Войти в почту

«Объединения объективно не избежать». Что ждет свердловские СМИ после выборов

Кому могут доверить разработку реформы Разговоры о том, что «Четверка» (телекомпания «4 канал») закроется или объединится с ОблТВ, ходили в редакции самой телекомпании с тех пор, как она стала «областной». Напомним, в период противостояния города и области среди самых влиятельных СМИ в активе «области» были Областное телевидение и «Областная Газета», у «города» – «Студия 41», «Вечерний Екатеринбург» и «Уральский Рабочий». Наконец, на Екатеринбург и часть городов области вещала независимая и рейтинговая «Четверка». В 2011 году «4 канал» купил ГУП «Монетный щебеночный завод», и телекомпания стала «областной». С каждым годом финансовые дела на “Четверке” становились только хуже, дошло до того, что телекомпания погрязла в долгах (более 35 миллионов рублей на март 2016 года), а сотрудники перестали получать зарплату. В 2016 на место генерального директора «4 канала» Алены Вугельман областные власти назначили управляющей Элеонору Расулову, собственницу продакшн-студии «Финансист». Ее задача была провести аудит компании и разобраться с долгами перед арендатором и коллективом канала. В этом году случилась перезагрузка напряженных отношений между городской и областной властью: Владимир Тунгусов, вице-мэр Екатеринбурга, возглавил администрацию губернатора Свердловской области. Генеральный продюсер «41 канала» перешел на «Четверку» и стал директором по вещанию. Началась новая волна разговоров о грядущем объединении, но на этот раз «Четверки» и «Студии 41». Идея слияния была близка «городским», но Евгений Куйвашев, на тот момент врио губернатора Свердловской области, напротив, заявил, что объединение «4 канала» и «Студии 41» не рассматривается. Несмотря на утверждение генерального директора телекомпании «ОблТВ» Антона Стуликова о том, что его канал самый смотрибельный в Екатеринбурге, по данным рейтинга Mediascope, «Четверку» и «Студию 41» смотрят гораздо больше жителей уральской столицы. Объединение этих каналов могло негативно сказаться на губернаторской кампании. Впереди президентские выборы, и лояльность аудитории надо поддерживать. В сентябре 2018 года пройдут выборы в гордуму, также важные для всей страны, отмечает политолог Вадим Дубичев. Кстати, тогда же врио губернатора спас от полного закрытия старейшую газету «Уральский рабочий», которая входила в активы медиахолдинга «Уральский рабочий», среди совладельцев которого были компании, близкие к семье экс-мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого. В феврале медиахолдинг был продан ООО «Вечерний Екатеринбург», единственным учредителем которого, по некоторым данным, является человек, близкий к руководству области. Сначала легендарное издание сократилась до черно-белой брошюры формата А4, а в мае фактически прекратило свое существование (вышел последний номер, редакция была распущена). Но после обращения сотрудников газеты к врио губернатора, активы от бывшего медиахолдинга ( газеты «Уральский рабочий» и «Вечерний Екатеринбург») перешли в собственность областного ГАУ «Информационно-аналитический центр». И по сути обе газеты, входящие в холдинг, официально стали «областными». Сейчас стоит вопрос о том, что все они будут издаваться силами «Областной газеты». После сентябрьских выборов губернатора произошла рокировка телеведущих: «лицо «4 канала» Евгений Енин перешел на ОблТВ, а Максим Путинцев, проработавший на Областном телевидении 7 лет, стал ведущим «Четверки». И вновь начали говорить о том, что телеканалы ждет реформа объединения и предполагать, кто из нынешних руководителей ее возглавит. Руководитель «Четверки» предложения разработать реформу не получала, но как сказала сама управляющая «ТК «4 канал» Элеонора Расулова: «Если собственник меня попросит подобного рода проект подготовить, я могу с этим справиться». Генеральный директор телекомпании «Студия 41» Владимир Злоказов, которого многие прочат на роль «главного по телевидению» после возможного объединения телеканалов, заметил, что должность директора ОТВ ему «категорически не интересна». Его задача – сохранить коллектив «41-го канала» и решить задачи, поставленные перед интернет-каналом ЕТВ (ООО «Екатеринбург-ТВ»), а они еще не решены. При этом, в 2017 году по результатам 9 месяцев доходы от рекламы сложились таким образом, что уже можно говорить о том, что «41 канал» даже вышел в плюс. Генеральный директор телекомпании «ОблТВ» Антон Стуликов в разговоре с нашим корреспондентом привел цитату Ленина про то, что СМИ «это не только коллективный пропагандист и агитатор, но еще и организатор» и добавил, что «одно СМИ не может собрать всю аудиторию, у каналов разные интересы, тем не менее, если мы все вместе, то отвечаем за состояние общества и его здоровье». По словам экспертов «ФедералПресс», в нынешних политических реалиях выгоднее иметь один-два канала, чтобы не размывать аудиторию для своих пропагандистских задач. Разговоры о закрытии или объединении медиаактивов Антон Стуликов, генеральный директор телекомпании «ОблТВ», назвал «чушью», Владимир Злоказов, гендиректор «Студии 41», напротив, убежден, что «объединения объективно не избежать», Элеонора Расулова, руководитель «Четверки», сказала, что на данный момент «нет, процесс не запущен», но прямого ответа о том, что слияния не будет, не дала. Подтверждение того, что все активы планируется сосредоточить в одних руках , – один из недавних фактов – ротация ведущих, о которой раньше и подумать было невозможно. Сами ведущие отшутились, сказав, что блюдут федеральный тренд (там каналы меняются не только ведущими, но и программами). Но если продолжить сравнение с федеральными трендами, то можно уверенно сказать, один из федеральных трендов – как раз слияние медиа-активов, подконтрольных одному большому холдингу. Яркий тому пример, «Национальная медиа группа», организованная в 2008 году: активах компании несколько федеральных телекомпаний, газета и радиостанция. Летом «Национальная медиа группа» (НМГ) объединила производство РенТВ, «Пятого» и газеты «Известия» в одном мультимедийном информационном центре. Из сетки вещания 5-ки исчезли практически все программы собственного производства. В скоростном режиме в Екатеринбурге, несмотря на то, что было закуплено новое оборудование, был закрыт корпункт «Пятого канала». Всю команду перевели в другое арендуемое помещение и в том же месяце, что выглядит довольно странно, журналистов распустили без объяснения причин. При этом в НМГ собираются полностью закрывать «Пятый канал», речь идет только о централизации управления (с этим связаны переназначения руководителей внутри холдинга) с целью усилить операционную эффективность, оптимизировать расходы, развить внутренний кадровый резерв и, как следствие, укрепить позиционирование телевизионных брендов. Что происходит на телевизионной «кухне» местных СМИ «Четвертый канал»: За полтора года управления Элеонора Расулова рассчиталась с долгами. На данный момент, говорит медиаменеджер, «80-85% - это доходы телекомпании, остальное дотирует «область». В конце прошлой недели Евгений Енин перешел на ОблТВ, а на программу «Стенд» пригласили ведущего с ОблТВ Максима Путинцева. Расулова объяснила рокировку следующим образом, цитируем: «С точки зрения 4 канала Путинцев менее политизированный, чем Евгений Енин, более подходящий по формату, так как сетевой партнер «Пятница» - развлекательный». При этом, в эфире стартовала политическая программа «Крупным шрифтом», не отличающаяся развлекательной подачей. И, наоборот, сюжеты главной развлекательной программы «Утренний экспресс» выдают из архива, большую часть команды, которая создавала утреннее шоу в прямом эфире в течение последних 10 лет, уволили, поставили новых молодых ведущих. Собственного вещания у «Четверки» 3 часа в сутки. Элеонора Расулова заявила, что все региональное телевидение находится в кризисе. Уже несколько лет в России идет переход на цифровое телевидение. Но «Четверка» не готова перейти с аналогового вещания на цифровое. Те несколько камер, которые закупила Расулова на деньги, полученные от продажи долга дочки «Четверки» «Малины» (продала долговое обязательство в 20,5 млн рублей екатеринбургскому пиарщику Платону Маматову за 2,9 млн рублей, об этом она сообщила в одном из интервью местным СМИ), ситуацию не спасут. При переезде в новое здание новым было только здание. Оборудование, на котором монтируются материалы и выдаются в эфир, так и осталось с прошлого века. При этом по рейтингам, а на «Четверке» рекламодателям предоставляют данные компании MediaHills, она лидирует среди местных СМИ. «Свердловское областное телевидение»: На этой неделе Евгений Енин начал вести на ОТВ разговорную программу «События.Акцент». Других кардинальных изменений на канале не анонсировали. ОТВ – единственный в регионе самопрограммируемый канал с вещанием 24 часа в сутки. По словам Стуликова, «цена произведенных мною минут настолько смехотворна, что сравнивать ее со стоимостью производства «Четверки» или «41» не имеет смысла. Доходы у меня, конечно, выше, чем у «Четверки». Но озвучить цифры в процентном соотношении, сколько он получает от «области», а сколько зарабатывает сам, он отказался, сославшись на сайт ОблТВ, где предоставлена официальная информация о доходах компании. На сайте информацию мы не нашли. Мнения Расуловой о кризисе в региональном телевидении Антон Стуликов не разделяет, но признает, что «определенная встряска в конце этого года будет происходить». В отличие от актива ГУП «Монетный щебеночный завод», на «ОблТВ» планомерно готовились к переходу в «цифру». На сайте Областного телевидения предоставлена информация о том, что именно их канал является лидером на свердловском медиарынке. Указаны данные опроса ФОМ Свердловской области. При этом, с сентября этого года в силу вступили поправки в закон «О рекламе». При размещении телерекламы рекламодатели и агентства обязаны пользоваться единственной компанией в стране - Mediascope (в прошлом — TNS Russia), только эта компания одобрена Роскомнадзором. О ней говорил Стуликов нам в интервью, но ее свежих данных нет почему-то