Войти в почту

Исполнилось 300 лет «дедушке» Франкенштейна и Дракулы

24 сентября 1717 года родился британский писатель Хорас Уолпол. В России он не слишком известен, однако его последователей и подражателей знают всюду: Уолпол написал первый в мире готический роман, из которого выросла вся литература ужасов, такие персонажи, как Франкенштейн и Дракула, и многочисленные фильмы жанра «хоррор». Как родилась и развивалась готическая литература — в материале RT. Имя писателя Хораса Уолпола почти не известно российскому читателю. Литература была для него лишь хобби — вряд ли Уолпол, отдавая в печать роман «Замок Отранто», предполагал, что открывает новый огромный жанр. Сюжет «Замка» больше похож на произведения Кафки или фильмы Линча: княжеского сына убивает упавший с неба рыцарский шлем. Позднейшая литературная готика будет выглядеть иначе. HORACE (HORATIO) WALPOLE 4TH EARL OF ORFORD English man of letters at his home, Strawberry Hill 1717 - 1797 globallookpress.com © Mary Evans Picture Library Более важной, чем удивительное падение гигантского шлема, оказалась атмосфера, которую Уолпол позаимствовал из средневековых романов: тайна, страх, мистика, мрачные декорации — всё это легло в основу «готического романа». Готический роман «Замок» пользовался успехом, и у Уолпола сразу появились подражатели: Клара Рив, Энн Рэдклифф и другие. А уже в начала следующего столетия британская писательница Мэри Шелли написала готический роман, который одновременно стал и одним из первых научно-фантастических произведений — «Франкенштейн, или Современный Прометей», о страшном и одновременно несчастном монстре. Образ Франкенштейна стал одним из наиболее популярных в фильмах ужасов ХХ века. © Кадр из фильма «Франкенштейн» Вскоре готический роман стал явлением общеевропейской культуры, втянув в свою орбиту таких писателей, как автор «Щелкунчика» Эрнст Гофман, — а потом перебрался и за океан, в Америку. Здесь главным готическим автором стал Эдгар Алан По. Пережив кризис в середине XIX века (за пятьдесят лет людям начали надоедать однотипные истории про призраков и проклятия), готика возродилась на своей родине, в Великобритании. В конце столетия здесь задавались стандарты для будущего жанра «хоррор», а готические произведения окончательно потеряли «низкий» развлекательный статус: мистические истории писали такие классики, как Диккенс и Киплинг. В самом конце столетия произошло ещё одно великое событие. Ирландский романист Брэм Стокер в 1897 году выпустил роман с названием, которое теперь известно каждому: «Дракула». На сегодня «Дракула» — один из рекордсменов по числу экранизаций. Первая из них, под названием «Носферату. Симфония ужаса», появилась в 1922 году. Готика по-русски Готические мотивы пустили корни и на русской почве. Сентименталист Карамзин был автором нескольких повестей, которые по всем признакам являются «готикой»: «Остров Борнгольм», где герой странствует по мрачному острову, был написан ещё в конце XVIII века. На русскую «страшную прозу» наибольшее влияние оказала не британская литература, а более близкая в географическом отношении немецкая, в частности Гофман. Первым активно использовать элементы «гофманианы» в прозе начал Антоний Погорельский, которого современный читатель лучше всего знает по детской повести «Чёрная курица, или Подземные жители». Её Погорельский писал для племянника, будущего писателя Алексея Толстого. Когда Толстой вырос, он создал немало мистических произведений, в том числе одну из самых известных русских готических новелл «Семья вурдалаков», которую уже в ХХ веке неоднократно экранизировали, в том числе за рубежом. Первая страница рассказа А.К.Толстого «Семья вурдалака», опубликованного в журнале «Русский вестник» в 1884 году и обложки современных изданий После Погорельского готические мотивы в России появились в творчестве многих авторов. Элементы готики встречаются и у Пушкина («Пиковая дама»), и у Лермонтова («Штосс»). Подлинным королём русской мистической прозы стал Николай Гоголь, романы которого экранизируют до сих пор. Новые громкие имена в русской готике появились в начале XX века. Мистические мотивы характерная черта в творчестве Леонида Андреева, Александра Грина, Фёдора Сологуба. Хоррор и другие Детище Уолпола пережило своего создателя и переродилось в новые литературные жанры, самый известный из которых — «хоррор». Американец Говард Лавкрафт переосмыслил и продолжил традиции По, создав целую мифологию кошмара и безумия, которая значительно отличалась от классической готической литературы. Сегодня Лавкрафт считается одним из родоначальников литературного хоррора. Говард Лавкрафт © Wikimedia Друг Лавкрафта — Роберт Говард, больше известный как автор цикла романов о Конане-варваре, заложил основы «тёмного фэнтези», которое многое почерпнуло из классического готического наследия. В середине прошлого столетия, после короткой эпохи тотального доминирования научной фантастики, произошёл настоящий ренессанс жанра. Читатель устал от научной картины мира и на фоне Карибского кризиса, войн в Корее и Вьетнаме обнаружил, что мир вовсе не такой уж рациональный, как в этом убеждали позитивные астронавты из романов научных фантастов, что в нём по-прежнему есть место иррациональному ужасу. Способствовало возрождению готики и кино, середина века в остросюжетном кинематографе — это, с одной стороны, пик активности таких режиссёров, как Альфред Хичкок, а с другой — появление в массовой культуре фильмов ужасов, которые напомнили широкому зрителю классических персонажей готической литературы — Дракулу и Франкенштейна. Готика породила в ХХ столетии и ещё один поджанр, который выбивается из линейки развлекательных: «южную готику», здесь ключевыми являются не страх и неизвестность, а социальные проблемы. Авторы «южной готики» — это Уильям Фолкнер, Труман Капоте и многие другие классики новейшей американской литературы. За пределы развлекательного чтива вышел и хоррор. Яркий пример — проза «короля ужасов» Стивена Кинга, которому на днях исполнилось 70 лет.

Исполнилось 300 лет «дедушке» Франкенштейна и Дракулы
© RT на русском