Войти в почту

Югорская коммуналка уходит под контроль иногородних компаний

Примечательно, что доля сургутского предприятия в АО составляет 25,1 %, в то время как костромское «ЕИРКЦ» имеет 74,99 %. Таким образом, СГМУП «РКЦ ЖКХ» Сургута превратилось в дочернюю структуру фирмы из центральной России. Якобы инициатором такого «удочерения» муниципального предприятия руководители сургутских управляющих компаний называют заместителя главы Сургута Алексея Жердева. Уроженец города Костромы, до того, как занять муниципальную должность в Югре, был заместителем генерального директора по региональному развитию ОАО «УК «Русэнергокапитал». Это крупнейшая управляющая компания Костромы, по сути дела целый концерн, объединяющий несколько коммунальных предприятий, в том числе в его состав входит и уже известное АО «Единый информационный расчетно-консультационный центр», дочерним подразделением которого и стал сургутский РКЦ. В администрации города структурные изменения объяснили необходимостью обновления программного комплекса, на приобретение которого требуется около 6 млн рублей. Системное сопровождение программы не проводилось с 2009 года, поскольку разработчики ушли в конкурирующие фирмы. Кроме того, у РКЦ образовался кассовый разрыв в 5,8 млн рублей, что довольно странно, если учитывать, что предприятие является всего лишь финансовым посредником между потребителями и поставщиками коммунальных услуг. В качестве положительных моментов создания нового АО в департаменте городского хозяйства назвали то, что такая организационная форма позволяет обходить требования 44-го ФЗ о госзакупках, а также наличие у костромского «ЕИРКЦ» современного программного комплекса, позволяющего оказывать широкий спектр услуг. Правда, за прошедшие месяцы в работе сургутского предприятия никаких перемен не произошло, коммунальные платежи обрабатываются все тем же, устаревшим программным комплексом, рассказывают сотрудники. В то же время уже восемь управляющих компаний Сургута вот-вот будут объявлены банкротами. И первыми в этом списке стоят ООО «Управляющая компания РОМиК» и негосударственное учреждение «Управляющая компания «Комфорт». Последняя, по данным департамента ЖКХ, только «городским тепловым сетям» задолжала более 85 млн рублей. Сейчас дела об их задолженности перед ресурсоснабжающими организациями рассматриваются в Арбитражном суде. «Их долг перед ресурсоснабжающими организациями неподъемный. Задолженность такого рода – явление нормальное, если она покрывается в течение одного-двух месяцев, но в случае с этими УК долг не перекрывается уже на протяжении девяти месяцев. Это только первая партия управляющих компаний, за ней последуют и еще порядка девяти УК», – сообщил еще в сентябре директор департамента ГХ Константин Карпеткин. В департаменте городского хозяйства полагают, что коммунальный рынок могут покинуть треть «управляшек». Но если учитывать, что в Сургуте на данный момент управление жилфондом осуществляют 32 общества с ограниченной ответственностью, речь может идти как минимум о половине УК. Скорее всего, оставшийся без управления жилой фонд будет перераспределен между оставшимися компаниями, либо, если собственники в течение года не смогут определиться с выбором УК, передан какой-то одной компании. По мнению эксперта, это может позитивно отразиться на ситуации с коммунальными долгами – у крупных структур больше возможностей для маневра. «За счет объемов и оптимизации крупные игроки имеют возможность сократить свои расходы, но нужно отдавать себе отчет, что это управление старыми ветхими домами за счет новых, то есть перекрестное субсидирование возникает. Конечно, когда на рынке только одна компания-монополист – это плохо. Когда хотя бы две, уже появляются свои и хорошие, и плохие стороны. Но все зависит от конкретной ситуации и конкретных игроков», – пояснила исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. То, что с рынка уходят частные компании с небольшим объемом жилфонда – ситуация вполне предсказуемая и логичная. На прошедшем недавно расширенном заседании комиссии Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании по жилищной политике и ЖКХ такое развитие событий предсказал замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис. По его словам, порядка 30 % управляющих компаний уйдут с рынка после того, как будет принят закон о прямом расчете жителей домов с ресурсоснабжающими организациями. Сейчас деньги за тепло, свет и воду часто не доходят до адресата, оседая на счетах управляющих компаний, которые их либо «прокручивают», либо вовсе используют по своему разумению. Чтобы сделать прямые платежи ресурсникам предельно прозрачными, в Совете Федерации предлагают создать в стране систему единых информационно-расчетных центров. То