Войти в почту

Информационные войны в соцсетях – 3 кейса от основателя MDK

Все СМИ уже в соцсетях Социальные сети сегодня – это метамедиа, куда устремились все классические СМИ. Они создали свои страницы и уверенно привлекают трафик через Facebook, VK и Twitter, используя все правила SMM. Классические СМИ как PR-инструмент постепенно теряют привлекательность и без опоры на свой профиль в соцсетях уже не могут удерживать и наращивать аудиторию. Поэтому информационные войны тоже перебираются на территорию соцсетей. В рунете такие войны пока абсолютно политическая тема, причем разборки проходят не только между оппонентами, но и внутри партий. Они не атакуют прямо, а находят необычные способы создать хайп о себе или своих недругах, где внешне они не причастны. Как сказал российский тележурналист Владимир Кара-Мурза: «Главное у политиков, манипулирующих сознанием, заключено в молчании, а слова — это отвлекающая «стрельба». На примере трёх громких кейсов этого года, я расскажу, какие инструменты используются в информационных войнах в социальных медиа и как им противостоять. Кейс «Покушение на Касьянова тортом» Что случилось В феврале этого года в одном из московских ресторанов в лидера партии «Парнас» Михаила Касьянова бросили тортом. Как заявил сам политик, нападавшие были «неславянской внешности в количестве десяти человек». Отклик в социальных СМИ был огромным. Появилось множество саркастических мемов и комментариев. Например: Следом появился Twitter-аккаунт, посвященный главному виновнику — @tort_kasyanova. Из забавной новости получился большой хайп. Комментарий Роберто Панчвидзе Учитывая, как началось и развивалось событие, становится понятно, что заказчик — это некая политическая партия, которая не хочет развития оппозиции в стране. Поэтому на этого политика была сначала совершена физическая атака кондитерским изделием, а потом создано несколько подборок как из новостей, так и графического содержания, которые подчеркивали факт незначительности и экстравагантности этого события. Ко всему прочему подогрела интерес и реакция самого политика, который повелся на провокацию и дал повод раздуть скандал вплоть до создания пародийного аккаунта. Умело составленные заголовки в СМИ сделали половину работы. Цель акции понятна: представить Михаила Касьянова в дурном свете, выставить трусливым, боящимся даже торта. Пожалуй, цель была достигнута только потому, что сам политик вместо того, чтобы отработать этот случай, как сделал это Алексей Навальный с зеленкой, пытался «на серьезных щах» комментировать этот эпизод и во второй и третий раз пытаясь привлечь провокаторов к ответственности. Михаил Касьянов, грубо говоря, сам позволил себя «затроллить». Кейс «Расхитители Зарядья» Что случилось Новость об открытии парка «Зарядье» была в топе всех городских СМИ. Почти одновременно с ней во многих изданиях стали писать о том, что москвичи воруют в парке цветы. Следом за этим в соцсетях появился огромный пласт информации о том, что воруют вовсе не москвичи, а вандалы, которые не имеют никакого отношения к жителям города. Вышло много мемов о «расхитителях Зарядья» и общий информационный фон начал приобретать негативный окрас. Следующим этапом в развитии этой истории стало размещение новости о том, что вандалы стали продавать украденные цветы на avito. Новость быстро обросла шутливыми мемами, что снизило градус негатива вокруг открытия парка и сделала общий информационный фон скорее нейтральным. Комментарий Роберто Панчвидзе Понятно, что такого рода ответный негатив нужен был для того, чтобы утопить общую повестку в том, что не сами москвичи разворовали саженцы и испортили парк в момент его открытия. Все это сделали некие вандалы, которые могут и не являться москвичами вовсе. Без роду и племени. Как напасть, которую можно решить дополнительным вливанием бюджета. Такие истории выгодны только подрядчику. Среди прочего, после органической волны негатива из постов на фейсбуке с видео и фотографиями истоптанных растений и газонов, начали появляться статьи в СМИ о