Войти в почту

Какие страны в XX веке переняли традицию бальзамирования

Тема перезахоронения Владимира Ленина в очередной раз вызвала широкое обсуждение и бурные дебаты в российском обществе. Идея выноса из мавзолея тела лидера Октябрьской революции поднимается с 1991 года. Бальзамирование и погребение Ленина в мавзолее, по мнению экспертов, положило начало политической традиции, которую в ХХ веке переняли несколько государств — как из социалистического, так и из капиталистического лагеря. RT рассказывает, в каких ещё странах подобным образом увековечили память усопших политических лидеров. Решение о бальзамировании Ленина приняли вскоре после его смерти, однако доподлинно неизвестно, кто был его инициатором. Историки называют имена Иосифа Сталина, народного комиссара внешней торговли СССР Леонида Красина и председателя ЦИК СССР от РСФСР Михаила Калинина. Мавзолей построили через шесть дней после смерти вождя — 27 января 1924 года. Первое здание усыпальницы изготовили из дерева. Нынешнее строение из железобетона и гранита — уже третий мавзолей, его в 1930 году возвели по проекту архитектора Щусева. В 1953 году к Ленину «подселили» забальзамированного Сталина. Но в 1961 году «отца народов» перезахоронили у Кремлёвской стены. О том, что происходит с телом Сталина после захоронения, рассказал в беседе с RT бывший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории при Мавзолее В.И. Ленина Вадим Милов. «Процесс бальзамирования — сложная процедура, и ткани, которые подверглись бальзамированию, в принципе не подвержены разложению. Советская школа стремилась сохранить не только тело, но и портретное сходство, чтобы умерший внешне выглядел, как спящий человек. Если в могиле Сталина достаточно сухо, то тело, скорее всего, находится в сохранности. Но, поскольку нет надлежащего ухода, сказать, насколько изменился его облик, сложно», — заявил Милов. Европейский стиль Если до Второй мировой войны было всего три социалистических государства (СССР, Монголия и независимая на тот момент Тыва), то после 1945 года на свет появился целый социалистический блок, в который вошли большинство стран Восточной Европы. Образцом для многих из них стал Советский Союз. И вслед за СССР в некоторых странах соцлагеря появилась «мода» на мавзолеи. Первым, после Ленина, социалистическим лидером, тело которого решили сохранить для потомков, стал руководитель Болгарии Георгий Димитров. Товарищ Димитров до того, как возглавить балканскую республику, руководил «министерством мировой революции» — Коминтерном. Мавзолей Георгия Димитрова, снесен в 1999 году, София, Болгария. © DeAgostini/Getty Images Решение о бальзамировании Димитрова болгарский Совмин принял на следующий день после его смерти — 3 июля 1949 года. А уже через неделю после этого был готов и мавзолей, где разместили тело. Там оно пролежало до 1999 года, когда в результате местной «перестройки» мавзолей разрушили, а Димитрова перезахоронили на кладбище. В 1953 году список забальзамированных лидеров европейских соцстран пополнился именем руководителя Чехословакии Клемента Готвальда. Реконструированный медицинский кабинет, который служил для сохранения бальзамированного тела бывшего президента Чехословакии Клемента Готтвальда Reuters Однако в 1962 году в рамках борьбы с пережитками культа личности чехословаки демонтировали мавзолей, а тело Готвальда кремировали. Похороны по-азиатски Социалистические государства Азии также не избежали «моды» на мавзолеи. Первым в усыпальницу был помещён монгольский лидер Хорлогийн Чойбалсан. Его забальзамировали в Москве в 1952 году и поместили в мавзолей в Улан-Баторе. Мавзолей, Улан-Батор, Монголия © Wikimedia Правда, мавзолей у Чойболсана не был персональным, в нём уже лежал лидер монгольской революции Сухэ-Батор. Он умер в 1923 году, за год до смерти Ленина, и соратники не стали бальзамировать его тело. Мавзолей снесли в 2005 году, а обоих лидеров кремировали. Следующим свой мавзолей получил легендарный руководитель социалистического Вьетнама Хо Ши Мин, который скончался в 1969 году. Война вьетнамских партизан с американскими агрессорами находилась в самом разгаре, но это не помешало забальзамировать покойного вождя и сохранить его тело до лучших времён, которые настали после поражения США в 1973 году. Торжественное открытие мавзолея Хо Ши Мина состоялось в 1975 году. Мавзолей действует по сей день и доступен для посещения. Мавзолей Хо Ши Мина, Ханой, Вьетнам globallookpress.com © Reinhard Marscha/imagebroker Продолжает функционировать и мавзолей другого великого революционера — Мао Цзедуна. Мавзолей Мао Цзэдуна на площади Небесного спокойствия в Пекине © Wikimedia Усыпальница Мао, которая открылась через год после смерти Председателя, в 1977 году, является одним из крупнейших в мире сооружений такого рода. Над её строительством трудились около 700 тыс. человек. © gmw.cn Последним в ХХ веке социалистическим лидером, тело которого забальзамировали, был дедушка нынешнего главы КНДР — Ким Ир Сен. Старший из Кимов скончался в 1994 году. Его сын, Ким Чен Ир, перестроил под мавзолей бывшую резиденцию отца, которая была возведена ещё в 1976 году. После смерти Ким Чен Ира в 2011 году его также поместили в этот мавзолей. Кымсусанский дворец Солнца (Мавзолей). Пхеньян РИА Новости Не по-советски Бальзамирование в ХХ веке не было прерогативой социалистических стран. Первым несоциалистическим лидером ХХ века, который был помещён в мавзолей, стал турецкий реформатор Мустафа Кемаль Ататюрк. Основатель Турецкой республики умер в 1938 году. Его тело забальзамировали и до 1953 года хранили в этнографическом музее Анкары. Только в пятнадцатую годовщины смерти останки Ататюрка перевезли в специально построенный мавзолей, который действует и сегодня. Мавзолей основателя современной Турции Мустафы Кемаля Ататюрка в Анкаре, Турция Reuters Недолго покоилось на всеобщем обозрении тело Эвиты Перон, жены аргентинского диктатора Хуана Перона. Она умерла в 1952 году. Безутешный муж приказал забальзамировать её останки и выставить их до постройки мавзолея в том здании, где она работала. Тела президента Аргентины Хуан Доминго Перон (1895 — 1974) и его первой жены Эвы Перон, известной как Эвита (1919 — 1952) в склепе в Буэнос-Айресе © Keystone/Getty Images Но мемориал не успели достроить, Перона свергли в 1955 году, и он увёз тело жены в изгнание. В Аргентину Перон вернулся лишь в 1973 году. После возвращения он захоронил Эвиту в семейном склепе. Филиппинский диктатор Фердинанд Маркос умер в 1989 году. Он проживал за границей после свержения. Решение о его бальзамировании принимали не государственные институты, а родственники. Бывшая филиппинская первая леди Имельда Маркос у гроба своего мужа, покойного диктатора Фердинанда Маркоса Reuters В 1993 году тело Маркоса доставили на родину и положили в небольшой мавзолей. Это вызывало протесты части общества, поскольку Маркос пользуется на Филиппинах неоднозначной репутацией. И в 2016 году родственники пошли на компромисс: тело диктатора захоронили, а в стеклянный гроб положили восковую копию. Бальзамировали в ХХ веке не только политиков. Самым высокопоставленным духовным лицом, чьё тело теперь доступно для всеобщего обозрения, был Римский Папа Иоанн XXIII. Его тело забальзамировали сразу после смерти в 1963 году. Сейчас хрустальный гроб с его останками находится базилике собора Святого Петра в Риме. Тело Папы Иоанна XXIII, базилика Святого Петра, Рим © Wikimedia Успехи науки По мнению историка и культуролога Романа Багдасарова, такой интерес к бальзамированию в ХХ веке нужно связывать с предыдущим столетием, то есть с развитием науки и применением новых технологий. Кроме того, большевики бальзамированием Ленина породили новую политическую традицию, которая была усвоена всеми социалистическими режимами ХХ века, а также идеологиями автаркического развития, такими, как Ататюрк. «Марксистско-ленинская идеология большевиков в значительной мере опиралась на успехи науки. В то время мощь прикладной науки постоянно нарастала, совершались новые открытия и т.д. Всё это происходило на глазах одного поколения, и казалось, что эта научная мощь будет нарастать по экспоненте. Нельзя исключать, что коммунисты рассчитывали, что в какой-то момент будет достигнуто знание о физическом бессмертии человека и возможности его воскрешения. И сохранность тела вождя могла предполагать, что в какой-то момент он будет возрождён к жизни», — добавил эксперт.