Войти в почту

«Тракторные заводы» застряли в финансовой борозде

Алтай В последних числах сентября более 330 работников Алтайского моторного завода, входящего в концерн «Тракторные заводы», получили свыше 9,4 млн долгов по зарплате. Показательно, что сотрудникам предприятия выплатили задолженность по зарплате после прокурорской проверки. Как сообщили в прокуратуре Алтайского края, с июня по июль 2017 года в организации заработная плата выплачивалась 331 работнику с нарушением сроков и не полностью. Из-за этого сформировалась задолженность. В адрес руководителя завода вынесено два представления, которые рассмотрены и удовлетворены. Он был также привлечен к административной ответственности по ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ (невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение) в виде штрафа на сумму 22 тыс. рублей. Предприятие ОАО «Алтайский моторный завод», которое с 2006 года входит в концерн «Тракторные заводы», занимается производством и реализацией дизельных двигателей, а также на их базе электроагрегатов общепромышленного назначения, дизель-генераторов судовых и дизель редукторных агрегатов (главный судовой дизель). ОАО «Алтайский Моторный Завод» создан путем замещения активов предприятия ОАО «ПО «Алтайский Моторный Завод» 12 октября 2012 года. В настоящее время входит в машиностроительную-индустриальную группу «Концерн «Тракторные заводы» (Machinery & Industrial Group N.V.). Сегодня ОАО «АМЗ» остается традиционным производителем рядных 4-х и 6-ти цилиндровых дизелей рабочим объемом 7,43 и 11,15л, предназначенных для установки на широкий круг сельскохозяйственных и промышленных тракторов, комбайнов, лесопромышленной и дорожной техники, передвижных и стационарных дизель-генераторных установок, речных судов и других агрегатов с адаптацией дизелей по требованиям потребителей. Завод постоянно совершенствует конструкцию дизелей и технологию их производства. Одним из таких этапов было сотрудничество с фирмой МАN (Германия), рекомендации которой были освоены на 100 %. Это и доводка рабочего процесса двигателя и внесение изменений в конфигурацию блок-картера, и новая конструкция шатуна и ряд других значимых изменений и дополнений, которые в комплексе мероприятий обошлись «АМЗ» в 3,5 млн долларов и позволили достичь мирового уровня в дизелестроении. Начиная с 2007 года, коллектив предприятия создал и внедрил в производство новое поколение дизелей с 4-клапанной системой газораспределения, соответствующих по своим характеристикам современным требованиям стандартов по экологии и надежности. Продолжаются работы по созданию и постановке на производство модификаций дизелей соответствующих нормам Tier3 и Tier4 с системой Common rail. Завод также ведет работы по запуску в производство двигателя, работающем на метане. Для испытаний двигателей работающих на природном газе построен и запущен в эксплуатацию сертифицированный испытательный бокс, соответствующий всем нормам безопасности и техническим требованиям. Красноярск Созданный в 1941 году на базе эвакуированных Запорожского комбайнового завода «Коммунар» и Люберецкого завода сельхозмашиностроения им. А. В. Ухтомского, Красноярский завод комбайнов в настоящее время прекратил свою производственную деятельность. О том, что предприятие, входящее в концерт «Тракторные заводы», закрывает производство было объявлено в феврале 2013 года. В настоящее время на площадках КЗК в исторической части города (участок площадью 20 га ориентировочной стоимостью 40-60 млн долларов) реализуется крупный проект по строительству недвижимости. Мощности по производству комбайнов концерн перенесены на чебоксарский «Промтрактор». В результате ликвидации завода был уволены более 600 человек. Чувашия В Чувашии в структуру концерна «Тракторные заводы» входят «Чебоксарский агрегатный завод» и ОАО «Промтрактор». По данным портала «Мой город», на данный момент на них занято порядка 5 тыс. человек, около 500 находятся в простое, высвобождение сотрудников не исключено, хотя сообщений о долгах по зарплате пока не поступало. За первое полугодие 2017 года «Промтрактор» выпустил 55 единиц техники, а «Чебоксарский агрегатный завод» отгрузил продукции на 1,4 млрд