Войти в почту

Глава столичного Россельхознадзора: Авиапассажиры — самая нервная часть нашей работы

Госдума приняла законопроект, согласно которому Россельхознадзор получит полномочия по рассмотрению дел о нарушениях прав торговли лекарствами для ветеринарии. Как нововведение отразится на работе ведомства, какова общая динамика нарушений и чем могут быть чреваты их последствия для государства и граждан, в эксклюзивном интервью «ВМ» рассказал Руководитель Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям Евгений Антонов. Сферы деятельности — Евгений Вячеславович, как столичное управление приняло новую законодательную инициативу? — Мы давно этого ждали. Аналогичная ситуация была с применением статьи о нарушениях требований Технического Регламента Таможенного Союза. Изначально право рассмотрения этих дел было предоставлено судам. Мы составляли протокол, выносили постановления, а после отправляли все материалы в суд. Однако это привело к тому, что суды начали попросту «захлебываться» работой — так много им направлялось материалов. А потому было принято решение передать дела Россельхознадзору. Сейчас та же история. И я считаю, что Государственная дума приняла правильное решение. Ничего кардинально оно, конечно, не изменит, ведь мы и раньше по сути осуществляли данные полномочия. В сфере регистрации лекарственных средств есть множество подводных камней, которые необходимо контролировать узкоспециализированным профессионалам. — Одна из важнейших задач управления — выявление нарушений при ввозе продукции на территорию страны. В чем специфика этой работы? — Вопрос достаточно обширный и затрагивает несколько направлений. Самое главное для нас — это реализация Указа Президента и Постановления Правительства о мерах по недопущению ввоза санкционной продукции. Она делится на продукцию животного происхождения и подкарантинную, чаще всего плодоовощную. Второй эшелон безопасности — контроль ввозимого в наш регион импорта, который поступает официально по сопроводительным документам. Вся приходящая продукция попадает на мониторинг, ведь наша задача — гарантировать потребителю безопасность. И третий, достаточно серьезный кластер — работа с ручной кладью и багажом авиапассажиров. Это, пожалуй, самая нервная сфера. Сотрудники вынуждены терпеть постоянную волну негатива. — Насколько строги меры наказания, применяемые к пассажирам-нарушителям? Зависит от конкретного случая. Это ведь работа не с юридическим лицом, а с живым человеком. Кто-то может действительно не знать об определенных ограничениях на ввоз, кто-то пытается сделать это умышленно. Обычно мы не штрафуем пассажиров, а просто предлагаем им оставить запрещенную к перевозке продукцию на утилизацию или каким-либо образом вернуть ее. Конечно, далеко не все воспринимают это правильно, многие начинают кричать, возмущаться. Но требования закона мы обязаны соблюдать. — Какова статистика выявленных нарушений? — С начала введения санкций мы выявили больше 350 попыток ввоза подкарантинной продукции общим объемом больше 1500 тонн. Только в этом году предотвращено 118 случаев объемом 985 тонн. По продукции животного происхождения ситуация скромнее. Это объясняется тем, что перемещение такой продукции регламентируется более четко. И чтобы совершить какое-то нарушение, придется сознательно преступить закон и поставить под угрозу безопасность не только экологии, но и непосредственно людей. В этом году мы зафиксировали 32 случая попытки ввоза несоответствующей продукции животного происхождения, уничтожено 87 тонн. — Законы, связанные с санкциями, работают достаточно строго. К каким же ухищрениям чаще всего прибегают перевозчики? — Самая «удачная» лазейка — перевоз через Беларусь, которая не присоединилась к санкциям. Объясню на примере последних дней: один из недобросовестных перевозчиков в начале ноября попытался ввезти более 58 тонн томатов, яблок и сельдерея из Польши. Они зашли на территорию Беларуси, там растаможились по всем правилам. То есть официально контрабандой этот продукт уже не является. А позже погрузились в три фуры и поехали к нам. Мы предотвратили это правонарушение совместно с сотрудниками Федеральной таможенной службы и Федеральной службы безопасности. Важно