Войти в почту

Вертикаль и госкорпорации. Как изменилась роль губернаторов за десять лет

Прошло чуть больше месяца с тех пор, как регион получил нового главу. В отличие от двух своих предшественников - Николая Меркушкина и Владимира Артякова Дмитрий Азаров - уроженец Самары. Жители области надеются на возврат тех тенденций, которые были при первом "местном" губернаторе - Константине Титове. С ним-то мы и поговорили о принципиальных различиях работы на этом посту сегодня и десять лет назад. Всё упростили до крайности Ирина Опарина, АиФ-Самара: По сравнению с началом 2000-х гг, полномочий у губернаторов стало значительно меньше. Причин тому много: это выстраивание вертикали власти, огосударствление крупного бизнеса, изменение системы выборов и др. Как вести себя в такой непростой ситуации? Константин Титов: Будем говорить откровенно: сегодня губернаторам приходится искать контакты с крупными государственными корпорациями - "Газпромом", "Роснефтью", "Сибуром", "АвтоВАЗом", находить их и работать в дружбе и сотрудничестве. Другого пути не дано. При этом нельзя допустить, чтобы в том же Новокуйбышевске или Сызрани командовали эти самые корпорации, ведь там работают люди - наши налогоплательщики. Если компании не хотят помогать решать социальные проблемы, пусть как-то укладываются в планы города. - Вам довелось руководить областью в очень сложное и интересное время. Приходилось взвешивать каждое слово, бороться за избирателя, грамотно дискутировать. А сегодня каким образом должна вестись эта борьба за власть? - К сожалению, вертикаль власти никогда не будет работать так, как хочется. Управление областью - это то же самое, что и управление сложными системами. Внутренние процессы должны быть самостоятельными и автономными, только тогда система будет находиться в равновесии. А когда пытаются выстроить вертикаль, то, это равновесие нарушается, происходит дисбаланс. Дошло уже до того, что вертикаль пытаются выстроить и в законодательных органах: появляются законодательные советы и так далее. Конечно, управлять в этом случае гораздо удобнее. Но я вспоминаю как в 90-х гг. приходилось выступать на многотысячных митингах, готовиться к ним, отвечать людям на самые острые и неожиданные вопросы. Перед тобой митингующая толпа: орёт, визжит и её нужно успокаивать. И в законодательном собрании приходилось много говорить, отстаивать свою точку зрения, объяснять: тезис, антитезис и так далее. Сегодня же всё упростили до крайности: партия дала команду, и все проголосовали "за", ничего доказывать уже не нужно. Но я считаю, что Самарской области повезло - в качестве врио губернатора нам прислали уважаемого как мной, так и многими самарцами Дмитрия Азарова. Он прошёл горнило выборов в мэры города. Губернатору он был как чемодан без ручки. Нашли вариант - отправили в Совет Федерации. К счастью, он ненадолго оторвался от родной земли, и вернулся сюда в новом качестве. - Вы говорите, что раньше приходилось дискутировать, а теперь этого не требуется. Но ведь это ведёт к деградации политических элит. - Не думаю. Работать всё равно надо: начальник же следит! И ему нужно угодить показателями роста производства сельхозпродукции, индекса промышленного производства, областного бюджета и общего благосостояния населения. Пахать приходится в любом случае. - Большие надежды сегодня возлагают на возврат в регион местного бизнеса, как это было при вас. - Да, у нас раньше чтобы иногородние компании получили какой-либо подряд - было целое событие. В области до сих пор работают прекрасные строители, которые могут возводить всё, что угодно. Именно местные бизнесмены построили Онкоцентр, который сегодня считается лучшим в Европе, метро, современное здание железнодорожного вокзала, дороги. У нас немало талантливых людей, которые могут и хотят работать. И это вселяет надежду. - А себя сегодня видите во власти? - Нет. Считаю, что нужно уступать дорогу молодым. Не нужно путаться у них под ногами и лезть в политику. Сегодня мне хватит нагрузки в виде работы в общественной палате области. С радостью поделюсь опытом, если ко мне обратятся. Разумное подчинение - "Ахиллесовой пятой" в период вашего губернаторства был конфликт с мэрией Самары. Прямого подчинения мэра губернатору не было: глава города был народно избранным. Сегодня с реформированием системы местного самоуправления ситуация разрешилась. Но должен ли быть диалог между главой региона мэром областной столицы? - Помню, как сложно было работать с мэром Самары Виктором Тарховым, который строил бензоколонки по всему городу, и я на это никак не мог повлиять. До сих от них не избавились! А его предшественник Георгий Лиманский никак не хотел реконструировать Московское шоссе и ул. Ново-Садовую. Только в самом конце его политической карьеры мне удалось уговорить на это. Думаю, что если бы он согласился чуть раньше, то наверняка выиграл выборы у Тархова. Конечно, народ потом понял, кто такой Тархов, и выбрал Азарова, слава богу. Считаю, что сегодня между губернатором и главой областного центра должен выстраиваться конструктивный диалог. Но не такой как при Николае Меркушкине: беспрекословное подчинение, а диалог-дискуссия, взаимный учёт мнений обеих сторон. В Самаре есть, что делать! Надо приводить в порядок реку Самарку, набережную, нужно что-то делать со "Стеной плача". И это должна быть совместная работа. - Кстати, о прибрежной зоне. Год назад на областном уровне приняли решение перенести грузовой речной порт со стрелки рек Волги и Самары в устье реки Сок. И там уже началась экспроприация территорий, дачных участков. Насколько грамотным считаете такое решение? - Такое непродуманное решение обязательно нужно отменять. Ведь на Соку у нас рекреационная зона. Нельзя там возводить