Войти в почту

Сергей Федоров: "Интерес к ОЭЗ значительно возрос"

— В команде ОЭЗ вы работаете практически с момента основания проекта, поэтому времени на раскачку вам не нужно. Какими будут ваши первые шаги на новом посту? — Все те направления, которые мы осуществляли в рамках единой команды, будут продолжены. Более того, Алексей Владимирович Пахоменко не покинул проект, он является членом совета директоров ОЭЗ — это коллегиальный орган управления — и в дальнейшем будет курировать нашу работу. Главная цель — дальнейшее развитие ОЭЗ, как одной из наиболее эффективных площадок, и мы надеемся, что достойно выдержим конкурентную борьбу с другими площадками подобного типа. Наши задачи — завершение строительства объектов первого и второго этапов, содержание инфраструктуры, привлечение инвесторов. В связи с тем, что у нас запущена вторая очередь, вопрос заполнения площадки резидентами является наиболее актуальным. — Кто является учредителями ОЭЗ "Тольятти"? — Капитал АО на 90% принадлежит органам федеральной власти, на 10% — областному правительству. — Сколько человек сегодня работает в управляющей компании? — Сегодня в ОЭЗ работает 160 человек. Число достигло того качественно-количественного показателя, который позволяет говорить о том, что штат укомплектован квалифицированными кадрами для оказания качественных услуг резидентам и содержания площадки в полном объеме. — Из объектов инфраструктуры ОЭЗ что уже построено и что еще предстоит построить? — По первому и второму этапам вся основная инфраструктура создана -это системы электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сети связи и дороги. Завершена работа на 427 га, это две трети от общей площади. Скоро ожидаем ввод в эксплуатацию пожарного депо, все энергоресурсы на объект уже поданы. Последний крупный инфраструктурный объект — таможня, строительство которой началось в июле текущего года. — Каков объем средств, вложенных в ОЭЗ на данный момент? — Общие вложения составляют 17,7 млрд рублей, из которых около 10,7 млрд — частные инвестиции. Порядка 7 млрд — затраты государства на строительство инфраструктуры, при этом 12% этих вложений уже вернулись в бюджет в качестве налогов и иных платежей резидентов. — К какому году затраченные средства полностью вернутся государству? — Согласно перспективному плану развития ОЭЗ "Тольятти", к 2023 году мы планируем обеспечить полную возвратность бюджетных средств, вложенных государством в строительство инфраструктуры площадки, за счет уплаты налогов и взносов резидентами во все уровни бюджетной системы РФ, а к 2027 году — удвоить этот показатель. — Какова общая сумма, которая будет затрачена из бюджета на строительство инфраструктуры ОЭЗ? — Общие затраты составят порядка 8 млрд рублей, они установлены в 2010 году постановлением правительства РФ о создании на территории Самарской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа. На 90% — это федеральные средства, 10% — местный бюджет. Финансирование из бюджета страны выполнено практически в полном объеме. Сейчас остаются обязательства Самарской области, которые были озвучены при создании проекта ОЭЗ. Речь о крупных проектах, таких, как реконструкция дороги Тольятти-Ягодное и строительство транспортной развязки в районе ОЭЗ. Реализация намечена на 2019–2021 годы, это даст дополнительный импульс развитию нашей площадки. Любая хозяйственная деятельность связана с ввозом-вывозом грузов, поэтому резиденты, принимая решение о размещении в ОЭЗ, уделяют особое внимание транспортной инфраструктуре и логистическим возможностям. Кроме того, очень важным для нас является строительство железной дороги. В наших планах в 2018 году войти в инвестиционную программу РЖД, согласно которой в 2019–2020 годах будет спроектирована и построена железная дорога. — На первоначальном этапе создания ОЭЗ был отмечен резкий скачок по количеству резидентов, затем прирост замедлился. Сколько резидентов на площадке сегодня, сколько компаний покинуло проект? — Сегодня в ОЭЗ "Тольятти" 19 резидентов и 7 работающих производств. Два резидента — "Железный поток" и "Рулевые системы" покинули проект. Кроме того, произошло замещение резидента: компания "Манн+Хуммель Тольятти" продала