показать, что государство намерено спокойно, без нервов, но в то же время жестко обеспечить реализацию тех решений, которые приняты правительством и президентом. — Готовы ли вы идти на компромисс с перевозчиками? — Раньше мы штрафовали невероятно много, заводили дела об административных правонарушениях на баснословные суммы, накладывали на импортеров до 3,5 миллиона штрафных санкций. Сейчас же мы намеренно опускаем планку. Постепенно у перевозчиков устанавливается здравое понимание требований законодательства. Мы готовы осуществлять методическую помощь бизнесу словом и делом. Бывают ситуации, когда службы страны-экспортера неправильно оформили какие-то документы. Мы всегда стараемся выйти на контакт с этими службами, подтвердить факт ошибки, если она действительно имеет место. Но контакт допустим только в тех случаях, когда у нас с бизнесом одинаковое понимание законодательных норм. И при малейших сомнениях мы отбираем пробы и проводим экспертизы. — Как обстоят дела с экспортом? — Это как раз та сфера, на которую положительно повлияли санкции. Нам пришлось переместить сосредоточение наших усилий с оформления импорта на продвижение экспорта отечественной продукции. Мы с удовольствием отмечаем, что экспорт растет. Наши свинина, говядина, птица завоевывают новые рынки, особенно серьезные продвижения наблюдаются в отношении Китая и Египта. Все развивается в реальном режиме времени. И рост экспорта — результат именно введенных санкций, что не может не радовать. Контроль точек питания — Помимо контроля перевозок, Россельхознадзор занимается и проверками точек продаж. Как часто организуются проверки рынков, магазинов и торговых сетей? — В этом году мы осуществили около 120 проверок магазинов. В Москве нет ни одной крупной сети, которую мы бы не проконтролировали. Процесс прост: входим, смотрим, берем пробы, отдаем в лабораторию. На основе исследований делаем выводы о безопасности продукции и о соблюдении производителем ветеринарно-санитарных требований. Контролируем микробиологические, химико-токсикологические показатели, соответствие жиро-кислотного состава молочной и ДНК заявленного сырья мясной продукции. За последний год было заведено около 100 дел об административных правонарушениях, наложено штрафов на сумму более девяти миллионов рублей. — Какие же нарушения представляют собой наибольшую опасность? — Те, что выявлены в точках общественного питания. Сейчас в рамках программы по борьбе с африканской чумой свиней и гриппом птиц мы провели внеплановую проверку общепитов на трассе М1 «Беларусь». В ходе ревизий было выявлено огромное количество нарушений. Это и отсутствие ветеринарно-сопроводительных документов на продукцию, и несоблюдение маркировок. А малейшее несоответствие может привести к появлению серьезного очага распространения того или иного заболевания. Многие считают, что такие риски надуманны. Но знаете, когда четыре года назад мы были вынуждены сжечь в Тульской области 65 тысяч голов свиней из-за угрозы африканской чумы, мне это шуткой не показалось. — Часто ли организуются проверки по жалобам и обращениям населения? — За последний год мы проработали почти 800 обращений граждан. Любой желающий может воспользоваться нашей электронной приемной или написать письмо. Все фиксируется в обязательном порядке. Чаще всего обращаются с проблемами по земле: где-то на чужом поле своих баранов выпасают, кто-то без разрешения устроил мусорную свалку, кому-то помешало загрязнение территории. Еще ряд обращений связан с ветеринарией и просьбами проверить ветеринарные клиники. По каждому случаю мы работаем в соответствии с существующей процедурой: направляем обращение в прокуратуру, получаем право на проведение внеплановой проверки, после чего выполняем необходимый комплекс мероприятий и даем ответ гражданам. — Необходимость в привлечении к работе правоохранительных органов возникает? — Разумеется, и довольно часто. Банальный пример: управление автодорожного надзора останавливает на трассе фуру, перевозящую поднадзорную продукцию. Они вызывают нас. Пока наши специалисты добираются до места происшествия, водитель закрывает машину и скрывается. Наши же сотрудники по закону открыть ее не могут, соответственно, и проверка