грузовой порт: загадим всё. Если и переносить куда-то речпорт, то ниже по течению. Все, что загрязняет реку, должно быть там. Дойти до "точки невозврата" - Как за последние десять лет изменилась ситуация в сельском хозяйстве региона? На что в нашей области можно делать ставку в ипортозамещении? - Несомненно уровень развития АПК за это время серьёзно вырос. Раньше мы занимались улучшением качества продукции и сегодня это принесло результаты. Завезли голштинских коров, стали получать хорошие надои, хотя сегодня, как видим, молока в регионе по-прежнему не хватает. Помню, как в 1997 г. мы собрали свыше 3 млн. т. зерна, но эти показатели до сих пор не превышены. Но я думаю, что скоро к этому подойдут. Будут высаживать новые культуры и нагонят прежние темпы. А ещё в те годы мы понимали, что нет смысла создавать у себя производство тракторов и комбайнов, а гораздо выгоднее приобретать технику в лизинг. И тогда создали спецпредприятие "Евротехника", которое до сих пор считается лучшим в стране. Именно на АПК нужно делать ставку в импортозамещении. Хотя, конечно, и промышленность также нельзя сбрасывать со счетов. Да, мы делаем прекрасные двигатели для ракет и много чего ещё, но при этом наши предприятия загружены всего на 40-50%, а остальные мощности простаивают! Нужно заполнять их. В этом смысле хороший пример являет собой "Авиаагрегат", где давным-давно в нагрузку к основной деятельности начали делать гидравлические шасси для подъёмных кранов и нужд железной дороги. И по-хорошему так должно быть на каждом крупном предприятии. При губернаторе должен работать научный совет, который будет выдавать идеи по развитию промышленного комплекса и их воплощению. - Насколько грамотно у нас решают проблему в Тольятти? Удастся ли спасти моногород посредством создания особой экономической зоны и территории опережающего развития? - Думаю, да. Тольятти - огромный город, и там достаточно много предприятий, которые сейчас только начинают входить в силу после кризиса, например, завод "Волгацеммаш". Самое главное, это внедрять в Автограде грамотную трудовую политику, разрабатывать технологические процессы. Считаю, что в нашей стране мы должны начинать восстанавливать станкостроение. Сейчас нам мешает это делать отсутствие технологий. А ведь раньше на "АвтоВАЗе" был отлажен процесс станкостроения и роботостроения. У них очень мощный научно-технологический центр. К этому хорошо забытому старому нужно возвращаться. - Как вы оцениваете реформу объединения вузов в нашем регионе? Стоило объединять гуманитариев с технарями? - Исключительно положительно. Мы её начинали ещё с тогдашним министром образования области Ефимом Коганом. Он заведовал кафедрой, занимался педагогикой. Хотели объединить экономический, педагогический и архитектурно-строительный вузы, но когда столкнулись с мощным сопротивлением с их стороны, то пошли другим путём. Мы создали межвузовские образовательные структуры: библиотеку и компьютерный центр, которые начали потихонечку сближать вузы. Вот вы говорите про гуманитариев с технарями. Чтобы выйти на международные позиции нужно обязательно публиковаться на иностранных языках. Но гуманитарным вузам это не доступно, у них элементарно не хватает денег. Именно для этого и нужны ресурсы технических вузов, экономическое положение которых изначально лучше в разы. - Значительные перемены в последние годы произошли и с областным бюджетом. Из региона-донора мы превратились в реципиента. Огромные деньги тратим на обслуживание госдолга. - Конечно, сейчас все ресурсы стягиваются "наверх", но в период моей работы мы имели дело с бюджетом, половина которого оставалась у нас в области. Тот факт, что мы стали реципиентами - это не столько вина Николая Меркушкина, сколько общая экономическая политика государства. Хотя в этом тоже есть свои плюсы. Государство выделяет огромные суммы на строительство стадиона к ЧМ-2018, на дороги. Что же касается госдолга, то нам потребуется много лет на то, чтобы с ним рассчитаться. Но нужно ли это? - Думаете, можно дойти до "точки невозврата"? - Не только можно - нужно. Хотим мы того или нет, но обслуживание госдолга сегодня для нашей области - это почти пять млрд руб., а ведь это немалые деньги... - Да, сколько дорог можно было бы построить! - С дорогами вообще отдельная история. В своё время в России ликвидировали дорожные фонды, но потом поняли, что ошиблись. У нас часто так бывает, что умные люди говорят - этого делать не надо, это будет не красиво, "вид с Волги будет плохой" и т.п. Но побеждает не специалист с архитектором, а политическая воля. В своё время только мы вдвоём с тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым голосовали против отмены дорожных фондов. Ну, в итоге, нас с ним первыми и вышибли из власти. Нам просто не поверили. - По финансово-экономическим показателям в последние годы наш регион сильно просел, люди стали очевидно беднее, многие уезжают в столицы. С чего новому главе региона посоветуете начинать спасение области? - То, что врио губернатора нам назначил именно Дмитрия Азарова - уже позитивный момент. Теперь очень важно то, как он этот момент использует. Считаю, что менять чиновников на местах, "рубить шашкой" - будет неправильным. Нужно спокойно сосредоточится на главном: нельзя сорвать подготовку к чемпионату мира по футболу, выборы президента, выстроить работу в системе ЖКХ, в частности, решить проблему расчётов УК с поставщиками ресурсов. Тут у нас долги серьёзные и с ними нужно что-то делать. Нельзя давать расслабляться чиновникам от сельского хозяйства, нужно заставлять их двигаться вперёд. И, конечно, не забывать о промышленном производстве.

Вертикаль и госкорпорации. Как изменилась роль губернаторов за десять лет
© АиФ-Самара