизнеса и общественников. Например, в Алтайском районе представители отрасли просят местных чиновников об организации бесперебойного энергоснабжения объектов туристской инфраструктуры в поселке Усть-Уба, а также о строительстве там централизованной системы водоснабжения и обеспечении уличного освещения. Это более чем актуальные просьбы: во время круглого стола, как по заказу, погас свет — к чести местной власти, аварию на линии электропередачи восстановили быстро.
В Солонешенском районе, где, по словам председателя комитета райадминистрации по экономике, предпринимательству, туризму и труду Елены Труфановой, ежегодно бывает (в том числе проездом) до 24 тысяч туристов — другие проблемы. Например, прямо возле дороги из райцентра, в сторону живописного села Топольное, откуда рукой подать до красивейшего водопада Шинок высотой 72 метра, сливают содержимое ассенизаторские машины (кстати, по другую сторону от дороги, совсем недалеко, протекает Ануй). А чуть дальше — свалка твердых бытовых отходов с поваленной оградой. Подует ветер — и хлам летит в разные стороны. Кто не дает районной администрации навести порядок? И что мешает ей хотя бы морально и информационно поддерживать активных общественников?
— Мы никаких денег от администрации не просим, находим их в других местах. Например, большинство мероприятий нынешнего года провели при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива», — объясняет директор общественной организации «Астра» Вячеслав Мерлушкин. — Единственное, что нужно от местной власти, — доброе слово и возможность согласованных действий. Пока мы все поодиночке, результата не будет. Этим летом мы проводили традиционный большой фольклорный фестиваль «Дни народной культуры „Солонешенские узоры“. На него приезжают этнографы, фольклорные коллективы из Новосибирской области, Барнаула, Мамонтовского, Чарышского и ряда других районов края. „Чужие“ издания об этом написали, а районная газета почему-то промолчала, из администрации никто не пришел, а местные фольклорные коллективы странным образом оказались в стороне. Видимо, администрация Солонешенского района полагает, что только мероприятия, организованные ее сотрудниками, достойны поддержки и освещения в прессе.
Что касается конкретных шагов по развитию сельского туризма в Солонешенском районе, то, по мнению Вячеслава Мерлушкина, в первую очередь необходимо брендирование территории. Представители местного турбизнеса поддерживают идею единой информационной политики в СМИ, на специализированных сайтах, в соцсетях. Нужен и единый событийный туристический календарь Солонешенского района. Одним словом, необходима реальная (а не на бумаге) совместная и открытая работа власти и турбизнеса. Представители туриндустрии и общественности к такому сотрудничеству готовы, дело — за местными чиновниками.
Прямая речь
Елена Красулина, президент Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ):
— Многие годы мы говорили о „потребителе“ всевозможных услуг, в том числе и туристических. Но его больше нет, появился „выбиратель“. Произошло перенасыщение — информационное, событийное, товарное. Посмотрите на событийный календарь Алтайского края — ни один человек не сможет посетить все предлагаемые ему праздники и фестивали. Каждый город и район стараются завлечь к себе максимальное количество людей. Но для этого любое мероприятие нужно проводить на самом высоком уровне. А, следовательно, требуются совместные усилия всех заинтересованных сторон.
Мария Мерлушкина, менеджер проектов НКО „Астра“:
— Мы призываем смотреть на ситуацию шире. В районе огромное количество незадействованных ресурсов. Часто местные жители, обладающие уникальными знаниями, земельными участками, техникой, хозяйственными связями, выходом в Интернет, не понимают их настоящей ценности. А местные продукты, природу, культуру вообще как ресурс не воспринимают. Кроме того, им сложно пойти на сближение друг с другом, начать кооперироваться, создавать совместные проекты. Это касается и администрации — там по привычке работают, исходя из бюджета, не оценивая ресурсную базу, не используя социальный капитал, не внедряя новые технологии. Если объединить усилия бизнеса, власти и населения, добавить стратегическое планирование, подключить современные технологии и креативные идеи, базируясь на местном культурном потенциале, то район можно за считанные годы вывести на совершенно другой уровень социально-экономического развития. Самое сложное — перестроить убеждения.
Комментарии
Читайте также
Где появится Аллея Памятников: парк Дружбы благоустроят с учетом мнения жителей
Москвоским промышленникам предлагают выгодные условия для получения заемных средств
В центре Омска открылась Арка желаний
Комиссия по этике рассмотрит судьбу двух депутатов от КПРФ
Последние новости
МИД о резолюции ООН: Против России идет целенаправленная кампания
Долевое строительство постепенно переходит под контроль государства
Лукьянов: Конфликты с религиозным оттенком вернулись на повестку дня