Войти в почту

Проблемы надзорной деятельности обсудили c предпринимателями во Владивостоке

Органы государственного контроля и надзора должны найти правильный баланс между избавлением бизнеса от надуманных проверок и обеспечением безопасности жизни и здоровья граждан. Об этом шла речь 18 ноября на публичном обсуждении правоприменительной практики Федеральной таможенной службы и Россельхознадзора по Приморскому краю. В мероприятии приняли участие куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов и врио губернатора Приморского края Андрей Тарасенко. В ходе встречи Михаил Абызов дал ряд поручений, которые напрямую направлены на защиту интересов россиян: проверить качество молочной продукции в магазинах Владивостока и качество мясомолочной продукции, поступающей в образовательные и медицинские учреждения, а также в порядке прокурорского надзора проанализировать работу всех городских служб в условиях непогоды, которая обрушилась на регион накануне. Открытые балансовые мероприятия по итогам деятельности контрольно-надзорных органов проводятся ежеквартально на федеральном и региональном уровне в рамках приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которая реализуется на площадке президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Подобные обсуждения направлены на профилактику нарушений: предприниматели в диалоге с руководством надзорных органов из первых рук получают информацию о типичных выявляемых нарушениях и могут устранить их на своих объектах до прихода инспектора. Вся наша деятельность направлена на то, чтобы мы создали в крае благоприятную обстановку для человека. Для этого органы исполнительной власти, надзорные органы и предприниматели должны слышать друг друга», — подчеркнул врио губернатора края Андрей Тарасенко, открывая мероприятие. Руководители территориальных управлений ФТС и Россельхознадзора рассказали, насколько эффективнее и «умнее» стал осуществляемый ими госконтроль благодаря реализации основных направлений реформы, таких как переход на риск-ориентированный подход. Применение системы управления рисками приводит к высокой результативности таможенных проверок, за 9 месяцев 2017 года по Дальневосточному региону она составила 88%, отметил начальник Дальневосточного таможенного управления Юрий Ладыгин. Из 254 проверок 224 проверки были результативными. Благодаря риск-ориентированному подходу в 2017 году по сравнению с 2016 годом количество плановых проверок Россельхознадзора сократилось на 15%, внеплановых — на 50%, отметил, в свою очередь, руководитель управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области Дмитрий Зданович. Главное при сокращении плановых и внеплановых проверок, которые, безусловно, являются индикатором административной нагрузки на бизнес, — это концентрация надзоров на объектах высокого уровня риска, чтобы обеспечить выполнение задач по повышению безопасности граждан. Особенно в деятельности Россельхознадзора и Роспотребнадзора, здесь нужен очень грамотный баланс. Мы должны снижать неэффективную административную нагрузку, исключать предвзятые и надуманные проверочные мероприятия. Но, с другой стороны, ключевая задача госконтроля — обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан. Эту ответственность никто с государственных органов не снимает», — подчеркнул Михаил Абызов. Найти такой баланс позволяет риск-ориентированный подход к проверкам, когда внимание инспекторов концентрируется на объектах повышенного риска, нарушения на которых могут привести к значительному ущербу жизни, здоровью и экономике. Чтобы помочь предпринимателям своевременно предотвратить нарушения, с 1 января надзорные органы будут использовать проверочные листы — публичные списки контрольных вопросов, которые инспектор задаёт в ходе проверок. Одна из проблем, с которой, по мнению Михаила Абызова, должны совместно разобраться предприниматели и профильные надзорные органы, — это некачественная молочная продукция, в которой нередко обнаруживается мел. Министр поручил уполномоченному по защите прав предпринимателей в Приморском крае Марине Шемилиной совместно с Роспотребнадзором и некоммерческим объединением «Роскачество» провести во Владивостоке анализ качества молочной продукции и детского питания в обороте, а также качества мясомолочной продукции, которая поставляется в учреждения. Литр молока во Владивостоке стоит 100 рублей. Нужен ли нам такой товар на полках за такую цену? Или нам нужен более чёткий, умный и прагматичный государственный надзор за этим? Качество сливочного масла, которое получают у нас учреждения, — ни одна из партий не соответствует регламентам. А это больницы, школы. Поэтому также поручаю проверить и качество мясомолочной продукции в учреждениях образования и здравоохранения, которая закупается по госконтрактам. Встретимся с вами через 2 месяца и