Войти в почту

Уоррен Баффет: «Нам нужен проект, благодаря которому у нас будут деньги через 20 или 30 лет»

Лет в семь-восемь мне очень повезло, и я нашел то, что мне было действительно интересно — инвестирование. К одиннадцати годам я прочитал уже все, что можно было найти на эту тему в нашей городской библиотеке Омахи, а кое-что — даже не раз. Так получилось, что инвестиционным бизнесом занимался мой отец. Перед тем, как мы все вместе обедали по субботам или в любое другое время, я часто заходил в его кабинет и читал все книги, которые мог там найти. Думаю, если бы он был продавцом обуви, то обувь сейчас продавал бы и я. Книгу, которая оказала на меня самое сильное влияние как на инвестора, я купил совершенно случайно, когда учился в Университете Небраски-Линкольна. Я читал и перечитывал книгу Бенджамина Грэма «Разумный инвестор», наверное, пять раз — его взгляд на вещи очень логичен и понятен, и читать книгу очень легко. Моя стратегия заключается в том, чтобы найти хороший бизнес-проект, польза и конкурентоспособность которого в долгосрочной перспективе очевидны. Управлять им должны честные люди, которые знают свое дело, а продукт должен продаваться по разумной цене. Так как новый бизнес мы никому продавать не собираемся, нам нужен не проект, доходы от которого вырастут в следующем же месяце или квартале, а проект, благодаря которому у нас будут деньги через 20 или 30 лет. Еще один важный аспект — руководство, которому можно полностью довериться. Всю мою философию воплощает одна из моих любимых компаний, в которую я инвестировал, — Geico, занимающая автострахованием. О ней я узнал, когда мне было двадцать лет. Мне пришлось ехать на поезде в Вашингтон и биться в дверь Лоримера Дэвидсона, будущего генерального директора, и только тогда он ответил на мое предложение. Он ответил на мои вопросы, объяснил, что такое страхование и в чем состояло конкурентное преимущество Geico. Тем субботним днем моя жизнь полностью изменилась. Скажем, у нас есть услуга, которая в среднем сейчас стоит $1800 в год. Люди не хотят ею пользоваться, но они хотят ездить на автомобилях. Но в то же время они надеются, что ехать никуда не понадобится, ведь так можно попасть в аварию. А компания Geico стала тем самым решением, благодаря которому клиентам можно было предоставлять такую услугу за гораздо меньшие деньги. Когда корпорация Berkshire выкупила себе контрольный пакет акций страховой компании в 1995 году, доля Geico на рынке автострахования составляла 2%. Сейчас на ее долю приходится 12%, а американцы ежегодно экономят около $4 млрд по сравнению с полисами других страховых компаний. В 1936 году, когда Лео Гудвин основал Geico, идея бизнеса была очень простой. Такой же она остается и сегодня. Перевод Антона Бундина Майкл Блумберг: «Некоторые компании противятся нововведениям и неизбежно сходят с дистанции»