свою площадку компании "ПМ-Композит", которая преобразовала проект под собственные задачи. — Часть резидентов до сих пор не приступили к строительству, но остаются на площадке. С чем это связано? — Процессы отсрочки строительства резидентов имеют объективные причины. Чаще всего, они связаны с текущими тенденциями рынка и изменившейся экономической ситуацией, а также изменениями внутренних планов самих компаний. У кого-то исчез рынок сбыта, например, в связи с тем, что АВТОВАЗ изменил стратегию выбора поставщиков и снизил объемы закупок. Это естественный процесс, и в этой ситуации происходит корректировка бизнес-планов. Если экспертный и наблюдательный советы признают их обоснованными, то резиденту устанавливаются новые сроки строительства. Так, например, компания "Мубеа Компоненты Подвески Русь" изменила сроки реализации своего проекта в ОЭЗ. Она перенесла строительство завода на вторую половину 2019 года, а запуск производства — на конец 2020 года. В целом, мы заинтересованы в развитии всех производств наших резидентов на площадке. Наша задача — помогать им реализовывать свои проекты на территории ОЭЗ. — Как идут дела у резидентов, чьи производства работают? — Завод "Нобель" постепенно выходит на проектную мощность, на предприятии производят автокомпоненты практически для всех автомобилей, собираемых в России. Компания "СИЕ Аутомотив Рус" является самым крупным экспортером ОЭЗ "Тольятти". За полгода она отправила за рубеж 60% от общего объема произведенных изделий. Значительно нарастила свое производство компания "Эдша Тольятти". За первые шесть месяцев 2017 года здесь произведено более 1,3 млн автокомпонентов, что более чем в 2 раза выше показателя, выполненного за весь прошлый год. Сейчас эта компания входит в десятку лучших поставщиков АвтоВАЗа. Японские компании "Атсумитек Тойота Цусе Рус" и "Хай-Лекс Рус" работают, увеличивают штат. В августе запустился завод "Озон Фарм" — это производство лекарственных препаратов. В ближайшее время ожидаем старта производства на "Тольяттинской бумажной фабрике". — Сколько рабочих мест на данный момент создано на предприятиях резидентов ОЭЗ? — Всего в ОЭЗ "Тольятти" сейчас работает порядка 2,5 тысяч человек с учетом временных рабочих мест, из них более 750 человек трудятся на предприятиях резидентов. ОЭЗ — социально ориентированный проект, многие кадры, высвобождаемые в городе Тольятти, находят работу на предприятиях резидентов. Было много разговоров о том, что в ОЭЗ создают мало рабочих мест и они дорогие. Но у нас создаются высокотехнологичные места на современных производствах, которые не требуют огромного количества ручного труда. Здесь приходится делать выбор — либо это приход технологий, либо инвестиции в рабочие места. — Сколько всего рабочих мест сможет дать ОЭЗ "Тольятти", когда все три очереди будут наполнены резидентами? — Мы планируем, что после заполнения всех трех очередей площадки резидентами, в ОЭЗ "Тольятти" будет создано более 20 тыс. рабочих мест. — При создании ОЭЗ предполагалось, что это будет диверсификация экономики Тольятти, уход от автопрома в сторону других видов промышленности. Сегодня мы видим, что из семи работающих резидентов, пять представляют автокомпонентную отрасль. Какова сегодня концепция развития площадки? — На первом этапе приход этих предприятий был оправдан, ведь Тольятти известен, прежде всего, как столица автомобильной промышленности России. Поэтому, закономерно, что первыми пришли автокомпонентщики. Сейчас автомобильный кластер у нас на площадке является самым крупным. Однако, в последние несколько лет интерес к ОЭЗ проявляют компании, не связанные с автопромом. Формируются химический и фармацевтический кластеры. Расширяется направление строительных и отделочных материалов. Так, два действующих резидента будут производить в ОЭЗ керамогранитную плитку и продукцию из композиционных материалов, а новый инвестор ПК "Альтернатива" — ламинат. Структура продукции, выпускаемой резидентами, меняется от автокомпонентной отрасли к иным отраслям. Чем разнообразнее будут представлены промышленные направления в Тольятти, тем легче будет людям реализовать себя. ОЭЗ выступает в общем тренде развития региона по