Войти в почту

Рок-н-ролл жив: топ-менеджер «Роснано» открывает в Самаре музей

Найти топ-менеджера «Роснано» Владимира Аветисяна на Facebook не так-то просто: вместо «заместитель председателя правления» в его аккаунте написано коротко – музыкант в группе D'Black. Аветисян и правда считает себя прежде всего музыкантом. Солирует и репетирует в созданной им самим 9 лет назад группе D'Black Blues Orchestra, его гастрольный график расписан на месяцы вперед. В июне этого года Аветисян дважды давал концерты в родной Самарской области, в Тольятти и Самаре. Бизнесмен, медиамагнат и коллекционер 59-летний Владимир Аветисян — уроженец города-сателлита Самары – Новокуйбышевска (родины и Леонида Михельсона, №1 в списке Forbes, с которым Аветисян в детстве ходил в одну спортивную секцию). В конце 1990-х — начале 2000-х Аветисян возглавлял крупнейшие в регионе энергические активы — «Самараэнерго» и «Средневолжскую межрегиональную управляющую энергетическую компанию» (СМУЭК), входившие в РАО ЕЭС России. Был главой правления Ассоциации делового сотрудничества «Волгопромгаз». Все эти должности Аветисян совмещал с постами заместителя председателя совета директоров местного Газбанка, Волго-Камского межрегионального банка реконструкции и развития, входил в совет директоров аэропорта «Самара», авиакомпании «Самара» и Волжской ГЭС. В 2004 году Аветисян переехал в Москву: в качестве члена правления РАО ЕЭС России он отвечал за создание новых рыночных генерирующих компаний и их реализацию инвесторам. Спустя еще четыре года Аветисяна назначили председателем правления созданного Ростехом холдинга «Объединенные автомобильные технологии», управляющего заводами по производству автокомпонентов. В октябре 2013 года он возглавил один из трех инвестиционных дивизионов ГК «Роснано», а затем работу проектного центра госкорпорации по созданию и управлению новыми инвестиционными фондами. C 2016 года Владимир Аветисян входит в совет директоров АВТОВАЗа. Ему также принадлежит крупнейший в регионе холдинг «Медиа Самара», включающий Телерадиокомпанию «Терра», деловой еженедельник «Самарское обозрение», ежемесячный журнал «Дело», газеты «Город Н-ск» (Новокуйбышевск), «Самарские известия» (Самара), «Площадь свободы» и «Постскриптум» (Тольятти). Помимо гитар и музыкальных артефактов, Аветисян собирает полотна русских художников, а часть своей коллекции — несколько работ Михаила Кончаловского и Анатолия Зверева – он передал в дар Самарскому художественному музею. «Было время, когда я спал с гитарами» В Москве Аветисян живет уже больше тринадцати лет, а на родине бывает не больше трех месяцев в году. Неподалеку от Самары бизнесмен построил из дерева большое поместье, разместив в нем денники для двух лошадей, буденовца и голштинца – конным спортом занимается младшая дочь. Там же Аветисян хранит и свое крупнейшее в России собрание гитар. Их насчитывается уже порядка 200. «Мне стыдно, но времени привести в порядок свою коллекцию не хватает. Ей необходим каталожный учет, но пока систематизацией никто не занимается», — признается Аветисян. За техническим состоянием инструментов и условиями их хранения следит гитарный техник, а также «все мои домочадцы». Было время, когда большая часть коллекции находилась в спальне загородного дома – гитарами было занято все, проход был лишь к кровати и умывальнику. «Как-то раз приехал в гости мой большой друг Женя Маргулис и попросил показать гитары. Когда он зашел в спальню, то полностью обалдел и заявил, что такого не видел еще никогда. В общем, тогда я практически спал с гитарами», — смеется Аветисян. Позже он построил отдельную комнату, где поддерживается температура около 20-21 градуса при постоянной влажности не выше 50%. Находятся гитары на двухуровневых стеллажах, расставлены по маркам - Martin на одном стеллаже, Fender на втором, Gibson и остальные — на своих. «Страсть, переходящая в безумие» Многие гитары Аветисян приобрел на американских и европейских аукционах. Говорит, что никогда не посылает на торги своего представителя, участвует лично – так интересней. «Аукцион – для меня некое подобие покера, там можно блефовать, напугать и, в отместку, довести ставку до несуразной цены, а потом соскочить, вынудив противника заплатить большие деньги», — об этом Аветисян рассказывает с нескрываемым удовольствием. В 2011 году, на одном из старейших международных аукционов Bonhams, Аветисян купил антикварную, очень красивую гитару Gipson L-5P 1948 года выпуска, ранее принадлежавшую легендарному гитаристу Эрику Клэптону. Инструмент обошелся Аветисяну в $82000 – это самая его дорогая покупка. Среди его покупок — инструменты Rolling Stones, гитариста группы The Doors, знаменитого блюзмена Бадди Гая. Пять лет назад на аукционе в Лондоне Аветисян приобрел одну из самых первых гитар The Beatles, на которой еще юные «битлы» начинали играть в Ливерпуле. Сотрудники крупнейшей в США торговой сети магазинов музыкальных инструментов «Американского гитар-центра» (Guitar Center) отслеживают потенциально интересные для Аветисяна гитары, покупают их, а затем их приобретает и сам бизнесмен. Аветисян говорит, что ему случалось находить на специальных memorabilia-аукционах по настоящему интересные вещи: рукописные тексты песен, автографы, редкие фотографии, сценические костюмы, золотые диски – словом, все, что ценится почитателями рок-н-ролла. Одно из недавних приобретений — ремень от гитары легендарного американского гитариста-виртуоза Джимми Хендрикса. Пока формировалась коллекция, Аветисян участвовал в торгах до десятка раз в год: «был на них острый голод». Сегодня аукционную активность бизнесмен снизил, но продолжает следить по каталогам. «Любое коллекционирование – это страсть, переходящая в безумие, — признает Аветисян. Но, в отличие от произведений искусства, музыкальные инструменты должны приносить не только визуальное удовольствие, но еще и звучать». Поэтому время от времени экспонаты его коллекции звучат – на некоторых инструментах Владимир Аветисян играет в своей собственной группе, D'Black Blues Orchestra, которую он организовал в 2004 году. Жизнь гастролера Ежегодный бюджет группы на организацию благотворительных концертов не превышает 10 млн рублей. «Это не Бог весть какие огромные деньги, к тому же музыканты группы заняты и в других проектах, они работают в разных местах», — говорит Аветисян. У Аветисяна и его D'Black Blues Orchestra — жесткий гастрольный график, группа дают концерты в России, Украине и за рубежом. «Самый запоминающийся концертный тур был по Китаю, мы проехали несколько «небольших» для Китая городов, где живет по 10 млн человек, — рассказывает Аветисян. Первый концерт был в российско-китайском культурном центре при российском посольстве. Нам сказали – не ждите от китайцев бурной реакции, даже если им будет нравиться – они этого не покажут. Ничего подобного: после первых же звуков китайцы пришли в дикий экстаз, кричали, свистели, хлопали хлопушками. А после каждого концерта c нашего барабанщика срывали на сувениры майку, отбирали палочки». После одного из выступлений D'Black Blues Orchestra в Киеве паб, где выступали артисты, сгорел. «Представляете, еще вечером мы там играли, люди танцевали на столах, а утром осталось одно пепелище… Что называется, зажгли». Причиной пожара было, как водится, короткое замыкание. В этом году на открытом концерте на площади Республики в Ереване D’Black Blues Orchestra собрали рекордные для группы 60 000 зрителей. Несмотря на аншлаги, концерты в лучшем случае окупают расходы на отдельные гастроли. D'Black Blues Orchestra – изначально некоммерческий проект, и лидер группы категорически не хочет ее коммерциализации. «Как только встаешь на коммерческие рельсы, с тобой может произойти ужасная вещь: ты будешь обязан заниматься тем, что тебе не нравится. Я не готов быть клоуном, и делаю только то, что нравится мне и публике. И этого достаточно». Впрочем, возможность заработать у группы есть: Аветисян зарегистрировал компанию Total AVE Production, которая занимается обслуживанием гастрольных туров российских и западных исполнителей — строительством сцены, установкой света, звука, экранов. Первоначальные