Войти в почту

«Стратегическое партнерство «Северо-Запад» амбициозно и берет на себя большие задачи»

– Алексей Владимирович, скажите, пожалуйста, в чем суть реформирования Стратегического партнерства, какие изменения оно уже претерпело? – Общим собранием в июле этого года было принято решение о том, чтобы назначить меня исполнительным директором Стратегического партнерства. Этим же собранием было принято решение, что наблюдательный совет партнерства возглавит полномочный представитель президента. Мы серьезно переформатировали состав партнерства, нашей уставной деятельности. До последнего времени у нас было около 90 учредителей, в итоге останется не многим больше 40. Часть учредителей были ликвидированы как юрлица, часть утратили с нами какую-либо связь. С частью мы решили сами расстаться, потому что наша совместная деятельность была не очень конструктивной и предметной. В этой связи теперь у нас останется 3 группы учредителей: это все 11 субъектов, входящих в Северо-Западный округ; по одной крупной региональной компании, которая работает на территории каждого субъекта и около 20 игроков федерального масштаба: «Лукойл», «Российский железные дороги», «Россети», деятельность которых осуществляется во всех субъектах макрорегиона. Что касается наблюдательного совета. Раньше в него входили по одному представителю от каждого учредителя – мы тоже переформатировали эту структуру, и сейчас набсовет состоит из 15 участников. Первая пятерка – это полпред президента, его заместитель по экономике, руководитель РСПП по Северо-Западу Алексей Мордашов, губернатор Санкт-Петербурга как крупнейшего субъекта, входящего в СЗФО, вторая пятерка – это пять губернаторов и третья – пять представителей бизнеса. Вторая и третья пятерки будут ротироваться раз в год. – Какие цели и задачи у обновленной структуры? – Полномочный представитель президента в СЗФО Николай Николаевич Цуканов уделяет максимальное внимание партнерству, мы договорились, что наблюдательные советы будут проходить у нас минимум один раз в полгода, а при необходимости, может, один раз в квартал. Ближайший набсовет состоится 24 ноября с участием всех губернаторов СЗФО. Там мы будем обсуждать наши направления деятельности, финансовый план на год и ряд социальных проектов, которые мы предлагаем для наших учредителей, в частности, для регионов. Первое большое направление – синхронизация работы крупных компаний по капитальным вложениям в регионы. В нашем понимании, мы должны скоординировать инвестиции, которые несут компании в регионы с той «капиталкой», которая происходит сама в регионах за счет федеральных, региональных или муниципальных бюджетов. Не секрет, что иногда эти работы пересекаются и, условно говоря, одну и ту же дорогу делают дважды. Эта задача у нас прописана во всех соглашениях со всеми субъектами. Второе больше направление – это стратегическое планирование. Николай Николаевич нас поддержал, чтобы мы были неким интегратором, консолидирующим все стратегические планы развития регионов – чтобы они были скоординированы со стратегией развития федерального округа. Потому что сегодня ряд региональных стратегий совершенно не отслеживает горизонтальные связи субъектов, у них у всех разные сроки, иногда не совсем корректно поставлены цели и задачи. Более того, в Северо-Западном федеральном округе сменилось несколько губернаторов, поэтому у новых глав регионов будет свое понимание, как двигаться субъекту, и мы предложили нашу площадку, чтобы на ней все это можно было объединить. Более того, мы плотно работаем с администрацией Санкт-Петербурга и хотели бы на базе учреждений города и под их научные программы, поскольку у них есть опыт написания стратегий для субъектов, провести в следующем году обучение среднего звена специалистов, работающих в субъектах Северо-Запада в сфере стратегического планирования. Сегодня у нас, к сожалению, из советского времени мало что осталось из планирования. Когда у нас была плановая экономика, мы строили перспективные прогнозы лет 15–20, сегодня же высшие учебные заведения как-то стороной обходят эту тему, а молодежь на нее не идет. Мы бы хотели немного восполнить этот пробел, сейчас мы обсуждаем формальности и планируем проводить эту историю вместе с администрацией Петербурга. Третье направление – это крупный туристический проект «Серебряное