Войти в почту

«Я оставил науку, чтобы зарабатывать на грязных кроссовках»

Экспедиция в Арктику меняет жизнь Ещё учась в школе, я хотел заниматься наукой. И, стремясь осуществить свою мечту, поступил на химический факультет МГУ, на последних курсах которого попал в экспедицию в Арктику. Я был настолько очарован красотой её природы, что эта поездка определила следующие 5 лет моей жизни. Я отправился в Германию работать над докторской диссертацией, во время написания которой занимался изучением изменения климата и цикла углерода в российской части Арктики. В эти же годы я участвовал в нескольких экспедициях в основном на Море Лаптевых и в Устье реки Лены. Фото: Национальный парк «Русская Арктика» Научные экспедиции сопряжены со сложностями быта, высокими физическими и эмоциональными нагрузками (высокая степень неопределённости в работе, множество потенциально опасных ситуаций), но в то же время крайне интересны: перелёты на вертолётах, вылазки на лодках в прибрежные воды для сбора проб, ночёвки на микро-островах и многое другое. Экспедиции закаляют характер – и именно там я научился работать в непредсказуемых и быстро меняющихся условиях. Помимо экспедиций, я активно участвовал в развитии некоммерческой организации «Полярная Инициатива», которая поддерживает молодых полярников в России и курирует разработку «Арктических ГОСТов». Чтобы вы понимали, академический мир в Германии, в который я тогда попал, – это совсем другая реальность, со своими показателями успеха и своим темпом течения жизни. В большинстве случаев люди здесь сами ставят себе задачи и цели, выбирают направления исследований и готовы к публичной оценке своих результатов и к публичному диалогу. Современный учёный достаточно мобилен (многочисленные конференции, семинары, стажировки и обмены, нередко международные), вовлечён в большое количество проектов и постоянно коммуницирует с коллегами. Благодаря такому образу жизни со временем и, конечно, не без усилий, развивается навык нетворкинга, осваивается искусство презентаций, вырабатываются лидерские качества и в то же время умение работать в команде, в том числе и удаленно. Многие из этих навыков помогли мне при создании компании и помогают до сих пор. Как я понял, что чистить кроссовки – перспективно По прошествии пяти лет активной научной деятельности я заметил, что мой интерес к науке начал угасать. Я понял, что устал и мне хочется попробовать себя в чём-то новом. В чём именно я, конечно же, не знал и находился в поисках. Ответ пришёл неожиданно: летом 2015 года, когда я отдыхал в Ганновере, во время покупки очередной пары белых кроссовок я подумал о том, что такими чистыми они останутся недолго. Честно говоря, специальными средствами для чистки обуви я в то время не пользовался, и мне представился мучительный процесс оттирания кроссовок по старинке мылом. Тогда мне в голову и пришла идея запуска собственного бренда косметики для кроссовок. Приблизительный план создания и развития компании я придумал за несколько дней (я считаю, что с идеями не нужно затягивать, ведь даже хорошая может перегореть или кто-то другой может реализовать её раньше тебя). Я решил, что первым продуктом, который выйдет под брендом Solemate (тогда названия ещё не было), должно быть чистящее средство. Поэтому отправился в обувные магазины Ганновера и купил чистящие средства всех известных и не очень брендов, чтобы протестировать их и понять, как они работают, какая упаковка и другие составляющие будут удобны в пользовании мне, потребителю. Затем я сделал то же самое, вернувшись домой, в Россию. Сбор команды или подтягиваем всех друзей Внешних средств я не привлекал, воспользовавшись на первом этапе собственными сбережениями и знакомствами с университетских времён. В разработке первого продукта мне помогал Алексей – университетский друг, который работает в области химического производства. Сейчас он занимает лидирующую роль в разработке новых продуктов. Советами и контактами помогали и другие друзья. Через мою будущую жену, которая на старте проекта разрабатывала логотип и фирменный стиль, я познакомился с Евгением Скворцовым. Он