вложения составили порядка $300 000. «Моя музыкальная семья живет, в том числе, и за счет этого», – говорит Аветисян. Кому подпевает Анатолий Чубайс В «Роснано» о страсти Аветисяна хорошо знают и относятся с повышенным интересом – при любом удобном случае сослуживцы не прочь послушать «вживую» своего топ-менеджера. Не пренебрегает этим и глава «Роснано» Анатолий Чубайс, он лично присутствовал на нескольких выступлениях Аветисяна, а иногда и подпевает. Один из самых запоминающихся концертов случился сразу после ликвидации РАО ЕЭС в 2008 году (компанию ликвидировали в рамках государственной реформы электроэнергетики). «В честь «похорон» РАО ЕЭС у нас была вечеринка, на которой я впервые играл c D’Black», – помнит Аветисян. Однажды Анатолий Чубайс даже подыграл D’Black: группа выступала на дне рождения у одного из друзей, на торжестве присутствовал Анатолий Борисович. Некоторые гости, пользуясь случаем, стали его отвлекать деловыми вопросами. «Завидев это, я дал в руки Чубайсу бубен, — улыбается Аветисян. И чем больше его «доставали», тем громче Чубайс в этот бубен бил». «Джоконда» для самарского музея «В отличие от других коллекционеров, я хочу, чтобы моя коллекция жила, — говорит Аветисян. – Сидеть и чахнуть над этим бессмысленно». Показывать коллекцию в Москве оказалось слишком хлопотно. «Так и пришла идея открытия музея рок-н-ролла». Почему Самара? «Это моя родина, поэтому моя гуманитарная деятельность должна развиваться там», — уверен Аветисян. «Почему нет? Самара уже зарекомендовала себя проведением «Битлз-фестиваля», так что соответствующий бэкграунд у города есть, – говорит директор по клиентскому сервису ГК Mail.ru, создатель собственный группы Bonds of Carbon и коллекционер гитар Тимофей Лось. –Открытие музея рок-н-ролла выглядит вполне логично». Под будущий музей переделывают помещения дома культуры бывшего завода ЗИМ, часть из которого уже давно перестроена в популярный в Самаре культурно-развлекательный центр «Звезда». Само здание – памятник архитектуры, построенный в духе советского модерна – Аветисян приобрел еще несколько лет назад. «В любом музее должна быть своя Джоконда, – говорит бизнесмен. – У нас ею будет гитара, на которой играли совсем юные «битлы», Джордж Харрисон и Пол Маккартни». В экспозицию войдёт и одна из первых гитар хорошо известного нам своими хитами певца Криса Ри. Об экспонатах будущего музея Аветисян может рассказывать часами. Например, о трубе, что хранилась в семье Джорджа Харрисона: ее можно увидеть в ставших историческими кадрах первой спутниковой телевизионной трансляции телепрограммы BBC «Our World» 25 июня 1967 года. Именно там The Beatles впервые исполнили знаменитую All You Need Is Love. Будущую коллекцию пополнит и мини-бас c необычным автографом сэра Пола Маккартни, принадлежавший одному из студийных музыкантов, записывавшихся с легендарным «битлом». «Этот музыкант попросил Пола расписаться прямо на инструменте. Фломастером вывести надпись на лакированной поверхности не удалось и тогда Линда Маккартни протянула супругу гвоздь и предложила нацарапать автограф. Пол Маккартни поначалу не решался портить инструмент, но музыкант сказал ему: «Давай, царапай!». Ожидаются и необычные экспонаты: бронзовая фигура Джона Леннона в 2,5 метра высотой, а также коллекция из 300 деревянных фигур участников The Beatles – Аветисян купил ее у одного коллекционера, который долгие годы собирал эти фигуры по всему свету. В музее можно будет увидеть и гипсовый отпечаток руки Джорджа Харрисона, и его личный фотоаппарат Leica, с которым он появляется в фильме «Вечер трудного дня», и микрофон легендарной лондонской студии Эбби Роуд, и написанный рукой Курта Кобейна сет-лист концерта группы «Нирвана». В экспозицию войдут письмо Джона Леннона одной из поклонниц, множество подлинных афиш концертов легендарных групп и артистов, их автографы и личные вещи – всего более сотни экспонатов. Помимо них в музее будет небольшой зал для проведения камерных концертов и творческих встреч с музыкантами, а также кафе, книжная и сувенирная лавка. «Сквозь эти