ожерелье», который затрагивает большинство субъектов Северо-Запада, исключая только арктические субъекты. Но они, в свою очередь, активно развивают арктический туризм, который очень востребован у зарубежных гостей нашей страны, но внутри России еще не очень распиарен и раскручен, ввиду того, что он крайне дорог. Проект «Серебряное ожерелье» уже лет 5–7 в повестке существует, но пока в большей части только на бумаге. Координатором проекта является Вологодская область, но одному региону сложно совместить интересы всех. Поэтому на нашей базе мы планируем формировать систему проектных офисов. И один из них – офис по «Серебряному ожерелью». Вопрос тоже будет подниматься на набсовете 24 ноября. Если будет принято такое решение, то конструкция следующая: возглавляет офис представитель одного из регионов, наиболее погруженный в туризм. Это либо Псков, либо Великий Новгород, либо Петербург. Без Петербурга, конечно, этот проект не стоит ничего, потому что львиная доля туристов приходится на Северную столицу, и наша задача вместе с регионами этих туристов развезти по всем остальным субъектам округа. Но, к сожалению, у нас на территориях не готова ни инфраструктура, ни дороги, не решены бытовые, социальные вопросы. Николай Николаевич Цуканов нам поставил задачу в 2018 году вопрос отработать, чтобы к его концу мы смогли выйти с предложениями в федеральное правительство о формировании крупного федерального проекта по аналогии с «Золотым кольцом» в Подмосковье. На тот проект были получен громадные федеральные деньги, он сегодня работает, человекопоток по «Золотому кольцу», когда оно стало федеральным проектом, увеличился в десятки раз. Цель амбициозная, мы понимаем, что в одиночку ее не добиться. Но если мы увидим заинтересованность регионов и, самое главное, Петербурга, думаю, что при поддержке полномочного представителя этот проект протолкнем и получим финансирование даже в условиях дефицита бюджета, потому что сфера туризма в моем понимании для регионов Северо-Запада одна из основных. Четвертое большое направление – арктическое. Не секрет, что из 11 субъектов Северо-Запада 5 являются частично или полностью арктическими. Примерно полгода назад была принята программа развития арктической зоны, на которую выделены несколько десятков миллиардов рублей, и мы видим, что сегодня каждый субъект в одиночку пытается свои интересы протолкнуть, иногда и в ущерб всем остальным. Поэтому тоже было предложение полномочного представителя всю эту работу скоординировать, чтобы наша организация для аппарата полпреда формировал единую позицию с точки зрения развития арктической зоны, с точки зрения инвестиций, точек внимания, влияния и всего остального. Уже сейчас мы готовим для полпреда все рабочие документы, связанные с государственной комиссией по развитию Арктики, кроме того, я сам являюсь членом президиума госкомиссии по развитию Арктики при вице-премьере Дмитрии Рогозине и обладаю подробной информацией, что там происходит. И я вижу, что интерес к арктической тематике возрастает. Посмотрев на Парад Победы 9 мая, мы видели, что даже техника была окрашена в арктические цвета. Это одно из направлений международной повестки, которое по минимуму затронуто санкциями. Поле громадное. В нашем понимании, там 2 варианта развития: будет формироваться федеральное агентство по Арктике, которое является главным административным органом. Или эта функция будет придана передана какой-то из госкорпораций – например, Росатому, если будет принято решение, что Арктика развивается, в основном, за счет коридора – Севморпути. Решение еще не принято, но мы в этой работе участвуем как аналитики и передаем свое видение, информацию в аппарат Рогозина. – Какие механизмы у вас есть для решения этих задач? – Нам полпред поставил задачу с каждым субъектом подписать генеральное соглашение. Это не просто бумага, а соглашение с конкретными направлениями. До конца ноября мы планируем, что с большинством субъектов они будут подписаны. В соглашении мы прописываем конкретно цели и задачи нашего сотрудничества, чем мы можем быть для регионов полезны, и, учитывая, что наша организация живет за счет взносов, мы, конечно, хотели бы показать учредителям, что деньги, которые они платят как свой взнос, не уходят «в песок» и тратятся эффективно. Мы утвердим 24 ноября финансовый план на следующий год, пропишем цели, задачи, все направления. К договору с каждым регионом идет план, расписанный по месяцам: в чем мы участвуем, где нужна наша помощь, какова наша роль. С каждым субъектом соглашения разные, большинство губернаторов с оптимизмом восприняли нашу работу, потому что давненько такого не было. Конечно, новая площадка, тем более, во главе совета которой стоит полномочный представитель президента, субъектам не будет лишней. Поэтому они заинтересованы в максимально конкретном диалоге с нами. Скажу еще об едином окне представления регионов. Это была наша инициатива. Я сам являлся несколько лет главой оргкомитета крупной региональной выставки «Иннопром» и понимаю, насколько сложно и дорого каждому субъекту встать на хорошее место на какой-то выставке и показать себя с лучшей стороны. Мы предлагаем губернаторам участие в таком проекте в формате единого окна. По-разному субъекты к этому относятся. Такие, как Санкт-Петербург, вполне самостоятельны, но, тем не менее, они готовы нам помогать в продвижении других регионов на своей территории. Речь сегодня, в первую очередь, идет о Петербургском международном экономическом форуме. Но, кроме ПМЭФ, у нас существует еще ряд других форумов: Сочинский, Дальневосточный форумы, «Иннопром» в Екатеринбурге. Главы регионов Северо-Запада с большим оптимизмом смотрят на участие в формате единой площадки именно на других мероприятиях не на территории округа. На встрече с губернатором Новгородской области Андреем Никитиным им было сказано, что на питерский форум все равно будут выставляться сами, как бы ни было тяжело, но на все остальные форумы ресурсов не хватит. Если бы партнерство на себя взяло функцию организации единого окна, они бы с большим удовольствием направили представителя, показали свои проекты, помогли бы с формированием стенда – и это было бы для Новгорода большим подспорьем. Эту идею поддержал врио губернатора Псковской области Михаил Ведерников, с кем мы тоже подписали соглашение. – Чем отличается нынешнее партнерство от того, что было год назад? – Отличается активностью, амбициозностью и большими задачами, которые мы на себя берем. Роль сегодняшнего руководства намного выше, мы подписываем генеральные соглашения, отслеживать которые будет сам полномочный представитель и, конечно, мы не можем ударить в грязь лицом. Раньше такого не было, не было конкретных решений, дел, была работа больше методологическая и невидная. У нас другие задачи. Наша работа будет видна, мы будем информировать общественность о ней, надеюсь, что общественность, наши учредители воспримут эту работу позитивно. Мы ведем еще и социальные проекты. Один из них – новогодние каникулы для детей сотрудников силовых ведомств, погибших при исполнении служебного долга (МВД РФ, ФСБ РФ и Росгвардии). Таких семей у нас на Северо-Западе получилось больше 200. Не менее 100 детишек мы после январских праздников совместно с правительством Вологодской области приглашаем в Великий Устюг. Примерно неделю они будут путешествовать. Сразу после январских праздников мы соберем их в Петербурге, у них будет здесь экскурсия, поход в Эрмитаж, на второй день их ждет прием у полпреда. Мы готовим им подарки – работаем с каждой семьей отдельно, выясняем, что им нужно: кому-то сертификат на обучение, кому-то велосипед новый и так далее. Полпред эти подарки вручит детям, после этого дети поедут в Великий Устюг, где проведут несколько дней. Там уже программа реализуется совместно с правительством Вологодской области. Если у нас эта история получится, то летние каникулы мы тоже постараемся им организовать в одном из регионов Северо-Запада. Либо это будет в формате летнего лагеря, либо в каком-то другом. – В чем все-таки смысл и итоговая цель всех этих реформ партнерства? – Мы работаем все-таки больше всего в интересах аппарата полномочного представителя президента. Наша задача – координация усилий субъектов и формирование повестки на нашей базе. Подобные проекты вести госслужащим немного не с руки. Поэтому проекты, касающиеся связей власти и бизнеса, власти и общества, власти и людей, – наша задача. Полпред на последнем совещании так и сказал: чтобы все заместители с нами работали в единой связке, потому что мы делаем одну задачу.

«Стратегическое партнерство «Северо-Запад» амбициозно и берет на себя большие задачи»
© РИА "ФедералПресс"