Войти в почту

В Петербурге закончился первый день культурной форума

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 16 ноября /ТАСС/. Первый официальный день работы международного культурного форума в Санкт-Петербурге оказался насыщенным: эксперты, чиновники, журналисты и обычные гости мероприятия обсудили проблемы современной литературы, музыки, медиа и мессенджеров, инклюзивной среды в культуре, поспорили о роли революции 1917 года. Книжный вопрос В России отмечается бум книжного производства, сообщил глава Роспечати Михаил Сеславинский - рост выпуска книг за первые шесть месяцев 2017 года составил 23,1% при том, что за прошлый год было издано 450 млн экземпляров. Однако важно не столько количество, сколько качество литературы, отметили участники профильной сессии форума. Так, писатель Михаил Веллер посетовал, что происходит тотальное упрощение в искусстве, тексты в книгах все больше приближаются к языку толпы, а стадионы слушателей собирают не поэты уровня Евтушенко, а звезды рэп-баттлов. Веллер считает, что через несколько десятилетий произойдет расслоение общества "на плебс и кочевую элиту, у которой будут дворцы в одном месте, производство - в другом месте, финансы - в третьем, сбыт - в четвертом". "Будут две литературы. На потребу этого самого плебса и другая, элитная, для узкого круга потребления, которая будет повторять классику, с массой отсылок", - сказал Веллер. Медиапотребление: взвешенными дозами Сразу две сессии под эгидой информационного агентства ТАСС были посвящены современным СМИ и медиапроцессам. Михаил Сеславинский подчеркнул необходимость формировать культуру медиапотребления с раннего возраста. "Главная проблема - проблема выбора, - сказал Сеславинский. - Культура медиапотребления должна воспитываться с самого раннего возраста, потому что сейчас одновременно с книгой ребенок берет и девайс в руки". Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой обратил внимание на то, что СМИ являются частью культуры. При этом, по его словам, для развития театра, кино, литературы очень важно, чтобы СМИ писали о событиях в этой сфере, причем как положительные отзывы, так и критику. Со своей стороны первый заместитель гендиректора ТАСС Михаил Гусман заметил, что информационные агентства представляют базовую площадку для новостей культуры, а сотрудники агентства следуют лучшим канонам создания культурных новостей. Войти в музей Проблему информационного вакуума в вопросах инклюзии в культуре обсуждали участники тематической сессии, организованной ТАСС и Фондом "Искусство, наука и спорт". Участники отметили важность качественного тифлокомментирования театральных постановок и кинофильмов для слепых и слабовидящих людей, чтобы с помощью специальных звуковых рассказов они могли представить себе происходящее на сцене или экране. Идею сопровождения спектаклей тифлокомментариями горячо поддержал генеральный директор Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Антон Гетьман. Он считает, что легче всего пробудить театры сделать такие проекты для инвалидов - связаться с директорами через социальные сети и рассказать о такой системе сопровождения. Тема тифлокомментирования равно важна как для театра, так и для кино. Минкультуры России летом 2017 года утвердило Требования к субтитрированию и тифлокомментированию полнометражных национальных фильмов, создаваемых в художественной или анимационной форме. Приказ вступит в силу 24 ноября этого года. На работу по его реализации телеканалам и киностудиям выделены средства бюджета. Как по нотам Неожиданной гостьей секции по вопросам сохранения и развития духового инструментального и оркестрово- ансамблевого исполнительства стала заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец. Она призвала создать электронную нотную библиотеку для исполнителей на духовых инструментах. "У нас должна быть систематизация музыкального достояния, и нам обязательно нужно сделать электронную музыкальную библиотеку Причем сегодня у нас есть возможность выкладывать не только ноты, но и лучшие исполнения для того, чтобы педагог мог это показать", - отметила Голодец, добавив, что это должно стать государственным проектом. По словам вице-премьера, соответствующее поручение получит Министерство культуры РФ. Революция в культуре и наоборот Публичная лекция министра культуры Владимира Мединского в выставочном зале" Манеж" была посвящена Великой русской революции и ее влиянию на культуру и наоборот. Глава Минкультуры сравнил влияние революции по масштаба изменений в мире с пришествием Христа и отдельно остановился на вопросах цензуры в советское время и сейчас. Сравнивая ситуацию в современной культуре с реалиями 1920-1930-х, Мединский заметил, что "у нас нет никаких искусственных идеологических скреп, у нас нет ни в какой форме никаких цензурных ограничений, никаких предчтений и предпросмотров". "Если кто-то, где-то публично говорит (о цензуре - прим. ТАСС) - это или лукавство, или дешевая самопрезентация", - подчеркнул министр. "Почему мы отказываемся сознательно от любых форм творческих ограничений и цензуры? Потому что опыт этих ограничений, как в советские, так и в царские годы показал только одно - такой диктат для культуры не просто не эффективен, он вредоносен в деле государственного культурного строительства", - заявил Мединский. Чуть ранее о том, что события вековой давности теперь смотрятся иначе нежели в советское время заявила Ольга Голодец. "Многих моментов мы с вами не знали, потому что наша история, которую мы учили в Советском Союзе, она избегала некоторых подробностей самой революции, самих событий, которые происходили. Замечательно, что сегодня все музеи совершенно по-новому отнеслись к этой теме, задав совершенно разные взгляды на творчество", - сказала она. Экологический аккорд Неожиданным завершением публичной лекции главы Минкультуры стала серия экологических вопросов к министру культуры от публики. Мединский признался, что лично следит за разумным расходом воды в своей семье, приветствует практику сбора металлолома и макулатуры, а также предложил провести "уборку страны". "Необходимо просто, на мой взгляд, запретить использование и производство целлофановых пакетов, которые не разлагаются. Сейчас есть технологии производства пакетов, которые разлагаются буквально за несколько месяцев", - сказал министр. Министр напомнил, что разложение пластиковых пакетов в природе занимает 200-300 лет. Текущий год в России является Годом экологии.

В Петербурге закончился первый день культурной форума
© ТАСС