Рок-н-ролл жив: топ-менеджер «Роснано» открывает в Самаре музей 

Рок-н-ролл жив: топ-менеджер «Роснано» открывает в Самаре музей
Фото: Forbes.ru
Найти топ-менеджера на Facebook не так-то просто: вместо «заместитель председателя правления» в его аккаунте написано коротко — музыкант в группе D'Black.
Аветисян и правда считает себя прежде всего музыкантом. Солирует и репетирует в созданной им самим 9 лет назад группе D'Black Blues Orchestra, его гастрольный график расписан на месяцы вперед.
В июне этого года Аветисян дважды давал концерты в родной Самарской области, в Тольятти и Самаре.
Бизнесмен, медиамагнат и коллекционер
59-летний Владимир Аветисян — уроженец города-сателлита Самары — Новокуйбышевска (родины и Леонида Михельсона, №1 в списке Forbes, с которым Аветисян в детстве ходил в одну спортивную секцию).
В конце 1990-х — начале 2000-х Аветисян возглавлял крупнейшие в регионе энергические активы — и «Средневолжскую межрегиональную управляющую энергетическую компанию» (СМУЭК), входившие в РАО ЕЭС России. Был главой правления Ассоциации делового сотрудничества «Волгопромгаз». Все эти должности Аветисян совмещал с постами заместителя председателя совета директоров местного , Волго-Камского межрегионального банка реконструкции и развития, входил в совет директоров аэропорта «Самара», авиакомпании «Самара» и Волжской ГЭС.
В 2004 году Аветисян переехал в Москву: в качестве члена правления РАО ЕЭС России он отвечал за создание новых рыночных генерирующих компаний и их реализацию инвесторам. Спустя еще четыре года Аветисяна назначили председателем правления созданного холдинга «Объединенные автомобильные технологии», управляющего заводами по производству автокомпонентов.
В октябре 2013 года он возглавил один из трех инвестиционных дивизионов ГК «Роснано», а затем работу проектного центра госкорпорации по созданию и управлению новыми инвестиционными фондами.
C 2016 года Владимир Аветисян входит в совет директоров . Ему также принадлежит крупнейший в регионе холдинг «Медиа Самара», включающий Телерадиокомпанию «Терра», деловой еженедельник «Самарское обозрение», ежемесячный журнал «Дело», газеты «Город Н-ск» (Новокуйбышевск), «Самарские известия» (Самара), «Площадь свободы» и «Постскриптум» (Тольятти).
Помимо гитар и музыкальных артефактов, Аветисян собирает полотна русских художников, а часть своей коллекции — несколько работ Михаила Кончаловского и  — он передал в дар Самарскому художественному музею.
«Было время, когда я спал с гитарами»
В Москве Аветисян живет уже больше тринадцати лет, а на родине бывает не больше трех месяцев в году. Неподалеку от Самары бизнесмен построил из дерева большое поместье, разместив в нем денники для двух лошадей, буденовца и голштинца — конным спортом занимается младшая дочь. Там же Аветисян хранит и свое крупнейшее в России собрание гитар. Их насчитывается уже порядка 200.
«Мне стыдно, но времени привести в порядок свою коллекцию не хватает. Ей необходим каталожный учет, но пока систематизацией никто не занимается», — признается Аветисян. За техническим состоянием инструментов и условиями их хранения следит гитарный техник, а также «все мои домочадцы». Было время, когда большая часть коллекции находилась в спальне загородного дома — гитарами было занято все, проход был лишь к кровати и умывальнику.
«Как-то раз приехал в гости мой большой друг Женя Маргулис и попросил показать гитары. Когда он зашел в спальню, то полностью обалдел и заявил, что такого не видел еще никогда. В общем, тогда я практически спал с гитарами», — смеется Аветисян.
Позже он построил отдельную комнату, где поддерживается температура около 20-21 градуса при постоянной влажности не выше 50%. Находятся гитары на двухуровневых стеллажах, расставлены по маркам — Martin на одном стеллаже, Fender на втором, Gibson и остальные — на своих.
«Страсть, переходящая в безумие»
Многие гитары Аветисян приобрел на американских и европейских аукционах. Говорит, что никогда не посылает на торги своего представителя, участвует лично — так интересней.