есть узаконить или создать подобную структуру в каждом муниципалитете. Как стало известно, в ближайшие дни в Сургут должны приехать представители «УК «Русэнергокапитал». Официально – для переговоров с представителями городских УК о том, чтобы проводить все коммунальные платежи через счета недавно созданного АО «ЕИРКЦ». Похожая ситуация складывается и в соседнем с Сургутом городе Нефтеюганске. Нынешним летом там была создано ООО «Единый расчетный центр». Учредителем и гендиректором новой структуры стала предпринимательница из Самары Татьяна Маркелова. Выходцем из этого же города является советник главы Нефтеюганска Дмитрий Третьяков. По информации источников в коммунальной сфере города, именно он проводил совещание с руководителями управляющих компаний, убеждая их перейти на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями через вновь созданный «ЕРЦ». И в Сургуте, и в Нефтеюганске созданные расчетные центры являются частными, по сути коммерческими, структурами. Следовательно, они могут быть использованы заинтересованными лицами как инструмент для передела коммунального рынка. Схема достаточно проста: средства граждан оседают на счетах ЕИРКЦ, не попадая к ресурсникам, в итоге те несут убытки, а крайними остаются управляющие компании, якобы не умеющие работать с населением. Ситуация с задолженностью дает возможность, при желании, сменить руководство и муниципальных коммунальных предприятий (что уже год назад произошло в Нефтеюганске), и управляющих компаний, если в них есть доля участия муниципалитета. Еще проще – запустить процедуру банкротства и передать «управляшку» или МУП в концессию, под контроль аффилированных с властью структур. Также стоит отметить, что в сентябре депутаты думы Нефтеюганска под руководством вице-спикера и руководителя комиссии по городскому хозяйству Рафаэля Галиева рассматривали финансовую ситуацию, сложившуюся в двух управляющих компаниях – ОАО «ЖЭУ-2» и ОАО «ЖЭУ №4». Управляшек обвинили в завышении тарифа на содержание жилья и огромных долгах перед ресурсоснабжиющими организациями – суммарная задолженность двух компаний составляет порядка 80 % всех коммунальных долгов города. В итоге депутаты написали обращение в прокуратуру с просьбой проверить факты возможного мошенничества и растраты средств УК. Также был поднят вопрос об аннулировании лицензии в Службе жилищного и строительного надзора. Правда, в окружной структуре к ситуации вокруг двух УК отнеслись индифферентно. Как объяснили в Службе корреспонденту «ФедералПресс», финансовыми проблемами и переделом коммунального рынка они не интересуются. «Мы занимаемся вопросами соблюдения законодательства Управляющими компаниями при оказании услуг населению. Если бы тут были какие-то нарушения, тогда это наша компетенция», – сообщили в нефтеюганском представительстве Жилстройнадзора Югры. Примечательно, что доля муниципалитета в акционерных обществах составляет 25 %. И, по мнению собеседников, запущенная информация о якобы финансовой несостоятельности УК является ничем иным, как попыткой лишить их возможности собирать платежи с населения, вслед за чем последует смена руководства, в результате чего четвертая часть городского жилфонда окажется в руках заинтересованных лиц. И если примерный сценарий сравнительно честного отъема нефтеюганского жилфонда вполне прогнозируем, то перевод коммунальных финансов в новые расчетные центры представляется мало осуществимым. В том же Сургуте, например, 52 % платежей проходят не через СГМУП «РКЦ ЖКХ», а через собственные РКЦ управляющих компаний и ТСЖ. «Это такой же бизнес. Казалось бы, зачем открывать пекарню, если есть хлебозавод? Так же и с РКЦ. Мы создали свой программный комплекс, причем такой, что мы его представляли в Москве и там удивились, что на периферии можно было разработать программу такого уровня. Нам быстрее и удобнее работать самостоятельно и собирать платежи самим», – отметил директор ООО «УК ДЕЗ ВЖР» Вячеслав Чураков. Поэтому управляющие компании, имеющие свои расчетные центры, относятся скептически к попыткам местных властей перевести все финансовые потоки жилищно-коммунальных платежей в одну структуру. Кстати сказать, и долги компаний, самостоятельно собирающих оплату с населения, перед ресурсниками не столь велики. И, как показывает опыт других регионов страны, единый расчетный центр далеко не всегда становится действенным механизмом для борьбы с коммунальными долгами. Кроме того, монополизация сферы коммунальных расчетов лишает управляющие компании возможности самостоятельно распоряжаться средствами за содержание жилья, а собственников – выбора способа оплаты коммунальных услуг, что является нарушением их прав.

Югорская коммуналка уходит под контроль иногородних компаний
© РИА "ФедералПресс"