Sputnik Эстония 20 октября 2017

Экономический успех проекта порта Азери вызывает сомнения эксперта

Фото: Sputnik Эстония
ТАЛЛИНН, 20 окт — Sputnik, Светлана Бурцева. Проект порта в поселке Азери, находящемся всего в шести десятках километров от Силламяэ и в двадцати пяти километрах от Кунда, вызывает сомнения у экономического эксперта, бывшего министра путей сообщения и связи, крупного эстонского предпринимателя Райво Варе.
В Силламяэ активно функционирует частный современный, многофункциональный порт Silport. В Кунда тоже есть свой порт, поменьше, и специализирующийся в основном на местных грузах. Однако, как сказал Райво Варе, оба порта — уже с отлаженной инфраструктурой и стабильными, пусть и не максимальными, грузопотоками.
Новому же порту, который планируется к постройке в Азери еще предстоит вложить колоссальные средства и, что самое важное, создать условия для их возвращения с рынка портовых услуг.
Вновь ожил проект порта Азери >>
То есть, рассуждает эксперт, новый порт должен будет предложить услугу, сравнимую по качеству, но по более низкой цене. И это при том, что у соседних портов произведенные значительно раньше инвестиции уже окупаются.
Конкуренты в разных нишах
Самый близкий к Азери порт Кунда, по словам Варе, обрабатывает в основном местные грузы. В Кунда работает цементный завод, и продукция завода благополучно транспортируется судами, что удобно и выгодно. Поначалу в порту Кунда был всего один причал.
Теперь инфраструктура порта разрослась, и он может переваливать также и лес, и химическую продукцию. Это тот случай, когда порт нужен заводу, завод же поддерживает порт. Постепенно, как заметил Варе, порт в Кунда превратился в самостоятельное предприятие, выделившись из заводской структуры.
Грузооборот эстонских портов в августе снизился >>
Порт в Силламяэ, находящийся в 59 километрах от Азери, в последнее время нарастил оборот местных грузов, отчасти компенсируя потерю транзитных. И все-таки это порт, который ориентирован на импортно-экспортные поставки, как сказал Варе.
Его мощности, позволяя обрабатывать более широкий спектр грузов — от нефтеналивных и химических до контейнерных и насыпных, не идут в сравнение с маленькими портами. Безусловно, порт Силламяэ — сильный конкурент.
Не стоит также забывать, что и порт Мууга, находящийся от Азери в ста сорока четырех километрах, способен обработать так же много грузов, как и порт Силламяэ.
Выходит, конкурентное окружение у возможного порта в Азери будет более чем серьезное. Райво Варе уверен, что у порта Азери нет никакого конкурентного преимущества по сравнению с уже существующими и не загруженными мощностями по всему северному побережью.
Лиха беда начало
По словам Гайдо Кентема, уполномоченного представителя OÜ Aseri Sadam, фирма планирует строительство порта Азери, но не собирается в будущем оперировать портом. Компания Aseri Sadam дополнительно заинтересована в строительстве в Азери завода бетонных элементов и будет пользоваться своим портом как клиент.
Варе согласился, что существующее портовое сооружение дает дополнительный импульс для инвестиций в завод. С другой стороны, без завода, вероятнее всего, сам порт работать не будет. В такой ситуации сложно сказать, что выгоднее и целесообразнее строить в первую очередь — порт или завод.
В Азери действительно есть своя глина, а цемент и кирпич в этих местах изготавливали издавна. Однако Райво Варе заметил, что в Кунда уже есть то же самое производство и свой порт. Надо ли повторять подобный бизнес-проект?
Если предварительные расчеты показывают рентабельность завода и своего порта в Азери, то все возможно, предполагает Варе. И все же сомнения есть: насколько велики должны быть грузовые потоки с завода, чтобы окупить инвестиции в портовую инфраструктуру.
"Пока речь идет о соревновании с существующими уже портами, очень хорошо отработанными вложениями и развитым бизнесом, я не вижу, чем они могли бы взять. Честно говоря, я больше рассматриваю эти темы с точки зрения транзита. А с этой точки зрения я не вижу у них никаких преимуществ вообще", — пояснил Райво Варе.
Раньше было непросто, а теперь еще труднее
Варе заметил, что с проектом порта в Азери он имел возможность познакомиться еще во времена его первого владельца, Олега Лядова. И уже тогда, в самом начале 2000-х годов, когда были более благоприятные рыночные условия, иные грузовые потоки и объемы, проект порта Азери по расчетам «был на грани окупаемости».
Варе: я скептик в отношении порта Азери >>
Теперь же, уверен Варе, когда внешние условия стали более жесткими, а за прошедшие годы выросли порты Кунда и Силламяэ, проект представляется еще более слабым. Тем более что, как считает эксперт, дополнительных портовых мощностей в контексте локального действия сейчас не требуется, так как уже существующие не загружены полностью.
Падение грузооборота портов Эстонии ускорилось >>
Комментарии
Читайте также
Последствия ливня устраняют в Тольятти
Власти Тулы устраняют последствия ливня, затопившего город
О странностях статистики украинских железных дорог
Отечественные ученые могут вывести вина Крыма на европейский рынок — эксперт