посмотрим, какие будут результаты», — сказал министр. Ещё одно поручение: в порядке прокурорского надзора проанализировать работу всех городских служб в условиях непогоды, которая обрушилась на регион накануне, — в результате на дорогах образовались огромные заторы из-за ДТП. С этой просьбой Михаил Абызов обратился к заместителю начальника главного управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генпрокуратуры Алексею Пухову. Это, в том числе, функции государственного надзора, транспортной инспекции, жилищно-коммунальной службы. Главе Росздравнадзора уже поручено предоставить отчёт о том, как работала скорая помощь. Нужно разобраться, как работали другие экстренные службы, например, пожарные службы. Необходимо также дать оценку работы гидрометеослужб. Здесь речь идёт о жизни и здоровье граждан», — подчеркнул министр. На балансовом мероприятии также обсудили, как первые итоги реформы воспринимают в бизнес-сообществе. По словам Бориса Ступницкого, представляющего ТПП, эффект от реформы госконтроля, согласно опросам, почувствовали примерно половина предпринимателей. Уполномоченный по защите прав предпринимателей региона Марина Шемерина, в свою очередь, сообщила, что по результатам ежегодного опроса в 2016 году проблемы, связанные с рисками от контрольно-надзорной деятельности впервые сместились на 7 место, покинув «олимп» ключевых проблем предпринимателей. Этому способствовала, в том числе, реформа контрольно-надзорной деятельности, подчеркнула она. С 2013 по 2016 год количество фактически проведённых плановых проверок сократилось на 63%. За 1 полугодие 2017 года, по данным бизнес-омбудсмена, было проведено 3,2 тыс. проверок, из них 83% — это внеплановые проверки и административные расследования. Михаил Абызов в ответ на это сообщил, что по поручению премьер-министра в правительство планируется внести согласованное с Минэкономразвития и Генпрокуратурой предложение о процедуре, в рамках которой административные расследования будут подлежать согласованию с органами прокуратуры, как сейчас внеплановые проверки. Бизнес-омбудсмен также подчеркнула необходимость сохранения всех достижений 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при осуществлении надзорной деятельности после принятия нового закона о госконтроле, который более 2 лет разрабатывался в формате Открытого правительства. Законопроект о государственном и муниципальном контроле мы будем рассматривать на заседании правительства на следующей неделе. В целом наши предпринимательские объединения этот закон поддержали. Замечания, которые они представили относительно соблюдения преемственности защиты прав предпринимателей, в текущей редакции документа в подавляющем большинстве учтены», — заверил Михаил Абызов. Он также обратился к Минэкономразвития с просьбой подготовить понятную таблицу, которая позволила бы сравнить права и обязанности, изложенные в двух законах. Что касается внеплановых проверок, то в этом году, по данным министра, их число сократилось в целом на 15%, в следующем году сокращение продолжится за счёт их перевода на риск-ориентированный подход. Такая возможность заложена в новом законе о госконтроле. Новый закон при его принятии даст возможность инспектору, получив обращение гражданина о необходимости проведения внеплановой проверки, реагировать разными способами. Сегодня, получив такое обращение, он должен выйти на "внеплан". В новом законе есть возможность, если не идёт речь о высокой категории риска, направить предпринимателю уведомление, чтобы он сам провёл "домашнюю работу", или предписание, которое обяжет бизнесмена провести внутрикорпоративную проверку и представить отчёт, возможно с фотовидеофиксацией, о том, что нарушений нет. При реализации плановой проверки это дело проверяется, и если получены повторные обращения или зафиксирован ущерб, то могут быть приняты другие меры», — пояснил министр. Ещё одна проблема — рост числа проверок в муниципалитетах на фоне сокращения на федеральном и региональном уровне. Муниципальный контроль часто используется для наполнения бюджета за счёт штрафов, констатировал Михаил Абызов. По этому вопросу, по его словам, нужна целенаправленная работа с губернаторами. «Точка сборки» работы федеральных, региональных и муниципальных надзоров должна быть на площадке губернатора, подчеркнул Михаил Абызов. Министр также отметил важность создания простых и удобных сервисов для предпринимателей, в особенности начинающих, которые помогли бы им разобраться в требованиях законодательства. Работа над созданием навигатора, который бы помогал предпринимателям в конкретных жизненных ситуациях, начнётся в следующем году, сообщил министр. В ней будет участвовать Российский экспортный центр, а также сами предприниматели.

Проблемы надзорной деятельности обсудили c предпринимателями во Владивостоке
© Open.gov.ru