реализации политики Правительства РФ, направленной на снижение монозависимости города. Для этого здесь создана территория опережающего социально-экономического развития и большое количество индустриальных парков. Проект ОЭЗ больше подходит для крупного бизнеса, в отличие от ТОР и индустриальных парков. Здесь нет конкуренции — у нас планка достаточно высокая, для того, чтобы зайти на площадку ОЭЗ, необходимо вложить в собственное производство не менее 120 млн рублей. — Существует ли конкуренция с другими ОЭЗ подобного типа? — Прямой конкуренции с особыми экономическими зонами "Липецк" или "Алабуга" мы не ощущаем. Мы работаем на достижение одной цели — реализуем единую политику государства по привлечению инвестиций. Скорее, это наши партнеры, у которых есть, чему поучиться, поскольку они начали развиваться раньше нас, в более благополучные, с точки зрения экономики, времена. — Первоначально пул резидентов ОЭЗ "Тольятти" состоял из иностранных компаний, сегодня мы видим, что на площадку приходят только российские компании. С чем это связано? — В те годы, когда формировался первый пул резидентов, конъюнктура экономики России была открыта всему мировому сообществу. Иностранные компании массово строили производства в нашей стране. Затем изменилась геополитическая обстановка, что затруднило сам процесс выхода на российский рынок, у иностранцев появились опасения за судьбу вложенных капиталов. Наш проект направлен на развитие экономики России — разными путями, будь то привлечение иностранного капитала либо создание условий для отечественного капитала. Наша задача — создать наибольшую добавленную стоимость и привести к росту экономического потенциала. Поэтому хорошо, что тенденции, направленные на импортозамещение, на диверсификацию военно-промышленного комплекса, сейчас имеют поддержку в виде площадок, способных принять любые производства с любым энергопотреблением, и обеспечить развитие заводов на своей территории. Может быть, и хотелось бы, чтобы флагов из разных стран у нас было больше, но это не говорит о том, что иностранный инвестор более надежен, чем наш. Если говорить о предприятиях, которые пошли по линии импортозамещения, как правило, это крупные корпорации, в том числе, с государственным участием. Более того, мы считаем, что Правительству РФ нужно усилить здесь свое влияние. В нас вложены бюджетные деньги и построена инфраструктура, так почему же следом не использовать ОЭЗ в качестве приоритетных площадок для инвесторов, участвующих в программах господдержки, реализуемых Минпромторгом России и Фондом развития промышленности. — В российском рейтинге эффективности ОЭЗ, площадка в Самарской области по-прежнему в тройке лидеров? — Рейтинг проводится ежегодно, по итогам 2016 года мы остаемся в числе наиболее эффективных ОЭЗ страны. Показателей очень много — от количества резидентов, до объемов таможенных платежей. Это и количество созданных рабочих мест, и затраты бюджета. Все показатели говорят о том, что мы относимся к числу эффективных ОЭЗ страны. Критерии были разработаны по инициативе президента России Владимира Путина, он поручил правительству страны разобраться с эффективностью особых экономических зон. В 2015–2016 годах проводились комплексные проверки, по итогам которых часть ОЭЗ были закрыты. Нам была дана достаточно высокая оценка, в том числе представителями федерального правительства, которые посещали нашу площадку. В разное время ее посетили заместители председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович и Дмитрий Козак. Мы ощущаем постоянную поддержу и заботу со стороны федеральной и региональной властей, и хотим выразить огромную благодарность за это. — Как идет работа по наполнению площадки инвесторами? — В этом году мы выполнили завяленный показатель — на площадке появился новый резидент. Это ООО ПК "Альтернатива", соглашение с которым будет подписано в начале ноября. Мы надеемся к концу года перевыполнить тот план, который себе установили, и сделаем задел на будущее. В целом, можно сказать, интерес к площадкам ОЭЗ значительно возрос. Возможно, это связано с общей стабилизацией экономики России.

Сергей Федоров: "Интерес к ОЭЗ значительно возрос"
© Волга Ньюс