Войти в почту

Может ли YouTube стать реальным оружием во время президентской гонки в России?

Мне кажется, у этого вопроса не совсем правильная модальность: YouTube не то чтобы станет, он просто обязан стать политическим оружием на выборах. Это необходимость. Для российской политической системы телевидение — это, конечно, ключевой фактор и агент. Консолидация телевидения в руках государства и властей, создание пресловутой фигуры «кремлевского куратора» — все это позволяет успешно проводить политические кампании, рассказывать гражданам, что власть хорошая; доносить до избирателей месседжи о том, что государство всячески заботится о них, несмотря на сложные времена. Когда в это пространство постепенно начал вторгаться YouTube, то сначала никто не чувствовал угрозы, потому что федеральные каналы совокупно обладают, конечно, гораздо большей аудиторией и менее сегментированной. Но аудитория YouTube быстро росла — наверное, сейчас его совокупная аудитория уже сопоставима с ТВ, хотя все еще меньше, чем у Первого канала. Тем не менее, в обоих случаях речь идет о десятках миллионов зрителей, которые регулярно смотрят каналы на телевидении и YouTube. В этот момент у государства начала уходить земля из-под ног — они просто такого не ожидали. Символом власти в России были всегда не столько кремлевские башни, сколько Останкинская телебашня. Однако YouTube без каких-либо башен сумел предложить альтернативное информационное пространство для массового (в нейтральном смысле) потребления. Стало понятно, что власти потеряли инициативу, потому что Навальный — один самых успешных политических видеоблогеров в стране — за счет своих роликов и фильмов-расследований сумел вывести многих людей на митинги (и уже не один раз). Государство всполошилось из-за этих последствий — все-таки люди вышли на улицу и начали открыто протестовать. Оно пыталось предложить свою контригру, где были задействованы такие исполнители, как рэпер Птаха и певица Алиса Вокс. На самом деле, мне кажется, что нужно уходить от прямого противопоставления — мол, YouTube оппозиционный, а телевизор провластный. В динамике власти показывают, что они могут осваивать интернет: наполнять его троллями, кремлеботами, новостями, которые отражают картину лишь в определенном ключе. Есть знаменитая «фабрика троллей», которая работает в Санкт-Петербурге, проекты вроде Life.ru и так далее — это все довольно успешные примеры того, как из интернета можно некоторыми методами сделать что-то похожее на российское телевидение. Даже сейчас, когда Life прекратил свое существование, многие увидели в этом признак здравого смысла. Но мне показалось, что Габрелянова просто переводят на более ответственный фронт работы. Он должен теперь провести таблоидизацию YouTube так же успешно, как когда-то сделал подобное с телевидением (каналы переняли подачу газеты «Жизнь», которую он издавал). YouTube фрагментирован, и сейчас, когда власти начнут закачивать в него человеческие, финансовые, креативные ресурсы (как на телевидении), то ситуация усложнится. Кроме того, в YouTube, кроме оппонентов власти, еще присутствуют относительно маргинальные, но тоже по-своему яркие и странные попутчики властей, борцы с рептилоидами, с масонским заговором и так далее. Очень любопытно сейчас будет смотреть, как аудитория YouTube будет дальше расти, сегментироваться и выбирать себе каналы и подписки, а также какую перчатку смогут бросить повелители телевидения ютуберам. А то, что они ее бросят, нет никаких сомнений.

Может ли YouTube стать реальным оружием во время президентской гонки в России?
© TheQuestion.ru