Ещё

Дорогой железною и колеёй широкою 

Фото: Sputnik Грузия
С добрым утром!
Признайтесь, давно вы не ездили на поезде?
Мы с семьей этим летом впервые за много лет отправились в Батуми по железной дороге. Скоростной состав. Серебристо-серые вагоны в два этажа. Есть желание — лезь наверх и любуйся окрестностями. Все сверкает. Доброжелательные проводники. Дисплей с информацией: где мы, куда несемся, когда прибудем. Кондиционер. Интернет. И сравнительно недорого.
Спрашивается, что еще нужно пассажиру для полного счастья?
Железнодорожный вокзал в БатумиВспомнил, как годом раньше добирались до Батуми автомобилем. Не стану лукавить, дорога, в основном, отличная. Движение преимущественно одностороннее. Много полос. Но автострада требует предельной концентрации и выматывает бетонным однообразием. Вдобавок, штрафная квитанция — даже не заметил, как превысил скорость. Суперсовременно. На снимке машина со знакомым номером. Ниже информация с такого же дисплея, как в экспрессе. Только ценой в два железнодорожных билета…
Так что, поверьте, поездом намного лучше!
Я вырос недалеко от железной дороги. Мальчишкой бегал смотреть на набирающие скорость составы — вокзал был совсем рядом. Если честно, очень переживал, что не застал паровозы. Грузия в этом плане бежала впереди отчизны всей — ее электрифицировали раньше других.
Потому, отъезжая с родителями далеко от Тбилиси, с восторгом наблюдал, как на границе Закавказской дороги перед Адлером к составу цепляли паровоз. Он пускал облака пара, поражал нетерпеливо вытянутым вперед черным корпусом с красной окантовкой колес. И казался мне чудом техники!
Грузовой железнодорожный состав везет азербайджанскую нефтьДействительно, ну что такого захватывающего в электровозе?! Ровный, скучный ящик прямоугольной формы. Все сокрыто — ни рычагов, ни пыхтения. Как трамвай. А паровоз так и дышит силой и мощью. Вот поезд уже несется. Дым из трубы. В волосах — угольная пыль. Мать сердито гонит от окна.
Эх, трогательная детская наивность!..
Родись я лет на сто-сто двадцать раньше, к тому же, в Англии, возможно, восторг и был бы уместен. Хотя как сказать. Даже у многих англичан, обычно на редкость невозмутимых, первые паровозы вызывали не столько восхищение, сколько ужас.
Все началось 27 сентября 1825 года. Между Дарлингтоном и Стоктоном 40 километров. Состав на паровой тяге перевез по рельсам около 600 пассажиров и развил скорость до 24 километров в час. Это было первое коммерческое применение паровоза. Управлял лично Джордж Стефенсон. Он его не только изобрел, но и первым построил, наладив в дальнейшем целое производство.
Города мира. БерлинЕще гениального изобретателя по праву можно назвать первым профессиональным железнодорожником. Помимо паровозов, он всю жизнь занимался строительством и эксплуатацией железных дорог. Ширина европейской колеи 1425 миллиметров даже так и называется «стефенсоновской». Есть версия, что предприимчивый Стефенсон старался унифицировать локомотивную тягу с гужевой. А это как раз размер оси конки. Сегодня общая протяженность таких линий равна 18 земным экваторам.
Грузии колея шириной 1520 миллиметров досталась от Российской империи и Советского Союза. Отличающееся межрельсовое расстояние весьма полезно в ходе оборонительных действий, мешая противнику своевременно подтянуть тылы. С трудом верится, будто утвердившая этот стандарт царская Россия, так уж рьяно пеклась об обороне. После успешной кампании против Наполеона она довольно продолжительное время диктовала условия всей Европе. А вот в первые дни войны 1941 года данный фактор сыграл очень важную роль.
В целом же широкая колея, безусловно, более эффективна на больших территориях и способствует увеличению провозной способности. С учетом российских просторов выбор, скорее всего, был обусловлен именно этим обстоятельством. Между прочим, в третьем рейхе, помышлявшем о создании великой германской империи, существовал проект железной дороги со сверхширокой колеей — в целых 3 метра! Воплотить мечту о гигантской империи не удалось. Так что, остался пылится на полке и бредовый проект.
Самый быстрый поезд в мире Фусин отправляется в Пекин из ШанхаяЧто касается узкоколеек, то они обычно имеют стандартную ширину 600 или 750 миллиметров. Однако у бакурианской «кукушки», представьте себе, размах колес аж 914 миллиметров! Эдакий оригинальный внутринациональный размер. Можно было бы гордиться как чем-то своим, если б дороги с такой колеей не использовались и в странах Латинской Америки.
Похоже, в Грузии пассажирское движение по железной дороге как вид транспорта постепенно возрождается. Вряд ли мы, конечно, станем и колею менять на европейскую, как некоторые другие стандарты. Слишком дорого и бессмысленно. А вот ездить — это другое дело.
Между прочим, специалисты утверждают, что железная дорога особенно удобна для поездок на средние расстояния. Будто точно под нас! Да и специфика здесь такая, что торопиться, собственно, незачем. Скажем, раньше едешь в Кутаиси или Зугдиди — вокзал в центре, добраться элементарно. Вечером сел на поезд, всю ночь проспал в купе, а утром — на месте. Ни минуты впустую.
Вопрос упирается исключительно в уровень подвижного состава и качество обслуживания. Однако опыт теперь есть. И он себя, как мне кажется, полностью оправдал. Поэтому я искренне рассчитываю в ближайшее время начать с комфортом ездить по железной дороге не только в Батуми, но и другие города.
Кукушка Боржоми-БакурианиИ вообще поезд — это не только вид транспорта, но и уклад жизни, по которому многие из нас скучают.
Если вы не особенно спешите, начнем ездить вместе.
Счастливого вам дня!
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео