Шамбала или секта? Кому выгодно клеить ярлыки буддистам из Качканара

В Свердловской области вновь разгорелись страсти вокруг единственного в регионе буддийского монастыря – места паломничества тысяч людей со всего мира. Земельная тяжба с крупной промышленной компании вышла монахам боком. Земля Санникова Вообще-то статус уральских буддистов целых два десятилетия никого особо не интересовал. Монастырь Шад Тчуп Линг (в переводе с тибетского – «место практики и реализации») был основан в 1995 году ламой Санье Тензином Докшитом – бывшим военным Михаилом Санниковым. За 22 года обитель посетили тысячи паломников, в том числе – журналист «АиФ-Урал». Центр развития туризма Свердловской области даже внёс его в список местных достопримечательностей – за его уникальность. Всё бы хорошо, но в 2014 году суд постановил снести монастырь. Дело в том, что Качканарский горно-обогатительный комбинат (компания «ЕВРАЗ») в обозримом будущем планирует разрабатывать в тех местах железную руду и пребывание там буддистов предприятию сильно мешает. Земля, на которой обосновались монахи, им не принадлежит, а все попытки оформить её на себя успехом не увенчались – помешали бюрократические препоны. Правда, власти предложили им перебраться в другое место – на гору Мохнатка, но Санников со товарищи наотрез отказались покидать обжитую территорию. С февраля 2016 года судебные приставы неоднократно требовали разрушить уральскую Шамбалу, штрафовали её руководителя, ограничивали ему выезд за пределы России, но он остался непреклонен. Тем более что у монастыря нашлось немало защитников. Против его сноса выступил певец Борис Гребенщиков, ситуацию пытался «разрулить» губернатор Евгений Куйвашев, к проблемам уральских буддистов с пониманием отнеслись представители Екатеринбургской епархии. Но тут пришла другая беда... Будда «вне закона» На прошлой неделе свердловские чиновники объявили буддистов «вне закона». Ссылаясь на выводы специалистов из Питера и ответы от Буддийской традиционной сангхи России, в администрации губернатора заявили (цитируем): «Действующая на горе Качканар группа не может рассматриватьс как легитимная религиозная организация, поскольку не имеет устава, не входит ни в одну из зарегистрированных буддийских общин, также она не может рассматриваться как монастырь, так как не имеет необходимого количества монахов, имеющих степень посвящения». Возникает вопрос: кому выгодно, чтобы на единственный на Урале буддийский монастырь был наклеен ярлык «секта», крайне отрицательно воспринимаемый большинством уральцев, которые в большинстве своём монахам сочувствуют? «Вооружившись мнениями экспертов, областные власти, по сути, посчитали монастырь на горе Качканар сектантским, - считает депутат Госдумы РФ от Свердловской области Андрей АЛЬШЕВСКИХ. – Резиденция прямо дала понять, что никакие дальнейшие переговоры с Санниковым невозможны. Даже альтернативные площади на Мохнатке чиновники передали буддистской организации из Нижнего Тагила. Ничего не утверждаю, но можно предположить, что в областном правительстве работает команда чиновников, усердно лоббирующая интересы крупной промышленной компании». Парламентарий также отметил, что рабочую группу по решению проблем монастыря в 2016 году возглавлял тогдашний руководитель администрации губернатора Сергей Пересторонин, ныне – и.о. министра промышленности региона. Вероятно, именно под его чутким руководством и готовился «убийственный» для буддистов вердикт. Между тем сами монахи себя сектантами не считают, а другие уральские буддисты называют их «братьями по религии». «Да, у них нет устава, они неорганизованны и не являются юридическим лицом, но это дружественная нам организация, - сообщил председатель общины «Путь Будды» из Нижнего Тагила Сергей ХУДЯКОВ. – Чтобы переехать на новое место, общине нужна дорога, её как не было, так и нет... ».

Шамбала или секта? Кому выгодно клеить ярлыки буддистам из Качканара
© АиФ Урал