рублей. На «ЧАЗ» подтвердили сокращение как минимум одного сотрудника – заместителя директора по взаимодействию со СМИ, более подробного комментария от республиканского минтруда получить не удалось, на момент написания материала телефон ведомства был переключен на автоответчик. Курган Информация некоторых федеральных СМИ в конце прошедшей недели о том, что в связи с тяжелым финансовым положением машиностроительного концерна «Тракторные заводы» (КТЗ) ситуация на его заводах «бесперспективная» и существует риск срыва гособоронзаказа», ни в коей мере не касается «Курганмашзавода» – предприятия военного дивизиона, переданного в управление «Ростеху». Об этом «ФедералПресс» заявил Александр Константинов заместитель губернатора Курганской области, директор департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики. «Никакой угрозы срыва оборонзаказа сейчас нет. Это не соответствует действительности. Но такая угроза была, когда на предприятие исполнительным директором ввели Вилсора Халиуллина. У него была своя политика. Но когда «Ростех» поставил туда своего человека, то сегодня ситуация по оборонзаказу полностью вошла в норму и идет в графике», – сообщил он. Он также высказался по поводу мнения Сергея Чемезова о банкротстве концерна «Тракторные заводы», заметив, что окончательного решения нет и «его может принять не Чемезов, а ВЭБ. А «Курганмашзавод» сейчас имеет статус естественной монополии». Отметим, что план выхода КТЗ из кризиса был запущен в декабре 2016 года. ВЭБ как его крупнейший кредитор получил в собственность военный дивизион и передал его в управление «Ростеху». Кроме того, за счет ВЭБа были погашены долги по зарплате и налогам на сумму 3,9 млрд рублей. Волгоград В Волгограде концерн «Тракторные заводы» осуществляет деятельность на площадке бывшего Волгоградского тракторного завода. Всего около десятка юрлиц, но реальную деятельность фактически ведет только ООО «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ», которое с 2012 года интегрировано в ОАО «Курганский машиностроительный завод» (учредитель тот же). С мая 2016 года ВМК ВгТЗ находится в процедуре банкротства. Напомним, что ОАО «ВгТЗ» признано банкротом в 2005, а в 2007 ликвидировано. На предприятии работает около 1,2 тыс. (совокупно на площадке около 1,6 тыс.) человек, в его составе специальное конструкторское бюро, ранее считавшееся ключевым в России по созданию военной техники для ВДВ, например, бронированных машинами БМД-4М, БТР-МДМ («Ракушка») и запчастей к ним. Производства гражданского назначения (тракторов, комбайнов) на заводе нет уже много лет. До последнего времени одно из предприятий на территории площадки оказывало сервисные и ремонтные услуги по ним. В 2014 году исполняющий обязанности губернатора Волгоградской области Андрей Бочаров заявил, что завод в течение 10 лет получит госзаказ на производство машин для десанта на 100 млрд рублей, а «Тракторные заводы» проведут модернизацию. Однако уже в 2015-м концерн разделил производство между курганским и волгоградским заводами в подчиненной для последнего пропорции, и стало ясно, что инвестиций в производство не производится. Однако в 2016-м решением властей территория под заводом изменила правила землепользования и застройки, причем инвестор представил проект, согласно которому на заводских территориях будет строительство жилья и развлекательных центров, даже аквапарка. В одном из выступлений в декабре 2016 Андрей Бочаров назвал завод «этот земельный участок». Получить комментарий по дальнейшей судьбе предприятий «ФедералПресс» не удалось. Мнения экспертов: Леонид Хазанов, заместитель редактора журнала «Металлоснабжение и сбыт»: «Банкротство «Тракторных заводов» обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, свое «черное дело» сделали финансовые долги, которые пока не удается никак ни погасить, ни реструктурировать. Во-вторых, «Тракторные заводы» в последние годы реализовывали программу модернизации производства, которая потребовала соответствующих инвестиций. И, в-третьих, произошло падение объема выпуска ряда вида продукции, что, в свою очередь, генерировало убытки. Однако допустить банкротства «Тракторных заводов» ни в коем случае нельзя. Ведь на их предприятиях работают тысячи людей в разных регионах России, производимая ими же техника используется не только в гражданских целях, но и оборонных. На мой взгляд, было бы правильным подключение к спасению «Тракторных заводов» как региональных, так и федеральной власти, формы поддержки при этом могут быть самые разные, начиная от временного снижения налогов и помощью в реструктуризации долгов и заканчивая поиском инвесторов, которым интересно было бы создать новые производства на базе активов концерна». Тимур Якупов, член экспертного совета Национальной ассоциации корпоративных директоров: «Боюсь, что все банально – деньги. Еще в конце 2016 года появлялись в СМИ сообщения о проблемах в КТЗ. Был разработан план оздоровления. Тогда предполагалось, что ВЭБ через КТЗ будет контролировать военный дивизион, а «Ростех» будет им управлять. Ну, и планировалось, что «Ростех» в итоге станет собственником военных активов КТЗ. Это предусмотрено было одним из пунктов плана ВЭБа. Остальные дивизионы «Ростеху» были не интересны. Считаю, что это тактика «Ростеха» – через имеющиеся правовые механизмы усилить разногласия и проблемы КТЗ, получить в свою собственность военный дивизион. Принцип divide et impera (разделяй и властвуй) жив до сих пор и прекрасно работает, особенно, когда не могут договориться. В свое время благодаря банкротству легендарный Ижевский машиностроительный завод – производитель автоматов Калашникова, с одной стороны, сохранил бренд и имущество компании, а с другой стороны, были, наконец, устранены препятствия, серьtзно затрудняющие «Ижмашу» ведение бизнеса. Профильные производственные активы, персонал и контракты были переведены в нынешнюю дочку «Ростеха» – концерн «Калашников». Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК TeleTrade: «Ситуация с концерном «Тракторные заводы» (КТЗ) – совокупность последствий и кризиса машиностроительной отрасли в целом, и неправильных решений в управлении предприятиями. Задолженность группы компаний сейчас более 85 млрд руб. Эта сумма – уже за «точкой невозврата», когда есть смысл пытаться спасти заводы. Гражданская продукция КТЗ – строительная, дорожная, сельскохозяйственная и иная техника. Платежеспособная потребность в ней снизилась троекратно за последнее трехлетие вследствие кризиса в производстве в соответствующих отраслях-потребителях. Помимо этого, российская техника неконкурентоспособна по отношению к импортным аналогам. Сейчас их удельный вес на рынке занимает 65–71 %. Выпуск российской спецтехники уменьшился на 33 % за три года, по данным Ассоциации «Росспецмаш». Для поддержания прибыльности производства в КТЗ катастрофически не хватает объемов выпуска. В таких условиях высокие расходы, допущенные менеджментом, очень высокие масштабы прошлых кредитов ведут к постоянному, ежемесячному увеличению накапливаемых убытков. В конце 2016 года была предпринята реструктуризация банковской задолженности, прежде всего перед ВЭБ, и попытка финансового оздоровления. Но это не смогло ослабить проблемы предприятий. Например, за два квартала 2017 года завод «Промтрактор» в составе КТЗ произвел дорожно-строительную технику в количестве 55 единиц. Однако для восстановления доли рынка необходимо выпускать примерно 1000 единиц за год. И новые кредитные средства от ВЭБа направлены не на развитие производства, а только на компенсацию части прошлой задолженности – перед персоналом, налоговыми органами, арендодателями, поставщиками. Ресурсы использованы неэффективно, и уже накапливаются новые долги. Вновь полученные авансы на 320 млн рублей выше, чем погашенная кредиторская задолженность. Сумма убытка по EBITDA достигла 100 млн рублей за первое полугодие 2017 года. Ситуация говорит о том, что выход на текущую невозможен. А сохранение положения постоянно увеличивает убыток и долги. Санировать компанию не получится. Банкротство является «наименьшим злом». И следует ждать достаточно тяжелых последствий. Это масштабное увольнение персонала (в группе работают более 20 тыс. человек), денежные потери кредиторов – поставщиков и банков, срыв госзаказа, в том числе и по оборонной продукции концерна».

«Тракторные заводы» застряли в финансовой борозде
© РИА "ФедералПресс"