Войти в почту

Новая цена: сколько миллиардов уйдет на «Тавриду»

Стоимость трассы «Таврида» в Крыму может составить 166 млрд руб., что на 20 млрд руб. больше суммы, которую крымские чиновники называли год назад. Окончательная стоимость автомагистрали станет известна после получения результатов Главгосэкспертизы. Эксперты связывают высокую стоимость «Тавриды» со сложными строительными условиями и отсутствием материалов на территории Крыма.

Сколько еще миллиардов уйдет на крымскую «Тавриду»
© РИА Новости / Виталий Тимкив

Стоимость строительства федеральной трассы «Таврида» в Крыму может вырасти до 166 млрд руб. после получения заключения Главгосэкспертизы, заявил замминистра экономического развития РФ Сергей Назаров, слова которого приводит ТАСС.

«Было заключение по стоимости, суммарно – 168 млрд руб. в ценах соответствующих лет, сейчас по заключению экспертизы, наверное, это будет миллиарда на два меньше, когда заключение будет, посчитаем, какая стоимость будет в ценах соответствующих лет, обычно экспертиза необоснованные затраты всегда исключает», – сказал Назаров.

Впрочем, в минтрансе Крыма «Газете.Ru» не смогли подтвердить эти цифры, заявив, что пока не видели заключения экспертизы.

«Я знаю, что заключение уже готово, но к нам она пока не пришло. Ожидаем его на днях», – сказала представитель ведомства.

Прокомментировать информацию о стоимости строительства автомагистрали не смогли и в пресс-службе главы Крыма Сергея Аксенова. Сотрудник этого департамента сказал «Газете.Ru», что сам Аксенов никаких заявлений по этому поводу не делал.

Примечательно, что срок появления результатов госэкспертизы ранее неоднократно переносился. Так, летом этого года заместитель председателя совета министров Крыма Виталий Нахлупин заявлял, что экспертиза завершится 20 августа. Однако через некоторое время чиновник сообщил, что ее срок был продлен до 8 сентября.

«Задержка связана с большой сложностью проекта. Кроме того, некоторые документы, которые мы как заказчики должны были подготовить по этому проекту, нуждаются в изменениях. Мы совместными усилиями сейчас данные документы исправляем», – утверждал Нахлупин в конце августа.

8 сентября глава Крыма Сергей Аксенов заявил, что проект строительства трассы был одобрен Главгосэкспертизой, и что стоимость «Тавриды» увеличится на 14 млрд руб. Однако окончательную цену крымской части автомагистрали глава региона тогда не назвал. В тот же день вице-премьер Нахлупин сказал, что сведения о стоимости трассы станут известны 17 сентября.

В обозначенный срок данные по стоимости проекта по каким-то причинам не появились. В разговоре с «Газетой.Ru» 18 сентября Нахлупин отметил, что ранее говорил не о 17-м, а о 18 сентября. Впрочем, сведения не появились и в этот день.

Президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что оценить, насколько озвученные цифры соответствуют реальным затратам на строительство трассы, довольно сложно.

«Цены на одни и те же работы в разных регионах могут отличаться в 100 раз. Стоит отметить, что в Крыму достаточно сложные условия строительства, это связано с целым рядом факторов: во-первых, горная местность, во-вторых, в Крыму, как это ни странно, нет своих стройматериалов, их приходится привозить из других регионов», – утверждает Скворцов.

По его словам, неоднократное изменение стоимости «Тавриды» связано в первую очередь с несовершенствами применяемой в России системы ценообразования.

«Дело в том, что мы уже четверть века живем в новых экономических условиях, перешли на рыночную экономику, а проекты оцениваем по тем нормам, которые существовали еще в советское время.

Сами подсчеты неточные, я имею в виду методику, в ней слишком много всяких условностей, цена может скакать и в одну, и в другую сторону. Ну и нестабильность нашей экономики тоже влияет, конечно. Я не знаю ни одну страну мира, которая бы четверть века жила в кризисе», – сказал эксперт.

Напомним, в 2016 году глава Крыма Сергей Аксенов заявлял, что стоимость строительства «Тавриды» составит 85 млрд руб., однако уже в последующем заявлении чиновника на Петербургском экономическом форуме цена увеличилась на 43 млрд и стала равняться 128 млрд руб. Летом же прошлого года вице-премьер Крыма Олег Казурин сообщил, что стоимость строительства выросла до 139 млрд, эти цифры позже подтвердил и Аксенов.

Глава Минтранса России Максим Соколов после этого уверял, что стоимость строительства «Тавриды» не выйдет за пределы 140 млрд руб. в ценах 2016 года.

Большая часть этой суммы – около 100 млрд руб. – будет выделена правительством из федерального бюджета. Глава правительства Дмитрий Медведев ранее, оценивая эту сумму, назвал ее более чем значительной.

«Мы нашли необходимое финансирование для строительства дороги в полном объеме. Сумма более 100 млрд рублей такова, что требует самого внимательного отношения. Максимальная цена дороги и уже определенные параметры корректировке не подлежат», – сказал он, потребовав от руководства Крыма лично контролировать ход строительства дорог на полуострове и их качество, а в случае серьезных проблем — сразу сообщать в правоохранительные органы.

Проведением строительных работ занимается петербургская компания ЗАО «ВАД», которую, что примечательно, Аксенов своим распоряжением назначил единственным подрядчиком проекта.

Дело в том, что в 2016 году правительство Крыма утвердило специальный порядок госзакупок, согласно которому глава республики может назначать подрядчиков без проведения конкурса.

Трасса «Таврида» соединит Керчь, где идет стройка моста через Керченский пролив, с Севастополем и Симферополем. Общая длина трассы составит более 280 км. По проекту, это будет четырехполосная дорога первой категории, на которой автомобили смогут разгоняться до 120 км/ч. Пропускная способность магистрали должна достигнуть 43 тыс. транспортных средств в сутки.

Строительство «Тавриды» началось в середине мая этого года. В декабре 2018 года, одновременно с окончанием строительства Крымского моста, планируется закончить первый этап строительства и открыть две полосы для рабочего движения. Завершение всего комплекса работ планируется на декабрь 2020 года.

Аксенов ранее заявлял, что после окончания работ лично протестирует автомагистраль, а также пригласит президента России Владимира Путина проехать по новой трассе.

Газета.Ru: главные новости