Войти в почту

Прессе быть! Киоски с газетами у метро планируют оставить

Инициатива Смольного закрыть все киоски в ста метрах от станций метрополитена, вызвала бурную реакцию среди жителей города. Сбор подписей против этой неоправданной и радикальной меры, которая грозила на корню погубить весь рынок петербургской прессы, начали ведущие издательские дома, типографии и распространительские центры. Среди них – «АиФ - Петербург», «Комсомольская правда», «Пресс-курьер», «ТВ-Панорама», «Теле-7», «Метропресс», «Ника», «Роспечать», «Девиз», «Курьер», «ГГК» и другие. Менее чем за неделю собрано было несколько десятков тысяч подписей горожан. Газеты – оставить! В понедельник, 9 октября, заместитель главы администрации губернатора Санкт-Петербурга Андрей Кибитов сообщил, что Георгий Полтавченко дал поручение при подготовке постановления сделать исключение для киосков, торгующих прессой, цветочной продукцией и билетных касс. То есть, газетные киоски с 100-метровой зоне от станций останутся, несмотря на нововведение. Взять ситуацию на контроль поручено имущественному блоку Смольного. Напомним, автором идеи стометровой «мёртвой зоны» выступил комитет имущественных отношений. Обоснование – антитеррористические меры. Никаких объяснений по ключевому и принципиальному вопросу – как связаны газетные киоски и потенциальная террористическая опасность – комитет не предоставил. Более того, никакой дискуссии и обсуждения с профессиональным сообществом проведено не было. По словам генерального директора ООО «Метро-пресс» Сергея Маркелова, если бы закон был принят – он в одночасье бы обрушил рынок печатной прессы. «Ежемесячно в газетных киосках возле станций метро реализуется до 1 миллиона экземпляров печатной продукции, – объяснил Маркелов. – Это больше половины всей продаваемой в Петербурге прессы. Под сокращение могут попасть более тысячи человек – продавцы, грузчики, сортировщики, административный персонал». Сотни человек на улицу? По словам продавца в одной из торговых точек прессы у метро «Гостиный Двор» Ирины, никогда прежде ещё не возникало такой угрозы свёртывания целого сегмента рынка: «Я работаю уже 13 лет, – рассказала женщина. – Наша сеть постоянно развивается, и вдруг всё под нож? В Смольном говорили, что это целях безопасности. Но каждый продавец вам расскажет, как внимательно он следит за посетителями, первым замечает оставленные вещи - особенно после терактов. С другой стороны, если вдруг всё закроют – где человеку купить газету утром в спешке? Бежать искать куда-то? К нам постоянно заходят студенты – купить воды, шоколад – у нас это стоит 30-40 рублей, а рядом, на Невском – в три раза дороже! Пострадали бы все – продавцы, покупатели, бизнесмены. А кто выиграл бы – это большой вопрос». «Очень волновались, сами собирали подписи, – поделилась продавец в соседней точке, Елена. – Большинство наших коллег – пенсионеры, средний возраст – 50-60 лет. На 14,5 тысяч рублей пенсии не проживёшь. Сами знаете, как трудно сейчас найти новую работу, всем – и пожилым, и молодым». Здравый смысл «Каждый день захожу в «Первую полосу», – рассказала студента филфака СПбГУ Ирина. – Тепло, уютно, приветливые продавцы. Есть издания, которые в других киосках не найдёшь – «Литературная газета», журналы «Звезда», «Нева», «Аврора». Ассортимент книг довольно высокий – от классики до современной прозы. В Европе, например, у метро нет и не было никаких киосков, неудобно – иностранцы сами жалуются. И очень хвалят наши торговые сети. Нужно сохранять то, что сделано для людей. А если бороться с терроризмом, то по-настоящему действенными методами – например, увеличивать силы охраны, если на то пошло. А причём тут киоск? Ни под него, ни в него бомбу не подложишь. Прежде чем что-то слепо запретить – надо попробовать найти компромисс». «Приведу только один пример, – отмечает служащий Александр. – У станции метро «Горьковская» три года не было киоска печатной прессы. Нужно срочно что-то купить – газету, ручку, сувенир. А негде! И это было реальной проблемой! Если бы я не столкнулся с ней воочию, то не придавал бы такого значения. А тут, представьте, закроют всё!». «Газетная продукция – это всё-таки не товар в привычном понимании, – поделилась мнением школьный учитель Александра Ивановна. – Это интеллектуальный продукт, имеющий большое социальное значение. В Европе к газетам и журналам особое отношение – они постоянно на виду, в приоритете, они формируют интеллект нации. А у нас к этому отношение как к чему-то второстепенному, как к колбасным обрезкам! Такие вопросы на раз-два не решаются. Каждая газета и журнал – результат труда десятков человек. Очень надеюсь, что здравый смысл восторжествует». Подводя предварительный итог, можно констатировать: здравый смысл, верится, всё-таки восторжествовал.