гитары, афиши и микрофоны должна быть видна и слышна эпоха рок-н-ролла – феномена культуры XX века. Саму экспозицию нельзя рассматривать вне исторического и культурного контекста — эту задачу и предстоит решить музею», — уверен Аветисян. «Электрогитара – это главный инструмент XX века, при этом вся мировая рок-музыка сыграна на семи видах гитар. Мы же все понимаем основные различия между BMW и Mercedes? Однако огромное количество россиян не вполне понимают разницу между моделями инструментов, между «акустикой» и «электрикой» и так далее. В этом вопросе есть определенная проблема вкуса – полагает Тимофей Лось. – Если этот музей создается ради популяризации как рок-музыки, так и легендарных музыкальных инструментов, если он сможет рассказать и объяснить, почему великие музыканты играли именно на этих инструментах, – он поможет развитию и музыкальной культуры, и музыкального рынка. Открытие такого музея –прецедент для России». Аветисян договорился с мэром Самары о том, что музей будет муниципальным учреждением. «Я передам городу в пользование свою коллекцию. Власти займутся эксплуатацией, продвижением и организацией всего того, что должно быть вокруг музея – думаю, он вполне может стать культурным центром, разъясняющим широким массам населения, что такое настоящий рок-н-ролл. Что это не только «sex, drugs and rock-n-roll» и тому подобные примитивные клише – а гораздо более значимое культурное явление». Глава управления информации и аналитики городского округа Самара Елена Рыжкова подтвердила, что в мэрии в настоящее время разрабатывают концепцию музея. «Мы полагаем, что появление такого культурного центра позитивно скажется на развитии туристического потенциала Самары и имидже города как в России, так и за рубежом», — подытоживает Рыжкова. Завершить стройку и открыть музей рок-н-ролла (его возглавит самарчанин с «музыкальной» фамилией, Кирилл Баянов) планируется в 2018 году, рассчитывает Аветисян. Он надеется, что к тому времени будет тратить на работу меньше времени, чем сегодня. «Если работа мешает играть на гитаре — бросай работу. Я могу себе это позволить», — говорит Аветисян то ли в шутку, то ли всерьез. Сколько стоят самые дорогие гитары, проданные на аукционах 1. Fender Stratocaster за $2,7 млн Самой дорогой гитарой в истории стал на первый взгляд ничем не примечательный Fender Stratocaster из стандартной серии. После разрушительного цунами в декабре 2004 года в Юго-Восточной Азии музыкант Брайан Адамс инициировал сбор средств для пострадавших. На белом корпусе его гитары оставили автографы легенды рок-музыки: Эрик Клэптон, Пол Маккартни, Ангус Янг, Рэй Дэвис, Тони Айомми, Лайам Галлахер, Дэвид Гилмор, Марк Нопфлер, Джимми Пэйдж, Мик Джаггер, Пит Тауншенд, Джефф Бек, Кит Ричардс, Ронни Вуд, Брайан Мэй, Стинг, Ричи Блэкмор, Деф Леппард и сам Адамс. Гитару купил эмир Катара, заплатив миллион долларов, но покупка оказалась благотворительным актом — он отдал аукциону деньги и вернул инструмент на торги. Затем Fender приобрел неизвестный за $2,7 млн. 2. Fender Stratocaster Джими Хендрикса за $2 млн Гитара-артефакт – на ней Джими Хендрикс отыграл легендарный сет на фестивале Woodstock 18 августа 1969 года. В 1998 году инструмент, также известный под именем Voodoo-Strat, приобрел Пол Аллен из Microsoft, заплатив $2 млн. 3. Washburn 22 series Hawk, одна из семи гитар легендарного выходца с Ямайки Боба Марли была продана неизвестному за $2 млн. 4. Gibson ES 0335 TDC Эрика Клэптона за $847 500, имя покупателя не разглашается На этом инструменте Клэптон подбирал первые сольные партии в 1964 году. Данная модель – рекордсмен по стоимости среди всех «гибсонов», когда-либо уходивших с молотка. 5. «Lenny» (Fender Composite Stratocaster) Стиви Рэй Вона за $623 000. В 1980 году блюзмен Стиви Рэй Воэн получил от жены Ленни в подарок на 26-ой день рождения гитару, украшенную инициалами SRV. Новый Fender был назван в честь супруги. В 2004 году инструмент был продан на благотворительном аукционе за $623 000.

Рок-н-ролл жив: топ-менеджер «Роснано» открывает в Самаре музей
© Forbes.ru