том, что во всем виноваты вандалы. Следующим штрихом были скриншоты с avito, где саженцы продает некий тайный покупатель. Понятное дело, что такой слабой отдачи не хватило для того, чтобы заглушить как-то основную волну негатива, так как ей способствовала атака лидеров мнений внутри комьюнити Москвичей. Кейс «Блэт Нэвэльный» Навальный – самый активный в интернете оппозиционер. Он прекрасно разбирается в техниках информационных войн и понимает силу влияния правильного хайпа. Много раз Алексей сам являлся инициатором как положительных, так и отрицательных мемов о себе — такова цена его популярности. Только позитивная информация быстро надоедает, чтобы быть на слуху, иногда нужно делать и негативные «вбросы». Его самый популярный мем – «Блэт Нэвэльный». Когда он появился, Алексей сам через свой твиттер попросил разъяснить, что это значит. Ответ не заставил себя ждать: в сообществе «Лентач» рассказали, откуда взялся мем — он стал пародией на видеообращение россиянина к Бараку Обаме. В видео тот специально каверкает фамилию и называет бывшего президента США Обэмой. Значение мема (его также опубликовали на «Лентаче») – стремление переложить ответственность за свои ошибки на кого-нибудь другого, кто не имеет никакого отношения к проблеме. Следом появился мем «так, блэт», в котором высмеивалась внешность Навального. В ответ он сам тоже посмеялся над мемом, чем спровоцировал волну позитивного «форсинга» в свою сторону. И на этой волне появилось много хвалебных для него мемов. Комментарий Роберто Панчвидзе Само появление мема было спонтанным, вряд ли кто-то его заказывал. Важно было понимать, что признание мема забавным самим Навальным нивелировало весь возможный негатив. Но начиналось все вдали от соцсетей. Нужно заметить, что сам мем является вторичным, так как изначально фраза была приписана к уменьшенной копии Путина (Пыне), которая форсилась исключительно на «Дваче» (популярное сообщество в интернете). Пыня, в свою очередь, задумывалась как инструмент очернения сторонников внесистемной оппозиции, которая с треском провалилась. Повторный заход был сделан уже на соцсети, где неудачную фотку Навального начали использовать таким образом — вечно недовольный политик, который всех задолбал. Но все пошло не по плану, и сама блогосфера, паблики начали плодить большое количество действительно смешных вариаций с этим мемом, которые вызывали положительную реакцию. Алексей достаточно быстро отреагировал на мем, который закрепил уже за собой. Заключение В силу своего охвата, социальные сети постепенно вытесняют классические СМИ как инструмент информационных войн. Примерная цена одной кампании в популярном сообществе рунета – от 10 млн рублей. К основателям MDK довольно часто обращаются политики с просьбой сделать про них мемы. Помимо классической PR задачи – быть более известным – мемы помогают сформировать дружеское и шутливое восприятие того или иного персонажа. Этот инструмент активно использовал Дональд Трамп в своей предвыборной кампании. Зачастую он говорил откровенную чушь, которую быстро подхватывали в интернете и тиражировали в шутках и мемах. Кандидат в президенты был настолько эмоционален, что люди стали его слушать; сначала просто ради интереса, а потом действительно стали проникаться его идеями. В то же время его главный конкурент Хиллари Клинтон пошла классическим путем – сделала много эфиров и привлекла самых известных мировых звезд. Над низкой эффективностью этого устаревшего подхода Трамп прямо посмеялся, заявив, что он не потратил ни цента на свой PR. Ему все удалось на большой волне хайпа! Автор текста: Ольга Чирская, PR-консультант MDK Материалы по теме: Путин приехал в «Яндекс». Вот что говорят об этом в соцсетях 10 простых советов для рекламы «ВКонтакте» Технологии «Зарядья»: кто стоит за «умной навигацией» по парку «Выборы на блокчейне»: как это работает и что дает избирателям Нам нужно поговорить о Кевине: чем закончилась моя попытка создать реалистичного бота в Twitter

Информационные войны в соцсетях – 3 кейса от основателя MDK
© RB.ru