«Аукцион — для меня некое подобие покера, там можно блефовать, напугать и, в отместку, довести ставку до несуразной цены, а потом соскочить, вынудив противника заплатить большие деньги», — об этом Аветисян рассказывает с нескрываемым удовольствием.
В 2011 году, на одном из старейших международных аукционов Bonhams, Аветисян купил антикварную, очень красивую гитару Gipson L-5P 1948 года выпуска, ранее принадлежавшую легендарному гитаристу . Инструмент обошелся Аветисяну в $82000 — это самая его дорогая покупка.
Среди его покупок — инструменты Rolling Stones, гитариста группы The Doors, знаменитого блюзмена Бадди Гая. Пять лет назад на аукционе в Лондоне Аветисян приобрел одну из самых первых гитар The Beatles, на которой еще юные «битлы» начинали играть в Ливерпуле.
Сотрудники крупнейшей в США торговой сети магазинов музыкальных инструментов «Американского гитар-центра» (Guitar Center) отслеживают потенциально интересные для Аветисяна гитары, покупают их, а затем их приобретает и сам бизнесмен.
Аветисян говорит, что ему случалось находить на специальных memorabilia-аукционах по настоящему интересные вещи: рукописные тексты песен, автографы, редкие фотографии, сценические костюмы, золотые диски — словом, все, что ценится почитателями рок-н-ролла. Одно из недавних приобретений — ремень от гитары легендарного американского гитариста-виртуоза .
Пока формировалась коллекция, Аветисян участвовал в торгах до десятка раз в год: «был на них острый голод». Сегодня аукционную активность бизнесмен снизил, но продолжает следить по каталогам.
«Любое коллекционирование — это страсть, переходящая в безумие, — признает Аветисян. Но, в отличие от произведений искусства, музыкальные инструменты должны приносить не только визуальное удовольствие, но еще и звучать».
Поэтому время от времени экспонаты его коллекции звучат — на некоторых инструментах Владимир Аветисян играет в своей собственной группе, D'Black Blues Orchestra, которую он организовал в 2004 году.
Жизнь гастролера
Ежегодный бюджет группы на организацию благотворительных концертов не превышает 10 млн рублей. «Это не Бог весть какие огромные деньги, к тому же музыканты группы заняты и в других проектах, они работают в разных местах», — говорит Аветисян.
У Аветисяна и его D'Black Blues Orchestra — жесткий гастрольный график, группа дают концерты в России, Украине и за рубежом.
«Самый запоминающийся концертный тур был по Китаю, мы проехали несколько «небольших» для Китая городов, где живет по 10 млн человек, — рассказывает Аветисян. Первый концерт был в российско-китайском культурном центре при российском посольстве. Нам сказали — не ждите от китайцев бурной реакции, даже если им будет нравиться — они этого не покажут. Ничего подобного: после первых же звуков китайцы пришли в дикий экстаз, кричали, свистели, хлопали хлопушками. А после каждого концерта c нашего барабанщика срывали на сувениры майку, отбирали палочки».
После одного из выступлений D'Black Blues Orchestra в Киеве паб, где выступали артисты, сгорел. «Представляете, еще вечером мы там играли, люди танцевали на столах, а утром осталось одно пепелище… Что называется, зажгли». Причиной пожара было, как водится, короткое замыкание.
В этом году на открытом концерте на площади Республики в Ереване D’Black Blues Orchestra собрали рекордные для группы 60 000 зрителей.
Несмотря на аншлаги, концерты в лучшем случае окупают расходы на отдельные гастроли. D'Black Blues Orchestra — изначально некоммерческий проект, и лидер группы категорически не хочет ее коммерциализации.
«Как только встаешь на коммерческие рельсы, с тобой может произойти ужасная вещь: ты будешь обязан заниматься тем, что тебе не нравится. Я не готов быть клоуном, и делаю только то, что нравится мне и публике. И этого достаточно».
Впрочем, возможность заработать у группы есть: Аветисян зарегистрировал AVE Production, которая занимается обслуживанием гастрольных туров российских и западных исполнителей — строительством сцены, установкой света, звука, экранов. Первоначальные вложения составили порядка $300 000. «Моя музыкальная семья живет, в том числе, и за счет этого», — говорит Аветисян.
