Войти в почту

Находки в древней крепости рассказали о прародителях эвенков и удэгейцев

Городище Шуйлюфэн средневекового корейского государства Чосон стало не только первым из обнаруженных памятников этого периода, но и, как считают ученые, было местом службы легендарного корейского героя Ли Сунсина. О первых итогах изучения памятника ТАСС рассказали археологи отдела средневековой археологии Института истории и этнографии (ИИЭ) ДВО РАН Надежда Артемьева и Сергей Макиевский. "Этот памятник обнаружен был давно. Но так как им никто не занимался, только по внешним признакам его относили к уже известному нам периоду империи Цзинь в XII веке. Однако, проведя в прошлом году собственные раскопки, мы убедились, что это городище построено гораздо позже. О том, что происходило здесь в XVI–XVII веках, которыми датируется объект, мы не знали почти ничего", — рассказала заведующая отделом Артемьева. Действительно, в истории Приморья сейчас остается большое белое пятно начиная с XIII века, когда последнее известное государство, населенное чжурчжэнями, Восточное Ся было захвачено монголами, и заканчивая моментом, когда сюда пришли русские первопроходцы. "Государство чжурчжэней Восточное Ся создал на территории Приморского края в 1215 году командующий цзиньскими войсками (Цзинь — название империи чжурчжэней) Пусянь Ваньну, который пришел на территорию Южного Приморья со своей 100-тысячной армией. Здесь он строил крепости для защиты и всячески пытался сохранить государство, расположившееся под боком у могущественной монгольской империи. Но уже в 1233 году монголы захватывают Восточное Ся, а через год рушится вся империя чжурчжэней — Цзинь", — говорит Надежда Артемьева Сейчас также известно, что чжурчжэни продолжали тут жить с позволения монголов до конца XIII века. А вот что было дальше, по словам археолога, до последнего времени никто не знал. То, что городище Шуйлюфэн, как оказалось, построено значительно позже XIII века, дает теперь ученым возможность реконструировать события этого периода. Однако с изучением памятника возникла неожиданная проблема. На границе Городище Шуйлюфэн располагается на самом юге Приморского края, недалеко от границы с КНДР, прямо на линии, где проходит государственная граница между Россией и Китаем, которая делит памятник почти пополам. "Городище находится одной стороной на нашей территории, а другой — на китайской. То есть линия границы проходит прямо по объекту. Естественно, мы не можем сами просто взять и перейти границу, чтобы изучить его полностью. Получить соответствующее разрешение нам пока не удалось, поэтому пока копать приходится ту часть, что на нашей земле", — объясняет Надежда Артемьева. Коллеги из КНР, несмотря на согласие с приглашением российских археологов принять участие в изучении крепости, пока не приступили к работе. Это осложняет работу. "Дело в том, что мы стояли лагерем в Хасанском районе, но так как место находится у самой черты, на раскопки нас по четыре километра там водил отряд российских пограничников. То есть мы каждый день как под конвоем ходили на раскоп вплотную к границе другого государства. А наверху сопки, где расположено городище, стоит китайская пограничная вышка. Соседство, надо сказать, волнующее", — вспоминает завотделом средневековой истории. Корейское государство Тем не менее кое-какие данные собрать все же удалось. Во-первых, отнести городище к позднему Средневековью помогла черепица. "Верхняя черепица стен имеет специфическую отделку, на поверхности видны следы фигурной отбивки специальной колотушкой с рисунком. Это делалось не столько для красоты, сколько для того, чтобы уплотнить глину, чтобы она была прочнее. И это совершенно нехарактерно для народов, которые в Средние века населяли Приморье. Это чисто корейская традиция отбивки черепицы", — отмечает Артемьева. По словам ее коллеги, научного сотрудника отдела средневековой археологии Сергея Макиевского, ближайшие аналогии, которые удалось найти, относятся к периоду корейского государства Чосон. "Известно, что в XIV веке государство Чосон распространяет свою территорию на районы рек Амнакан и Туманган. Всех чжурчжэней, которые жили там уже после падения их государства, они выгнали, а во избежание проблем с набегами изгнанного народа государство Чосон построило шесть крепостей-городов", — говорит Макиевский. Однако даже эти крепости не могли удержать оставшихся чжурчжэней от нападений. Корейская история, говорит специалист, описывает их как диких варваров-кочевников, которые постоянно приходят и крадут урожай. Второй интересный факт о Шуйлюфэне связан с легендарным героем Кореи, флотоводцем и изобретателем по имени Ли Сунсин. Городище фактически представляет собой военный форпост, и по мнению исследователей, именно здесь проходил службу будущий "герой спасения отечества", как его сего называют и в КНДР, и в Республике Корее. "Известен факт, что в это же время один из национальных героев Кореи Ли Сунсин, который тогда был простым военнослужащим, был отправлен на службу в одну из этих крепостей. Мы полагаем, что он служил именно на найденной нами заставе", — отмечает археолог. Также историкам удалось выяснить, что в один из набегов чжурчжэни сожгли этот форт, разбили снабжавшую его деревню и угнали 160 жителей, пока Ли Сунсин был в отъезде в другом форте, где он просил помощи, чтобы увеличить свой гарнизон. Археологи ИИЭ ДВО РАН продолжают изучение уникальной крепости и надеются на участие в этом китайских коллег. За прошедший сезон они добыли немало материала, который должен раскрыть утерянные ранее страницы истории Приморского края. Герой Кореи Ли Сунсин (или Ли Сун Син) — корейский военачальник и флотоводец. Знаменит своими победами над морским флотом Японии — он победил во всех своих 23 сражениях. В современной Корее, как в Северной, так и в Южной, Ли Сунсину воздвигли множество памятников, в его честь названы улицы и площади корейских городов. В КНДР в 1950 году также был учрежден орден Ли Сунсина для награждения офицеров ВМФ за подвиги и боевые заслуги. Племена чжурчжэней в X–XV веках населяли территорию Маньчжурии, Центрального и Северо-Восточного Китая, Северной Кореи и Приморского края России. Самое крупное государство чжурчжэней называлось Цзинь и существовало с 1115 по 1234 год. Советские и российские исследователи полагают, что современные эвенки (тунгусы) являются родственным чжурчжэням народом, а их потомками называют удэгейцев. Константин Васильев

Находки в древней крепости рассказали о прародителях эвенков и удэгейцев
© ТАСС