Войти в почту

Дальнобойщики Нижегородской области хотят видеть результаты весового контроля Правительство Нижегородской области под давлением общественных организаций решило усовершенствовать автоматизированные пункты весогабаритного контроля (АПВГК), которые измеряют нагрузку на ось крупнотоннажных автомобилей во время движения. За счет бюджета их планируется оснастить предупреждающими аншлагами и электронными табло, которые покажут дальнобойщикам результат измерений. Сейчас владельцы большегрузов оспаривают в судах результаты взвешиваний и выписанные за превышение тоннажа штрафы. Проблемы весогабаритного контроля (ВГК) на нижегородских дорогах обсуждались на транспортно-логистическом форуме в торгово-промышленной палате Нижегородской области. Шесть автоматизированных пунктов ВГК появились на дорогах области осенью прошлого года и до 2017 года работали в тестовом режиме, а с января по данным их измерений водителям собственника фур, которые идут с перевесом или нарушением габаритов, стали приходить штрафы. К настоящему времени, по информации регионального Центра безопасности дорожного движения (ЦБДД), по итогам работы этих пунктов на территории Нижегородской области владельцам большегрузов выписали штрафов более чем на 800 млн руб. (средняя сумма штрафа составила 400 тыс. руб.), из них оплачено порядка ­200–300 млн руб. При этом если в начале работы пунктов взвешивания примерно половина нарушений приходилась на нижегородских перевозчиков, то сейчас их доля не превышает 15–20%. Хотя система работает уже почти год, показаниям автоматизированных пунктов взвешивания проштрафившиеся перевозчики не доверяют: из 3,5 тыс. постановлений о наложении штрафа, почти 1,1 тыс. обжалуется в судах. «Треть — это нормально», — заявил начальник ЦАФАП при УГИБДД по Нижегородской области Сергей Кулагин, вызвав дружный смех участников конференции. Он подчеркнул, что несмотря на количество обжалованных постановлений ни одно из них не было отменено из-за неисправности рамок: в 339 случаях штраф оставлен в силе, по 401 постановлению суд принял решение наполовину снизить сумму штрафа (в случае оперативной оплаты штрафа перевозчик имеет право на скидку в 50%. — „Ъ“), еще по 186 постановлениям дела были прекращены из-за того, что закон нарушили арендаторы автомобиля, а штрафы накладывали на владельцев. ­«Дело в том, что максимальный срок рассмотрения дела в суде составляет три месяца, а срок привлечения к ответственности — два месяца, и нам уже не удалось привлечь нарушителя к ответственности», — пояснил господин Кулагин. Исправить ситуацию и верифицировать показания АПВГК, по мнению участников рынка, можно было бы за счет ряда дополнительных мер. «Большинство таких пунктов работает без опознавательных знаков, нагрузка на ось автомобиля из-за резкого торможения перед весами увеличивается, и прилетают штрафы. Во многих регионах есть возможность взвеситься на стационарном посту ГАИ, у нас такой возможности нет, поэтому бизнес страдает. Некоторые перевозчики даже банкротятся, потому что такую сумму невозможно выплатить. Такой подход не позволяет сохранить дороги, он позволяет нерадивым объезжать пункты взвешивания по муниципальным дорогам и их разбивать, а законопослушным может прилететь штраф просто потому, что он резко затормозил», — заявил нижегородский бизнес-омбудсмен Павел Солодкий, которому массово жалуются именно добросовестные местные перевозчики. В ближайшее время он собирается отправить врио губернатора Нижегородской области Глебу Никитину идеи бизнесменов, которые предлагают считать показатели автоматизированных пунктов взвешивания предварительными, а контрольное взвешивание проводить на стационарных постах. Кроме того, они считают необходимым установить предупреждающие знаки о пунктах весового контроля и информационные табло, которые будут показывать водителю нагрузку на ось. Предприниматели также предлагают повысить порог веса и габаритов, которые считаются нарушением. Они апеллируют к тому, что за нарушение скоростного режима штрафуются только водители, превысившие скорость более чем на 20 км/ч. Кроме того, у владельцев фур возникли вопросы к территории расположения контрольных пунктов. «На результаты взвешивания влияет толщина и качество асфальта, колейность, уклон, поэтому они могут быть некорректными, даже если сама система авторизована», — считает лидер общественного движения автовладельцев «12 тонн» Сергей Сапронов. Бизнес также возмущает невозможность получить информацию о результатах взвешивания с контрольных пунктов, где не было выявлено нарушений: это могло бы стать доказательством в судах, если бы один и тот же автомобиль в рейсе в одном случае получил штраф, а в другом нарушения не были зафиксированы, полагает руководитель филиала Ассоциации международных автоперевозчиков по Приволжскому федеральному округу Анатолий Добродий. В ЦАФАП пояснили, что такая информация долго не хранится и может быть предоставлена только в усеченном виде и по запросу суда. Логистические операторы среди прочих недостатков работы системы также отметили, что в Европе не взвешиваются жидкие грузы, так как у них при движении смещается центр тяжести. У нас же перевозчикам наливных грузов приходится на 20% недозагружать цистерны, что приводит не только к убыткам грузоотправителя, но и может стать причиной ДТП, поскольку для соблюдения весовых норм дальнобойщикам приходится нарушать нормативы загрузки. В ЦБДД „Ъ“ сообщили, что возможность оснащения весовых пунктов предупредительными знаками сейчас прорабатывается Главным управлением автомобильных дорог региона. По словам собеседников „Ъ“, вопрос может быть решен до конца года. Что касается установки электронных информационных табло, которые бы показывали нагрузку на ось водителю, этот вопрос рассматривается ЦБДД: «Направлены запросы на предоставление коммерческих предложений на поставку, установку и дальнейшее обслуживание информационных табло в организации-производители вышеуказанного оборудования. По итогам будет проведен анализ возможности их установки: как с технической стороны, так и с экономической. Средства на их установку будут запрашиваться из областного бюджета». Идею создания стационарных контрольных площадок для взвешивания в ЦБДД не поддерживают. «В автоматических пунктах ВГК контрольные взвешивания исключены, они не предусмотрены законодательством. И даже если в дальнейшем будет стоять площадка, которая позволит грузоперевозчику взвешиваться, это не будет основанием для невынесения постановления с рамки ВГК, потому что мы используем весы, которые официально сертифицированы, проходят проверки и обеспечены сервисом», — сообщил директор ЦБДД Глеб Иванов. Самым простым способом избежать нарушения в ЦБДД считают установку весов на базах загрузки. Многие крупные компании уже их установили. Анна Павлова

Взвешенное решение
© Коммерсантъ в Нижнем Новгороде