на официальном сайте ОблТВ. Фото с сайта Областного телевидения «41 канал»: В новом телесезоне запустили программу о недвижимости «Жилые кварталы». Новости выходят в прежнем формате. Сетевым партнером канала является «Домашний». Собственного вещания — 3 часа в сутки. Генеральный директор телекомпании «Студия 41» Владимир Злоказов озвучил, что «90-95% – «Студия 41» зарабатывает самостоятельно, оставшаяся часть – контракт с «городом», порядка 4 млн 400 тыс. рублей в год». Также компания развивает собственный интернет-телеканал «ЕТВ». По словам основателя «Студии 41», объединение медиаактивов, которые находятся, по большому счету, у одного собственника, – самый разумный выход с точки зрения экономии денег. «41 канал» успел подготовиться к цифровому вещанию еще до кризиса, в 2014 году успешно модернизировался на 20 миллионов рублей. «41 канал» выложил на сайте данные TNS Russia, но за 2015 год. По их замерам, в Екатеринбурге 41-й занимает второе место и опережает ОТВ и «Четверку». Фото с сайта "Студия 41" Отметим, что с 2018 года российское телевидение должно вещать в цифре. Сейчас уже сформированы два мультиплекса с федеральными каналами, сейчас решается вопрос о третьем мультиплексе — «21» кнопке, на которой будут цифровые региональные каналы. По мнению Владимира Злоказова, «21 кнопки» не будет. От аналога отключать никого не будут, просто телекомпании продолжат платить РТРС за передачу сигнала, но как только уйдут федеральные сетевые партнеры (срок – конец 2018 года), кошельки региональных компаний сильно уменьшатся. И «Четверке», и «Студии 41» придется заняться собственным производством 24/7, в другом случае платить РТРС не выгодно. Вряд ли в нынешних экономических реалиях хоть один канал на это решится. Однако, у «Студии 41» есть довольно успешный интернет-проект «ЕТВ» (в отличие от проблемной дочки “Четверки” «Малины»), который, по словам Злоказова, производит собственную продукцию как раз в формате 24/7 (часть контента закупают, часть производят по грантам). В последнее время Антон Стуликов стал часто заходить в гости к Элеоноре Расуловой на 4 канал. Как нам в интервью ответила Элеонора «просто попить кофе», сам Антон Стуликов объяснил, «у нас возникло с Элеонорой несколько общих тем, совместный проект двух телеканалов «Четверки» и ОТВ, мы пока не позиционируем его, только скажу, это туристический, культурно-культурологический проект». Заметим, что слияние федеральных каналов Рен-Тв с «5 каналом» началось с совместных контентных экспериментов в 2014 году. Эксперты о слиянии Политолог и первый заместитель руководителя администрации губернатора Свердловской области Вадим Дубичев считает, что «объединение любых ресурсов, в том числе и медийных, это всегда путь к сокращению бюджетных затрат, поэтому с точки зрения экономики оно выгодно. Это выгодно и с точки зрения управления информационными технологиями, так как централизация медиаресурсов позволяет более эффективно решать те задачи, которые стоят перед структурами, управляющими информацией. Именно в связи с этим во многих регионах РФ существуют структуры, которые объединяют и регулируют информресурсы госвласти». Председатель Свердловского творческого союза журналистов Александр Левин считает, что никакого противостояния «города» и «области» не было. Было столкновение позиций и конкуренция идей (у области – «Для меня все равны», у города – «А я самый из всех городов и районов области главный»), которые привели к созданию 17 телеканалов для плюрализма мнений. Журналистам было что писать, а сейчас журналисты не ищут идей, сейчас они всем довольны. Слияние медиаактивов в данной ситуации вполне закономерно. «Я даже думал, что заголовок «Уральский рабочий» может оказаться в названии «Областной газеты», то есть сохранится и бренд, потому что тот «Уральский рабочий» уже не вернуть. Уже и традиции исчезли, как и на «Четверке». И горевать не нужно. У нас очень много талантливых журналистов, и они должны творить. Пусть будет один медиахолдинг, но там будет разветвление на Екатеринбург, Нижний Тагил и другие города области. Вполне возможно, что проводить реформу объединения будут не нынешние руководители медиаактивов, а человек, который сейчас находится в тени. Мы гадаем сейчас, а решать данный вопрос будет собственник. Поэтому, как будет, что будет и кто будет руководить теми или иными СМИ — решит тот, кто ими владеет». Директор департамента «Факультет журналистики» УрФУ Борис Лозовский считает, что «экономика заставляет вести себя так, а не иначе. Понятно, что важна этическая составляющая. Например, «Четвертый канал» имеет шикарную историю, это была действительно школа региональной журналистики. Мне жаль, если не сохранят канал. К сожалению, менеджмент испытывает финансовые проблемы. Мышление кризисное. Уныние и пасование перед сложностями преобладает. Если заняться подробно и обстоятельно, то решения найдутся. Но трудно сказать, какие. Много факторов политических, экономических».

«Объединения объективно не избежать». Что ждет свердловские СМИ после выборов
© РИА "ФедералПресс"