становится невозможной. Тут мы и просим полицию подключиться. Точно так же и при проверках на рынке. Без полиции нас в хранилища никто не пропустит. — С какими еще ведомствами осуществляется взаимодействие? — Напрямую сотрудничаем с Роспотребнадзором, ведь у нас достаточно схожие сферы деятельности. Чего греха таить, нас даже путают частенько. При контроле ввозимой продукции взаимодействуем с таможенной службой, с управлением по борьбе с экономическими преступлениями. Серьезные результаты по выявлению нарушений получаем при участии наших специалистов в мероприятиях транспортной прокураторы и Федеральной службы безопасности. Активно работает комиссия по незаконному обороту промышленной продукции. — Не осложняет ли такая разветвленная система процесс контроля и выполнения обязанностей? — Наоборот, она способствует более грамотному и детальному подходу. Каждая структура должна заниматься своим делом. Будет странно, если сотрудники Россельхознадзора начнут тормозить фуры на дорогах, а полиция — устанавливать безопасность томатов или семян картофеля. На всех этапах должны работать профессионалы. Привлечение молодежи — Помимо санкций, какие еще существенные изменения произошли за последнее время? И как они повлияли на работу управления? — Сейчас осуществляется план мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. Аккумулирует эту работу министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов. Особое внимание я хотел бы обратить на введение такого понятия, как «предупреждение». Если имеет место какое-либо нарушение, которое не имеет серьезных последствий, мы можем вместо наказания дать документально оформленное предупреждение. Это способствует развитию бизнеса, может стать спасательным кругом для начинающих и неопытных предпринимателей. Если предупреждение сработало и нарушения были устранены, все вопросы снимаются. Если же нет, включается механизм административного наказания. — Как обстоит ситуация с кадрами в Управлении Россельхознадзора? — Привлекается ли молодежь, происходит ли обновление штата? К сожалению, в последние годы молодежи к нам приходит крайне мало. В первую очередь наши сотрудники — это специалисты ветеринарного профиля и выпускники факультетов агрономии. Мы, конечно, готовы принимать молодежь, но отклик на объявления о вакансиях крайне мал. А текучка кадров не позволяет сохранять многие знания и наработанные механизмы. Будем искать выходы из этой ситуации, что же остается. Ведь выполнять свою государственную функцию наше управление обязано. — Ожидается ли мобилизация сотрудников и усиление контроля в преддверии новогодних праздников? — Мы постараемся не разводить кампанейщину. Все надзорные органы в праздничные и предпраздничные дни продолжат работать в установленных рамках. Однако в случае вызовов со стороны правоохранительных органов будут организованы дополнительные контрольные мероприятия. К Новому году, как всегда, валом пойдут цветы, елки. А елка — это объект повышенного фитосанитарного риска. Поэтому при осуществлении полномочий сотрудники будут обращать на них особое внимание. Но сомнений в том, что мы справимся и москвичи с удовольствием встретят праздники, быть не может. ЦИФРА 10 лет уйдет на восстановление земли, зараженной круглыми червями. Инфицированные ими овощи и фрукты — одно из наиболее часто выявляемых нарушений. СПРАВКА Евгений Антонов является Руководителем Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям с 2010 года. Выпускник Высшего пограничного командного училища имени Дзержинского, Военной академии имени Фрунзе и Российской академии государственной службы при президенте России. Обладает чином государственного советника РФ 2 класса. Ранее занимал должность Руководителя Управления Россельхознадзора по Калининградской области. КСТАТИ Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) осуществляет функции по контролю в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, качества зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, земельных отношений (в части земель сельскохозяйственного назначения), а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Глава столичного Россельхознадзора: Авиапассажиры — самая нервная часть нашей работы
© Вечерняя Москва