Ещё

Ну вы и тип: как продать банковские продукты критикам, политикам и лирикам 

Фото: Банки.ру
Сможет ли искусственный интеллект определять психотип человека и предсказывать его финансовое поведение? Mail.Ru Group и Frank RG провели исследование, охватившее 20 млн человек, и разделили пользователей Интернета на 16 психотипов.
В аналитическом исследовании представлены портреты, описание интересов, а также основных особенностей потребительского поведения каждого из 16 типов личности. Теперь можно узнать, сидит ли человек с определенным психотипом на сайтах знакомств, сколько он курит, пьет кофе или чай, сколько зарабатывает и в каких банковских продуктах заинтересован.
С помощью методов машинного обучения был разработан математический алгоритм (модель), позволяющий с высокой вероятностью предсказывать признаки, составляющие психологический тип интернет-пользователей. Причем делать это можно полностью автоматически, без проведения анкетирования или интервью специалиста.
В качестве первого шага были реализованы алгоритмы по наиболее популярным и часто встречающимся на практике методикам — MBTI и BIG5. С точки зрения технологии не имеет принципиального значения, какая конкретно методика типирования взята за основу. Алгоритм может быть адаптирован под большинство из них.
Цитата
Психологический тип — это система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов. Он накладывает свой отпечаток на восприятие информации, принципы и скорость принятия решений, стиль коммуникаций, выбор профессии и многое другое, в частности на покупательское поведение.
Формулы психотипов
Маршал
Политик
Искатель
Советчик
Администратор
Энтузиаст
Предприниматель
Наставник
Инспектор
Хранитель
Аналитик
Гуманист
Мастер
Посредник
Критик
Лирик
Разумеется, степень заинтересованности и готовности приобрести тот или иной финансовый продукт зависит от большого количества факторов, в том числе глубоко личных или ситуационных. Но невозможно не заметить закономерности, связанные с типом личности потребителя.
Так, клиент-мечта любого банка — Администратор (ESTJ). В силу его предпочтений ему интересен практически любой банковский продукт. При этом риски невозврата или мошенничества минимальны. Но нужно «поймать» Администратора в самом начале пути или аргументированно доказать, что новый продукт лучше того, который он уже использует.
Автомобильный кредит интересен больше всего Предпринимателю (ENTJ), Политику (ESFP) и Посреднику (ISFP). Высокий интерес у Инспектора (ISTJ) или Энтузиаста (ESFJ) со средним доходом и выше — или у Искателя (ENTP) с высоким доходом, а также у живущих в Москве или Санкт-Петербурге Администратора (ESTJ), Хранителя (ISFJ) и Маршала (ESTP).
Интерес к ипотеке больше, чем у других типов, проявляется у Посредника (ISFP) и Политика (ESFP). При личном доходе выше среднего это могут также быть Энтузиаст (ESFJ), Хранитель (ISFJ) или Советчик (ENFP).
В кредитe наличными больше других заинтересованы Посредник (ISFP), Предприниматель (ENTJ) и Политик (ESFP). Обладателем кредита наличными также легко могут стать обеспеченный Энтузиаст (ESFJ) и богатый Искатель (ENTP).
«На самом деле, если смотреть на эти архетипы или психотипы, то нет людей, которые не попадут в выборку. Это абсолютно точно. Мы занимаемся этим для формирования картины бренда, при создании продуктовых корзин, даже с точки зрения того, на какие цвета и образы реагируют те или иные потребители. Психотипы могут быть смешанными и могут меняться в зависимости от наличия ресурсов и внешней среды. Однако это не кардинальные изменения, и их можно спрогнозировать. Но абсолютно все люди делятся на эти психотипы», — уверяет председатель правления банка «Оранжевый» Валентина Галицкая.
Администратор
Администратор — это клиент-мечта для банков. Он интересуется и пользуется почти полным спектром финансовых продуктов.
Вот как описывает Администратора соционика, на основании которой проведено исследование:
Человек-порядок. Практичен, реалистичен, внимателен к деталям. Видит и подмечает ошибки — чужие и свои. На своих — учится. Исполнительность, ответственность и последовательность делают из него успешного организатора и могут помочь стать талантливым лидером. Ему чужды импровизация и ощущение расслабленности.
Вот таким увидели Администратора по его интернет-поведению:
Предпочитаемые профессиональные области: автомобильный бизнес, юриспруденция, строительство и недвижимость, производство, IТ, управление персоналом. Почти везде может добиться успешного карьерного роста. Часто дослуживается до менеджера высшего звена. Активно потребляет общий новостной контент и любую информацию о спорте, который очень любит. Интересуется и футболом, и велосипедным спортом, и сноубордом, и лыжами, и всеми остальными активными видами спорта. Следствие этого увлечения — туризм: и внутренний, и зарубежный.
Автомобильный фанат. Все виды автомобилей — в фокусе пристального внимания.
Администраторы-москвичи — завсегдатаи и большие любители баров и ресторанов.
Вот как Администратор проявляет себя в части выбора финансовых продуктов:
Администратор — это клиент-мечта для банков. Он интересуется и пользуется почти полным спектром финансовых продуктов, при этом ответственен, исполнителен, практичен и системен. У типичного Администратора идеальная дисциплина и такая же кредитная история. Администратор (без дифференциации по доходу и географии проживания) пользуется следующими банковскими продуктами: потребительский кредит (средняя сумма — 160 тыс. рублей), кредитные карты (средняя задолженность — 42 тыс. рублей), ипотечный кредит (в среднем на сумму 1,2 млн рублей), автокредит (средняя сумма — 300 тыс. рублей). Администратор с низким уровнем дохода выбирает микрозаймы. Администратор также склонен к размещению собственных средств на депозитах (со средней суммой 570 тыс. рублей). Москвичи интересуются котировками и фондовыми рынками. Склонность к проявлению лидерских качеств и навыков подталкивает Администратора к предпринимательству. При любом уровне дохода Администратор проявляет интерес к кредитам для малого бизнеса. Активно использует инструменты онлайн-банка. Склонен к приобретению страховых продуктов: страхование автомобиля, жизни, недвижимости.
Предприниматель
Предприниматель — активный банковский клиент. Самые популярные продукты: автокредит размером от 400 тыс. рублей и кредит наличными на среднюю сумму 180 тыс. рублей.
Вот как описывает Предпринимателя психология:
Лидер и полководец. Энергичный и харизматичный, деловой и практичный, прямолинейный и высокомерный. Продуктивный и упрямый. Легко переносит дискомфорт, не очень требователен к собственному внешнему виду.
Вот таким увидели Предпринимателя по его интернет-поведению:
Предприниматель обычно легче других добивается успеха и в основном очень хорошо зарабатывает. Самые популярные сферы занятости — информационные технологии, маркетинг, юриспруденция.
Предприниматель работает много и упорно. Поэтому столичных жителей во время отпуска и редких выходных часто можно увидеть в загородных санаториях и домах отдыха. Любит хорошие и, главное, дорогие автомобили. Как правило, он может позволить себе такую роскошь. При этом даже Предприниматель с невысоким доходом выбирает себе автомобиль премиум-класса. Часто пользуется сервисом доставки продуктов и готовой еды на дом. Любит ходить в рестораны, кафе и бары. Из контента потребляет много новостей общего характера, а также бизнес-новости и новости спорта. Интересуется и увлекается почти всеми видами спорта примерно в равной степени, выделить можно разве что футбол.
Вот как Предприниматель проявляет себя в части выбора финансовых продуктов:
Предприниматель — активный банковский клиент. Самые популярные продукты: автокредит размером от 400 тыс. рублей и кредит наличными на среднюю сумму 180 тыс. рублей.
Предрасположенность к предпринимательству логично приводит к активному использованию кредитов для малого бизнеса. Предприниматель берет их в несколько раз чаще, чем остальные психотипы. Пользуется онлайн-банком. Склонен к приобретению всех видов страховых продуктов. Предпочитает обслуживаться в крупных розничных банках.
Инспектор
Столичные представители этого психотипа с доходом выше среднего часто берут ипотеку и кредиты наличными.
Вот как описывает Инспектора психология:
Отличительные черты — логика, практичность, требовательность, анализ. Стремление к порядку, контролю и дисциплине. Трудоголик. Скуп на эмоции и часто обладает ослабленной интуицией.
Вот таким увидели Инспектора по его интернет-поведению:
Среди Инспекторов много менеджеров, а также представителей технологических компаний: Интернет, телеком, информационная безопасность. Но это не крупный, а средний и даже малый бизнес. Также часто встречаются представители автомобильного бизнеса, но этот выбор больше относится к зоне интересов Инспектора.
Инспектор — автомобильный фанат. Выбор класса и марки авто зависит от уровня дохода, но это всегда оптимальное сочетание цены и качества.
Инспектор потребляет большое количество новостного контента: общего характера, а также новости науки, техники и спорта. Увлекается спортом. Подходит к нему системно, демонстрируя высокую степень дисциплины и контроля. Катера, скутеры, водные мотоциклы, лыжи, сноуборд, футбол, велосипеды — это далеко не полный список интересов Инспектора. Возможно, по причине большой занятости, а также из-за сложностей с проявлением эмоций в обычной жизни Инспектор склонен к использованию сервисов онлайн-знакомств.
Вот как Инспектор проявляет себя в части выбора финансовых продуктов:
Инспектор — фанат интернет-банка. Тут-то он и получает и контроль, и анализ, и порядок. Любовью к автомобилям объясняется высокий интерес к автокредитам (сумма кредита на приобретение автомобиля начинается от 400 тыс. рублей).
Столичные представители этого психотипа с доходом выше среднего часто берут ипотеку и кредиты наличными.
Ипотеку рассматривают от 2,4 млн рублей, а средняя задолженность по кредиту наличными составляет 285 тыс. рублей. Также активно используют кредитные карты, а при высоком доходе начинают интересоваться кредитами для малого и среднего бизнеса.
Аналитик
Аналитик предпочитает использовать для расчетов электронные деньги вне зависимости от региона проживания и дохода.
Вот как описывает Аналитика психология:
В фокусе внимания — эффективность. Трудолюбив, целеустремлен, самоуверен. Обычно достигает поставленной перед собой высокой планки. Решителен и независим. Во всем ищет закономерности, способен на нестандартные решения.
Вот таким увидели Аналитика по его интернет-поведению:
Аналитик часто выбирает карьеру в сфере информационных технологий и Интернета. Аналитика-москвича можно встретить в сфере развлечений и массмедиа. Склонен к работе на фрилансе. Увлекается всевозможными гаджетами и современными IТ-новинками. Любит играть в компьютерные игры. Много и с удовольствием читает, предпочитает книги. Смотрит кино. Из жанров выбирает вестерны, биографическое кино, аниме, приключения. Активно потребляет новостной контент, с акцентом на новости науки и техники. Увлекается зимними видами спорта (лыжи, сноуборд, коньки) и катается на велосипеде. Аналитик с высоким доходом — любитель мотоспорта.
Среднестатистический Аналитик обычно курит, но кофе пьет мало. Столичный житель часто пользуется сервисами доставки еды.
Вот как Аналитик проявляет себя в части выбора финансовых продуктов:
Аналитик предпочитает использовать для расчетов электронные деньги вне зависимости от региона проживания и дохода. Также интересуется размещением собственных средств на банковских счетах и вкладах (со средней суммой 570 тыс. рублей). Жители Москвы и Санкт-Петербурга с доходом выше среднего интересуются ипотекой (в среднем на сумму 2,4 млн и 1,9 млн рублей соответственно) и автокредитами (в среднем на сумму 400 тыс. и 350 тыс. рублей соответственно), а также активно используют расчеты по кредитным картам (при средней задолженности в 64 тыс. рублей).
Маршал
Банковский продукт-фаворит для Маршала — кредиты наличными при средней сумме займа 120 тыс. рублей.
Вот как описывает Маршала психология:
Большой оригинал. С одной стороны, это психотип с сильной волей, целеустремленный, практичный, большой любитель анализа и планирования. С другой стороны, Маршал непредсказуем, смел, постоянно находится в поиске альтернатив. Не придает значения правилам, не терпит ограничений и общественных норм. Прямой, честный. Любит риск и адреналин. Нетерпелив.
Вот таким увидели Маршала по его интернет-поведению:
Маршал может работать в самых разных областях. Чаще его можно встретить в IТ, строительстве и во всех профессиях, связанных с автомобилями. Но зарабатывает он, как правило, немного. Богатые Маршалы встречаются крайне редко. Любит автомобили. Автомобиль выбирает не новый, ремонтом средства передвижения, как правило, занимается самостоятельно. Увлекается и интересуется самыми разными видами спорта: это и футбол, и велосипед, и зимние виды активного спорта. Из всего разнообразия неспортивного досуга предпочитает проводить время на свежем воздухе.
