Войти в почту

Аудиторам угрожает неоправданное сужение рынка

Москва, 12 октября - "Вести.Экономика" Рассмотрение законопроекта по реформе аудита в первом чтении в Госдуме РФ ожидается в ноябре. Сейчас же идет согласование документа и продолжаются активные дискуссии по спорным моментам, в том числе ключевому пункту, предусматривающему передачу отрасли в ведение ЦБ. Ноябрьские новации Внесенный в Госдуму РФ в начале октября законопроект по реформе аудиторской деятельности может быть рассмотрен в первом чтении в ноябре. Об этом ∎Вести. Экономика∎ сообщил председатель комитета ГД по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Как он уточнил, парламентарии также постараются оперативно рассмотреть данный документ во втором и третьем чтениях. С тем, чтобы он мог вступить в силу с начала следующего года, как планировалось ранее. Если же подготовка и обсуждение проекта затянутся, тогда, вероятно, сроки реализации нововведений придется перенести, указал депутат.Вопрос о сроках, подчеркнула председатель комитета по финансовым услугам ∎Деловой России∎ Галина Изотова, важен и потому, что с 2019 г. рынок также может быть открыт для иностранных компаний. И если к этому времени намеченное реформирование не удастся успешно завершить, то очевидно, что отечественным компаниям будет, тем более, сложно конкурировать с зарубежными структурами. Упомянутым законопроектом, в частности, предполагается передать отрасль из ведения Минфина РФ и Федерального казначейства под регулирование и контроль Центробанка. При этом оговаривается, что под обязательный аудит будут подпадать организации, соответствующие двум из трех следующих условий: с выручкой свыше 800 млн руб.(сегодня - 400 млн), суммой активов бухгалтерского баланса выше 400 млн руб. (60 млн) и среднесписочной численностью работников от 100 человек. Также регламентируется, что аудит общественно-значимых организаций смогут осуществлять только аудиторские организации, внесенные в специальный реестр ЦБ и отвечающим ряду критериев: например, численность аудиторов, для которых конкретная аудиторская организация является основным местом работы, до 1 января 2023 г. должна составлять не менее семи человек, а далее – не менее 12. Напомним, за передачу регулирования аудиторской отрасли Центробанку первый зампред правительства РФ Игорь Шувалов выступил в конце марта. 24 апреля регулятор направил соответствующие предложения в Минфин. После чего с мая начались консультации с профессиональным сообществом, многие представители которого обеспокоенно восприняли предложенные новации.Безнадзорные регионы Министерство финансов и Центробанк договорились внести поправки в закон "Об аудиторской деятельности". О реформе заговорили весной. Текст еще продолжают обсуждать с сообществом аудиторов. Как отмечают, к примеру, в компании ∎Градиент Альфа∎, сокращение круга организаций, подпадающих под обязательный аудит, грозит неоправданным сужением рынка. Тогда как сегодня, напротив, было бы целесообразно его расширить, в том числе за счет малого и среднего бизнеса, которому в ходе аудиторской проверки попутно могли бы оказываться и консультационные услуги, направленные на повышение эффективности конкретных структур.Одновременно, резкое ужесточение требований к самим аудиторским компаниям, поясняют оппоненты, чревато резким сокращением их численности, прежде всего, в регионах – с последующим усилением монопольных позиций столичных компаний и повышением общих расценок. А ряд регионов, подтвердила Галина Изотова, и вовсе рискует лишиться аудиторских компаний на местах. Хотя, разумеется, с учетом современных средств коммуникации, сегодня решение этого вопроса упрощается. К тому же представители профессионального сообщества рассчитывают добиться таких положений, которые позволили бы местным структурам сохраниться, допустим, в виде региональных филиалов более крупных компаний. Важно не только обеспечить повышение качества и ответственности в аудиторской отрасли, но и сохранить ее, как бизнес, не растеряв высококвалифицированных специалистов, определила глава комитета по финансовым услугам ∎Деловой России∎.