Войти в почту

«Отличница» сдает экзамен

Не успели пробежать титры после первой серии «Отличницы», показ которой начался на Первом канале, как началось ее бурное обсуждение в Сети. Честно сказать, чего-то подобного я внутренне и ждала, равно как ждала и фильма. Кстати, все знакомые кинокритики его на все голоса хвалили, что ныне редкость. Как распределились голоса в Сети - сказать трудно, пока примерно поровну «за» и «против», но все же за картину захотелось заступиться. На Первом канале в целом показывают сериалы достаточно качественные. Но мне, допустим, многие из них не нравятся. Ну и что? Зато они нравятся, например, людям чуть старше. Или чуть младше. При этом нет сомнений, что при желании к каждому из этих сериалов можно найти массу вопросов ровно также, как, если очень захотеть, можно вообще обгадить все, что угодно, хоть «Мону Лизу» - простите уж за неправомерное сравнение. Однако у нас каждый выход многосерийки сопровождается таким взрывом кинозаинтересованного интернет-сообщества, что жуть берет от массовости посыла: ну просто все, абсолютно все плохо, сценарий идиотский, актеры хуже некуда. Ей-богу, создается впечатление, что премьера – это желчегонное средство. Нет, никто не отрицает при этом, что сколько людей – столько мнений, да и всем угодить невозможно. Но в случае с нашими волнами критики ни о какой попытке объективности речи не идет вообще - критики-блогеры соревнуются в основном по густоте и точности плевков. Стравить яд, чем и успокоиться до новой премьеры - отличный способ быть в тонусе. Вот и на «Отличницу» резко потянули. Претензии, справедливости ради, не безосновательны: например, люди из «органов» отмечают, что в ленте масса документальных неточностей. И отпечатки пальцев берутся не так, и уголовную ответственность с административной путают, и должности замначальника управления по криминалистике в упомянутой организации быть не могло. Нет повода не доверять мнению профи: наверное, все так и есть. Увы, времена, когда каждую картину активно «пасли» консультанты, канули в прошлое. Мне это тоже не нравится, но все же художественное кино – оно потому и художественное, что не документальное. И по большому счету мне как зрителю такие детали не очень важны. А важно другое: некий взгляд на эпоху, при этом ловко подмеченные черты советской ментальности. Тут нет речи о манипулировании сознанием, это режиссерская версия неких событий, не более, и стоит ли она столь сильных эмоций? Приличная игра актеров - после того, что было несколько лет назад, - сначала удивляла, но сегодня – тьфу-тьфу – стала нормой. Да и картина сама – атмосферная и незлая, какая-то семейная, лишенная откровенно-дешевых приманок, зачем ее так зло пинать? Увы, среди многосериек до сих пор почти не встречается шедевров. У нас излишне сахарны и слюнявы мелодрамы, гротескно-патетичны драмы, это правда. Но то, что сериалы меняются в лучшую сторону, и «Отличница» тому пример – для меня очевидный факт. Есть с чем сравнивать, понимаете? И объективность – сложна, но возможна.

«Отличница» сдает экзамен
© Вечерняя Москва