14 ноября 2017, Коммерсантъ в Нижнем Новгороде

Выплывет на заказах

Сосновский судостроительный завод определился с планами развития
Сосновский судостроительный завод в Кировской области, задолжавший кредиторам 1,2 млрд руб., определился с планами развития на ближайшие три года. Верфь строит лоцмейстерское судно для Росморпорта, а всего до 2020 года рассчитывает выпустить 27 судов. Региональные власти пытаются помочь заводу найти заказчиков, а эксперты полагают, что загрузить предприятие можно рыболовецкими судами и катерами.
О том, что Сосновский судостроительный завод (ССЗ, поселок Сосновка Кировской области, принадлежит через ООО «Финтеко» Ризвану Азарсанову и Петимат Хамхоевой) до 2020 года рассчитывает построить 27 судов и единиц морской техники, сообщили в правительстве региона со ссылкой на «Перспективный план размещения заказов на строительство судов и морской техники на период до 2020 года». В рамках этого плана завод строит три лоцмейстерских судна для ФГУП «Росморпорт» (тендер ССЗ выиграл летом 2014 года, срок строительства катеров с учетом доставки в порт назначения по контракту составлял три года). По данным источника «Ъ» на предприятии, первое судно серии сейчас проходит испытания в порту Усть-Луга, его сдача намечена на ноябрь. Два других планируется сдать Росморпорту в августе 2018 года. По плану заказчиками остальных судов станут рыбодобывающие компании, которые пока определяются с проектами и исполнителями. Что касается портфеля заказов на 2018 год, завод уже заявился на конкурсы по строительству судов для «Транснефти» и ФКУ «Речводпуть», а также ведет переговоры с другими заказчиками, которых пока не раскрывает.
Напомним, основанный почти сто лет назад Сосновский судостроительный завод последние несколько лет оставался без крупных заказов и сейчас загружен примерно на 30%. Предприятие накопило порядка 1,2 млрд долгов перед Новикомбанком (опорный банк «Ростеха»), Сбербанком, сотрудниками и налоговыми органами. Верфь закупала оборудование за рубежом и из-за девальвации рубля не смогла расплатиться вовремя. Долги недавно взялась реструктурировать дочерняя компания госкорпорации «Ростех» — «РТ-Капитал», которая пообещала помочь ССЗ с заказами. В «Ростехе» „Ъ“ сообщили, что первоочередной задачей для «РТ-Капитал» является недопущение социальной напряженности, поскольку завод является градообразующим предприятием: «План погашения разработан, в настоящий момент идет процесс его согласования между ОАО ССЗ и „Ростехом“. В этом году корпорация уже направила 20 млн руб. на погашение задолженности по заработной плате перед работниками завода и поставщиками, поскольку они не позволяют осуществлять нормальную производственную деятельность». Именно это позволило достроить первое судно и отправить его заказчику, отмечают в госкорпорации. Возвращать деньги «Ростеху» завод должен начать в середине 2018 года исходя из операционных возможностей.
Региональные власти также договорились с ООО «Газпром межрегионгаз города Кирова» о возобновлении поставок на предприятие газа, который ранее был отключен за долги. Заплатить за него обещают до конца года. При содействии руководства региона на завод вернулась часть оргтехники, которую еще в сентябре местные приставы арестовали за долги.
Потенциальными покупателями судов ССЗ в госкорпорации видят ФГУП «Росморпорт» (соответствующее намерение закреплено в соглашении о реструктуризации долгов при условии восстановления верфи), который мог бы заказать в Кирове гражданские катера различного назначения. В Росморпорте оперативно ответить на запрос «Ъ» по поводу заказов ССЗ не смогли. Помочь с загрузкой предприятия вызвались и областные власти, которые попросили Росрыболовство и Росморречфлот подыскать инвесторов на достройку судов. В среднем в год ССЗ может строить три лоцмейстерских судна, либо шесть катеров типа «Балтика», либо 10 водолазных судов.
Одной из главных проблем предприятия, помимо долговой нагрузки, остается то, что в основном Вятка не судоходна (суда, которые строит предприятие, проходят ходовые испытания на Каме — «Ъ»). Еще летом врио губернатора Кировской области Игорь Васильев заявил, что после восстановления завода должно начаться возрождение судоходства на Вятке. Однако в ближайшей перспективе этого ожидать не стоит: хотя областной минтранс попросил федеральный включить расходы на проведение дноуглубительных работ на Вятке в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)», пока они в программе не отражены.
Один из участников рынка полагает, что загрузку предприятия могли бы обеспечить заказы на рыболовецкие суда: завод в советское время специализировался именно на них и обеспечен необходимыми мощностями для строительства кораблей длиной до 60 м. Его основными конкурентами в этом сегменте станут завод «Нижегородский теплоход», Ярославский судостроительный завод и Судоремонтно-судостроительная корпорация в Городце Нижегородской области, добавляет он. Со стороны Росморпорта при наличии договоренностей могут быть размещены заказы на лоцмейстерские суда, лоцманские катера или шаланды, которые сейчас строятся в основном на Невском судостроительном заводе, полагает эксперт. Что касается проблемы судоходности Вятки, то, по мнению участника рынка, в ее решении могут быть заинтересованы не только судостроители: перспективным может стать развитие добычи песчано-гравийной смеси в русле реки.
Анна Павлова
Анна Павлова Игорь Васильев Сбербанк России Федеральная налоговая служба Новикомбанк Завод "Нижегородский Теплоход" Росрыболовство Транснефть Минтранс РФ Ростех Газета "Коммерсантъ" Другое Мурманск Португалия
Оставить комментарий

Главное по темам

Югорчане начали получать первые единовременные выплаты

10:47

ЖКХ Заполярья столкнулось с нехваткой специалистов по лифтам

10:47

Неподготовленные автобусы в Подмосковье работать не будут ‐ Воробьев

10:47

Популярная костромская газета закрыта

10:47

Бомж терроризировал магазины в Болотнинском районе

10:45

Видеоновости

Статьи

Почему Советский Союз не приняли в НАТО

В 1950-х СССР предпринимал попытки вступить в НАТО при условии нейтрального статуса альянса. Двигателем идеи был Вячеслав Молотов, прозванный на Западе сталинским рыцарем «холодной войны».

«Мы можем применить оружие»

За две первые недели января 2018 года российские самолеты 10 раз поднимались на перехват иностранных воздушных судов, всего разведку вдоль границ России вели 23 летательных аппарата других стран.

Накорми миллиардера: как нажиться на бедных

По итогам года столетия Великой Октябрьской революции приходится констатировать, что ни русская революция, ни революции в других странах так и не смогли решить главную проблему, ради которой затевались: уменьшить степень…

Кризис в Африне искусственно спровоцирован США

Про новую горячую точку на карте Сирии — населенный курдами Африн нужно знать то, что текущий кризис был прямо спровоцирован США.

Не заговаривайся: Порошенко перепутал сапоги

На Украине появилась новая традиция — отмечать национальные праздники «ляпами» в президентских речах «Горький привкус» национального праздника пообещал Петр Порошенко своим гражданам и немедленно выполнил обещание: оговорился в поздравительной речи…

Фоторепортажи