Кому подпевает
В «Роснано» о страсти Аветисяна хорошо знают и относятся с повышенным интересом — при любом удобном случае сослуживцы не прочь послушать «вживую» своего топ-менеджера. Не пренебрегает этим и глава «Роснано» Анатолий Чубайс, он лично присутствовал на нескольких выступлениях Аветисяна, а иногда и подпевает. Один из самых запоминающихся концертов случился сразу после ликвидации РАО ЕЭС в 2008 году (компанию ликвидировали в рамках государственной реформы электроэнергетики).
«В честь «похорон» РАО ЕЭС у нас была вечеринка, на которой я впервые играл c D’Black», — помнит Аветисян. Однажды Анатолий Чубайс даже подыграл D’Black: группа выступала на дне рождения у одного из друзей, на торжестве присутствовал Анатолий Борисович. Некоторые гости, пользуясь случаем, стали его отвлекать деловыми вопросами. «Завидев это, я дал в руки Чубайсу бубен, — улыбается Аветисян. И чем больше его „доставали“, тем громче Чубайс в этот бубен бил».
«Джоконда» для самарского музея
«В отличие от других коллекционеров, я хочу, чтобы моя коллекция жила, — говорит Аветисян. — Сидеть и чахнуть над этим бессмысленно».
Показывать коллекцию в Москве оказалось слишком хлопотно. «Так и пришла идея открытия музея рок-н-ролла». Почему Самара? «Это моя родина, поэтому моя гуманитарная деятельность должна развиваться там», — уверен Аветисян.
«Почему нет? Самара уже зарекомендовала себя проведением «Битлз-фестиваля», так что соответствующий бэкграунд у города есть, — говорит директор по клиентскому сервису , создатель собственный группы Bonds of Carbon и коллекционер гитар Тимофей Лось. –Открытие музея рок-н-ролла выглядит вполне логично».
Под будущий музей переделывают помещения дома культуры бывшего завода ЗИМ, часть из которого уже давно перестроена в популярный в Самаре культурно-развлекательный центр «Звезда». Само здание — памятник архитектуры, построенный в духе советского модерна — Аветисян приобрел еще несколько лет назад.
«В любом музее должна быть своя Джоконда, — говорит бизнесмен. — У нас ею будет гитара, на которой играли совсем юные «битлы», и ». В экспозицию войдёт и одна из первых гитар хорошо известного нам своими хитами певца .
Об экспонатах будущего музея Аветисян может рассказывать часами. Например, о трубе, что хранилась в семье Джорджа Харрисона: ее можно увидеть в ставших историческими кадрах первой спутниковой телевизионной трансляции телепрограммы BBC «Our World» 25 июня 1967 года. Именно там The Beatles впервые исполнили знаменитую All You Need Is Love.
Будущую коллекцию пополнит и мини-бас c необычным автографом сэра Пола Маккартни, принадлежавший одному из студийных музыкантов, записывавшихся с легендарным «битлом». «Этот музыкант попросил Пола расписаться прямо на инструменте. Фломастером вывести надпись на лакированной поверхности не удалось и тогда Линда Маккартни протянула супругу гвоздь и предложила нацарапать автограф. Пол Маккартни поначалу не решался портить инструмент, но музыкант сказал ему: „Давай, царапай!“.
Ожидаются и необычные экспонаты: бронзовая фигура в 2,5 метра высотой, а также коллекция из 300 деревянных фигур участников The Beatles — Аветисян купил ее у одного коллекционера, который долгие годы собирал эти фигуры по всему свету.
В музее можно будет увидеть и гипсовый отпечаток руки Джорджа Харрисона, и его личный фотоаппарат Leica, с которым он появляется в фильме „Вечер трудного дня“, и микрофон легендарной лондонской студии Эбби Роуд, и написанный рукой сет-лист концерта группы „Нирвана“. В экспозицию войдут письмо Джона Леннона одной из поклонниц, множество подлинных афиш концертов легендарных групп и артистов, их автографы и личные вещи — всего более сотни экспонатов.
Помимо них в музее будет небольшой зал для проведения камерных концертов и творческих встреч с музыкантами, а также кафе, книжная и сувенирная лавка.