стал моим партнером по бизнесу. У Евгения большой опыт работы в сфере маркетинга в российских ритейл-компаниях, и эта разнородность нашего профессионального опыта во многом помогла нам на старте. Первую партию продукции мы тестировали на наших друзьях. И только доработав продукт, согласно их советам и комментариям, в январе 2016 запустили средство в продажу. Продукт не самый простой, поэтому говорить о том, что мы сразу имели успех, было бы нечестно. Сначала средство покупали в основном наши друзья, друзья друзей, и только примерно через полгода у нас появился первый оптовый клиент. После этого мы достаточно быстро вышли на прибыльность. Тогда же мы добавили в портфель ещё два продукта: водо- и грязеотталкивающую пропитку и дезодорант для обуви. Стало легче, вокруг нас начало формироваться сообщество неравнодушных к бренду и в целом к сникер-культуре (от англ. sneaker – «кроссовок») людей, от которых мы получаем обратную связь о продукции, и согласно этим отзывам всегда стараемся дорабатывать наши средства. Сникер-культура в России Развитие сникер-культуры в России ещё не может сравниться с Западом, где люди готовы часами, а иногда днями стоять в очередях за новой моделью. Более или менее массовый интерес к кроссовкам у нас появился сравнительно недавно, но быстрыми темпами набирает обороты. Один за другим появляются специализированные издания и блоги для сникерхедов (от англ. sneaker – «кроссовки» и head – «голова»), открываются магазины кроссовок, растёт индустрия аксессуаров. Может показаться, что косметика для кроссовок – довольно странная причина для образования сообщества. Но всё дело в активности бренда и ценностях, которые мы транслируем: мы участвуем в сникер-выставках, ведём блог о кроссовках, сотрудничаем с блогерами и тематическими сообществами. Такие активности позволяют собрать вокруг бренда заинтересованную в кроссовочной теме аудиторию, большая часть которой становится нашими клиентами. Если говорить персонально обо мне, до создания своего бренда я не имел никакого отношения к сникер-культуре. У меня, конечно, было несколько пар кроссовок, но про культуру на тот момент я знал совсем немногое. Мне и сейчас, спустя два года существования компании, далеко до настоящих знатоков, которые обладают энциклопедическими знаниями в истории кроссовочных брендов и моделей (да, такие люди есть!). Но я погрузился в предмет довольно глубоко, и понял, что мир кроссовок, как и академический мир, — это другая реальность со своими ценностями и мерилами успеха. Если хочешь свой бизнес – делай так Спустя два года наша компания представлена в магазинах более чем в 50 городах России, в Республике Беларусь, Казахстане и Финляндии. Мы растём высокими темпами, с нами сотрудничают глобальные спортивные бренды, и мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Резюмируя всё вышесказанное, приведу несколько советов для тех, кто задумывается о создании своего бизнеса: Идея сама по себе ничего не значит. Главное – сможете ли вы её воплотить. Не нужно быть рокфеллером, чтобы открыть свой бизнес. Небольших сбережений и большого желания будет вполне достаточно. Общайтесь и дружите с людьми! Правило шести рукопожатий действительно работает, и вы сможете получить необходимые вам советы совершенно бесплатно. Сила компании – в команде. Ищите точки контакта в плоскости общих целей, амбиций и жизненных ценностей. Слушайте своих клиентов, и они будут вас любить. Не бойтесь негатива, главное – вовремя делайте работу над ошибками. На вашем пути будет много трудностей, но не бросайте сразу своё дело. Продолжайте работать и ждите второго, третьего дыхания – они обязательно откроются! Материалы по теме: Товар из Китая — уже не стыдно. И вот почему Как я мотивирую свою команду, когда на это особо нет ресурсов «Майнинг настолько прибылен, что я мог бы продать все свои бизнесы» – история пяти миллионов, которые за год принесли в 10 раз больше Сколько стоит открыть кофейню формата to go «В 44 я бросил работу, оставил дочке квартиру и уехал делать бизнес своей мечты»

«Я оставил науку, чтобы зарабатывать на грязных кроссовках»
© RB.ru