Продолжаются дискуссии и по изначально решенному, вроде бы, вопросу о передаче отрасли в ведение ЦБ РФ, к слову, ранее высказавшему немало нареканий по поводу недостоверных аудиторских отчетов по банкам, у которых были отозваны лицензии. В том числе, выдвигались предложения по разграничению аудиторской отрасли с тем, чтобы компании, работающие с финансовыми организациями, перешли под регулирование Центробанка, а другие, занятые проверками производственного сектора, остались бы под Минфином. При этом также высказывались опасения, в связи с возможной коллизией, когда надзирать за аудитом поручат Центробанку, отчетность которого, в свою очередь, будут проверять аудиторы. Хотя статьей 41 закона о Центробанке оговаривается, что регулятор обязан ∎реализовывать политику по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов∎.Конфликтная коллизия Кстати, 21 сентября Национальный финансовый совет (НФС) дал старт очередному конкурсу по определению аудиторской организации-аудитора годовой финансовой отчетности Банка России за 2017 г.: сбор заявок претендентов на работу стоимостью от 12 млн руб. закроют через 30 дней. В прошлом году победителем такого конкурса НФС объявил консорциум компаний ФБК и PwC.В целом, пояснили в пресс-службе ЦБ РФ, упомянутый Федеральный закон 86-ФЗ ∎О Центральном банке Российской Федерации∎ формирует эффективный механизм управления конфликтом интересов при осуществлении регулятором своих функций. Так, согласно положениям статьи 13, определение аудиторской организации для проведения обязательного аудита годовой финансовой отчетности ∎Банка России∎ относится к компетенции НФС, который является коллегиальным органом. В состав совета входит 12 человек: двое направляются Советом Федерации РФ из числа сенаторов, трое – Госдумой РФ из числа депутатов, еще по трое – президентом и правительством РФ. Причем все они, за исключением председателя Центробанка (также входящего в НФС), не работают в ∎Банке России∎ на постоянной основе и не получают оплату за указанную деятельность. В настоящее время НФС возглавляет министр финансов РФ Антон Силуанов. Также, напомнили в пресс-службе, следует иметь в виду, что аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности ЦБ не заменяет внешний государственный аудит (контроль), который в отношении Центробанка, согласно законодательству, осуществляется Счетной палатой РФ. Центробанк выступает за введение единого подхода к проведению процедур внутреннего аудита в финансовых организациях. Так, с 2013 года у 291 кредитной организации были отозваны лицензии, причем у 205 из них выявили факты недостоверной отчетности. Предусмотренная схема регулирования аудита, подтвердил Анатолий Аксаков, допускается мировой практикой. Тогда как предложение о разграничении аудиторской сферы по отраслевому принципу выглядит искусственным. К тому же, многие аудиторские компании проверяют и финансовые, и производственные структуры. Прочие же спорные моменты, в частности по параметрам организаций, подлежащих обязательному аудиту, и критериям самих аудиторских компаний, Аксаков назвал ∎обсуждаемыми∎. Однако подчеркнул, что аудиторские отчеты должны быть нужны инвесторам, а не самим проверяющим. При этом малый бизнес от бремени аудиторских проверок следует освободить, указал депутат. И выразил надежду на то, что в итоге при содействии профессионального сообщества удастся выработать такой механизм, который поможет навести порядок на рынке и поспособствует сохранению здесь высококвалифицированных добросовестных компаний - при уходе тех, чья деятельность бросает тень на всю отрасль.Между тем, профессор Школы финансов ВШЭ Татьяна Шишкова также высказалась за повышение уровня квалификации и качества работы аудиторов и ужесточение требований к ним, признав необходимость анонсированной реформой отрасли. Но одновременно она выступила против сужения рамок аудиторской деятельности за счет сокращения объектов, подлежащих обязательному аудиту, сославшись на то, что соответствующие сферы и так чрезмерно ограничиваются в последнее время. При этом риски конфликта интересов, вследствие передачи аудита в ведение ЦБ все же существуют. А потому было бы резонно оставить отрасль в ведении Минфина, который, к слову, традиционно курирует сферу отчетности. И разумеется, заметила профессор ВШЭ, необходимо предусмотреть такие сроки, при которых обеспечивалось бы также качество самого реформирования.Таким образом, очевидно, что активные дискуссии продолжатся и вокруг парламентского ∎реформаторского∎ проекта.Наталья Приходко

Аудиторам угрожает неоправданное сужение рынка
© Вести.Ru