»Сквозь эти гитары, афиши и микрофоны должна быть видна и слышна эпоха рок-н-ролла — феномена культуры XX века. Саму экспозицию нельзя рассматривать вне исторического и культурного контекста — эту задачу и предстоит решить музею», — уверен Аветисян.
«Электрогитара — это главный инструмент XX века, при этом вся мировая рок-музыка сыграна на семи видах гитар. Мы же все понимаем основные различия между BMW и Mercedes? Однако огромное количество россиян не вполне понимают разницу между моделями инструментов, между «акустикой» и «электрикой» и так далее. В этом вопросе есть определенная проблема вкуса — полагает Тимофей Лось. — Если этот музей создается ради популяризации как рок-музыки, так и легендарных музыкальных инструментов, если он сможет рассказать и объяснить, почему великие музыканты играли именно на этих инструментах, — он поможет развитию и музыкальной культуры, и музыкального рынка. Открытие такого музея –прецедент для России».
Аветисян договорился с мэром Самары о том, что музей будет муниципальным учреждением. «Я передам городу в пользование свою коллекцию. Власти займутся эксплуатацией, продвижением и организацией всего того, что должно быть вокруг музея — думаю, он вполне может стать культурным центром, разъясняющим широким массам населения, что такое настоящий рок-н-ролл. Что это не только „sex, drugs and rock-n-roll“ и тому подобные примитивные клише — а гораздо более значимое культурное явление».
Глава управления информации и аналитики городского округа Самара подтвердила, что в мэрии в настоящее время разрабатывают концепцию музея. «Мы полагаем, что появление такого культурного центра позитивно скажется на развитии туристического потенциала Самары и имидже города как в России, так и за рубежом», — подытоживает Рыжкова.
Завершить стройку и открыть музей рок-н-ролла (его возглавит самарчанин с «музыкальной» фамилией, Кирилл Баянов) планируется в 2018 году, рассчитывает Аветисян. Он надеется, что к тому времени будет тратить на работу меньше времени, чем сегодня. «Если работа мешает играть на гитаре — бросай работу. Я могу себе это позволить», — говорит Аветисян то ли в шутку, то ли всерьез.
Сколько стоят самые дорогие гитары, проданные на аукционах
1. Fender Stratocaster за $2,7 млн Самой дорогой гитарой в истории стал на первый взгляд ничем не примечательный Fender Stratocaster из стандартной серии.
После разрушительного цунами в декабре 2004 года в Юго-Восточной Азии музыкант инициировал сбор средств для пострадавших. На белом корпусе его гитары оставили автографы легенды рок-музыки: Эрик Клэптон, Пол Маккартни, , Рэй Дэвис, Тони Айомми, Лайам Галлахер, , , Джимми Пэйдж, , , , Кит Ричардс, , , , Ричи Блэкмор, Деф Леппард и сам Адамс.
Гитару купил эмир Катара, заплатив миллион долларов, но покупка оказалась благотворительным актом — он отдал аукциону деньги и вернул инструмент на торги. Затем Fender приобрел неизвестный за $2,7 млн 2. Fender Stratocaster Джими Хендрикса за $2 млн Гитара-артефакт — на ней Джими Хендрикс отыграл легендарный сет на фестивале Woodstock 18 августа 1969 года. В 1998 году инструмент, также известный под именем Voodoo-Strat, приобрел из , заплатив $2 млн 3. Washburn 22 series Hawk, одна из семи гитар легендарного выходца с Ямайки Боба Марли была продана неизвестному за $2 млн 4. Gibson ES 0335 TDC Эрика Клэптона за $847 500, имя покупателя не разглашается
На этом инструменте Клэптон подбирал первые сольные партии в 1964 году. Данная модель — рекордсмен по стоимости среди всех «гибсонов», когда-либо уходивших с молотка.
5. «Lenny» (Fender Composite Stratocaster) Стиви Рэй Вона за $623 000.
В 1980 году блюзмен Стиви Рэй Воэн получил от жены Ленни в подарок на 26-ой день рождения гитару, украшенную инициалами SRV. Новый Fender был назван в честь супруги. В 2004 году инструмент был продан на благотворительном аукционе за $623 000.
Видео дня. Даву и Бузову заподозрили в примирении
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео