В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Исполнилось 300 лет «дедушке» Франкенштейна и Дракулы

24 сентября 1717 года родился британский писатель Хорас Уолпол. В России он не слишком известен, однако его последователей и подражателей знают всюду: Уолпол написал первый в мире готический роман, из которого выросла вся литература ужасов, такие персонажи, как Франкенштейн и Дракула, и многочисленные фильмы жанра «хоррор». Как родилась и развивалась готическая литература — в материале RT.
Исполнилось 300 лет «дедушке» Франкенштейна и Дракулы
Фото: RT на русскомRT на русском
Имя писателя Хораса Уолпола почти не известно российскому читателю. Литература была для него лишь хобби — вряд ли Уолпол, отдавая в печать роман «Замок Отранто», предполагал, что открывает новый огромный жанр.
Сюжет «Замка» больше похож на произведения Кафки или фильмы Линча: княжеского сына убивает упавший с неба рыцарский шлем.
Позднейшая литературная готика будет выглядеть иначе.
HORACE (HORATIO) WALPOLE 4TH EARL OF ORFORD English man of letters at his home, Strawberry Hill 1717 - 1797
globallookpress.com
Mary Evans Picture Library
Более важной, чем удивительное падение гигантского шлема, оказалась атмосфера, которую Уолпол позаимствовал из средневековых романов: тайна, страх, мистика, мрачные декорации — всё это легло в основу «готического романа».
Готический роман
«Замок» пользовался успехом, и у Уолпола сразу появились подражатели: Клара Рив, Энн Рэдклифф и другие. А уже в начала следующего столетия британская писательница написала готический роман, который одновременно стал и одним из первых научно-фантастических произведений — «Франкенштейн, или Современный Прометей», о страшном и одновременно несчастном монстре.
Образ Франкенштейна стал одним из наиболее популярных в фильмах ужасов ХХ века.
Кадр из фильма «Франкенштейн»
Вскоре готический роман стал явлением общеевропейской культуры, втянув в свою орбиту таких писателей, как автор «Щелкунчика» Эрнст Гофман, — а потом перебрался и за океан, в Америку. Здесь главным готическим автором стал Эдгар Алан По.
Пережив кризис в середине XIX века (за пятьдесят лет людям начали надоедать однотипные истории про призраков и проклятия), готика возродилась на своей родине, в Великобритании. В конце столетия здесь задавались стандарты для будущего жанра «хоррор», а готические произведения окончательно потеряли «низкий» развлекательный статус: мистические истории писали такие классики, как Диккенс и Киплинг.
В самом конце столетия произошло ещё одно великое событие. Ирландский романист в 1897 году выпустил роман с названием, которое теперь известно каждому: «Дракула».
На сегодня «Дракула» — один из рекордсменов по числу экранизаций. Первая из них, под названием «Носферату. Симфония ужаса», появилась в 1922 году.
Готика по-русски
Готические мотивы пустили корни и на русской почве. Сентименталист Карамзин был автором нескольких повестей, которые по всем признакам являются «готикой»: «Остров Борнгольм», где герой странствует по мрачному острову, был написан ещё в конце XVIII века.
На русскую «страшную прозу» наибольшее влияние оказала не британская литература, а более близкая в географическом отношении немецкая, в частности Гофман.
Первым активно использовать элементы «гофманианы» в прозе начал , которого современный читатель лучше всего знает по детской повести «Чёрная курица, или Подземные жители».
Её Погорельский писал для племянника, будущего писателя . Когда Толстой вырос, он создал немало мистических произведений, в том числе одну из самых известных русских готических новелл «Семья вурдалаков», которую уже в ХХ веке неоднократно экранизировали, в том числе за рубежом.
Первая страница рассказа А.К.Толстого «Семья вурдалака», опубликованного в журнале «Русский вестник» в 1884 году и обложки современных изданий
После Погорельского готические мотивы в России появились в творчестве многих авторов. Элементы готики встречаются и у Пушкина («Пиковая дама»), и у Лермонтова («Штосс»). Подлинным королём русской мистической прозы стал , романы которого экранизируют до сих пор.
Новые громкие имена в русской готике появились в начале XX века. Мистические мотивы характерная черта в творчестве , , .
Хоррор и другие
Детище Уолпола пережило своего создателя и переродилось в новые литературные жанры, самый известный из которых — «хоррор».
Американец Говард Лавкрафт переосмыслил и продолжил традиции По, создав целую мифологию кошмара и безумия, которая значительно отличалась от классической готической литературы. Сегодня Лавкрафт считается одним из родоначальников литературного хоррора.
Говард Лавкрафт
Wikimedia
Друг Лавкрафта — Роберт Говард, больше известный как автор цикла романов о Конане-варваре, заложил основы «тёмного фэнтези», которое многое почерпнуло из классического готического наследия. В середине прошлого столетия, после короткой эпохи тотального доминирования научной фантастики, произошёл настоящий ренессанс жанра.
Читатель устал от научной картины мира и на фоне Карибского кризиса, войн в Корее и Вьетнаме обнаружил, что мир вовсе не такой уж рациональный, как в этом убеждали позитивные астронавты из романов научных фантастов, что в нём по-прежнему есть место иррациональному ужасу.
Способствовало возрождению готики и кино, середина века в остросюжетном кинематографе — это, с одной стороны, пик активности таких режиссёров, как , а с другой — появление в массовой культуре фильмов ужасов, которые напомнили широкому зрителю классических персонажей готической литературы — Дракулу и Франкенштейна.
Готика породила в ХХ столетии и ещё один поджанр, который выбивается из линейки развлекательных: «южную готику», здесь ключевыми являются не страх и неизвестность, а социальные проблемы. Авторы «южной готики» — это , Труман Капоте и многие другие классики новейшей американской литературы.
За пределы развлекательного чтива вышел и хоррор. Яркий пример — проза «короля ужасов» , которому на днях исполнилось 70 лет.