Вот как Маршал проявляет себя в части выбора финансовых продуктов:
Банковский продукт-фаворит для Маршала — кредиты наличными при средней сумме займа 120 тыс. рублей. На втором месте — автокредит (средняя сумма кредита — 260 тыс. рублей). Розничный банк с раскрученным брендом — основной выбор Маршала.
Искатель
Искатель, проживающий в Москве и Санкт-Петербурге, заинтересован в кредитах для развития собственного малого бизнеса.
Вот как описывает Искателя психология:
Переменчив. Постоянно находится в поиске, в мыслях о глобальном, вдали от реального мира. Теоретик, любитель анализа и цифр. При этом крайне любознателен, быстр и склонен принимать решения на ходу, благодаря чему часто успешен в бизнесе и личных делах. Харизматичен в общении. Рассеян в быту.
Вот таким увидели Искателя по его интернет-поведению:
Может быть занят как в сфере информационных технологий, так и в маркетинге, СМИ и сфере развлечений. Склонен работать на фрилансе. Открыт к предложениям о временной или постоянной работе за рубежом.
Имеет обширные спортивные интересы: лыжи, сноуборд, коньки, катера, скутер, велосипед. На досуге Искатель со средним доходом и ниже увлекается компьютерными играми, а с высоким — читает книги. Любит смотреть биографическое кино. При высоком доходе Искатель проявляет активную заинтересованность в приобретении автомобиля премиум-класса или мотоцикла. Обычно курит, не пьет кофе, активно пользуется сервисами доставки еды.
Вот как Искатель проявляет себя в части выбора финансовых продуктов:
Интерес к банковским продуктам Искатель начинает проявлять, только достигнув определенного уровня благосостояния. При этом он начинает интересоваться сразу всеми банковскими продуктами: любыми видами кредитов, вкладами и даже фондовыми рынками. Жители Москвы с таким психотипом готовы размещать собственные средства уже при доходе ниже среднего, их средний размер вклада составляет около 1 млн рублей. У столичных Искателей повышенный интерес к валютным вкладам, их доля составляет 35%. Активно пользуется электронными деньгами.
Искатель, проживающий в Москве и Санкт-Петербурге, заинтересован в кредитах для развития собственного малого бизнеса.
Для обслуживания Искатель, как правило, выбирает крупный частный розничный банк или же компанию премиум-сегмента.
Мастер
Мастер с высоким доходом живо интересуется электронными деньгами и всеми их производными.
Вот как описывает Мастера психология:
Главный фокус его внимания — достижение практического результата. Изобретателен и логичен, но бывает крайне непредсказуем. Живет здесь и сейчас: все, что происходит сегодня, — главное. Все эмоции и идеи направляет вовнутрь. Любит риск. В быту ценит уют и комфорт.
Вот таким увидели Мастера по его интернет-поведению:
Чаще всего Мастера можно встретить, работающего в IТ-сфере, как правило, во внутреннем подразделении. Многие устраиваются рабочими на производство или домашним персоналом.
Мастер интересуется всем, что связано с технологиями и точными науками. Любит играть в компьютерные игры. Изучает иностранные языки. Любит кино: аниме, приключения, ужасы, мультипликационные и научные фильмы. Автомобиль выбирает себе эконом— или среднего класса. Как правило, курит.
Вот как Мастер проявляет себя в части выбора финансовых продуктов:
Мастер не склонен к накоплению, поэтому вклады и депозиты не признает. Из всех финансовых продуктов, даже при высоком доходе, предпочитает микрозаймы. Приобретает автомобиль в диапазоне цен от 350 тыс. до 600 тыс. рублей и, как правило, берет автокредит.
Мастер с высоким доходом живо интересуется электронными деньгами и всеми их производными. Видимо, сказывается любовь к риску и оптимизм.
Критик
Критик с высоким доходом, проживающий в Москве, интересуется ипотечным кредитованием. Средняя величина запрашиваемого ипотечного кредита — 3 млн рублей.
Вот как описывает Критика психология:
Потребительское поведение данного типа личности во многом определяется его склонностью к расширению кругозора. Он жадно потребляет информацию и изучает все, что кажется хоть немного интересным. А интересно ему практически все.
Вот таким увидели Критика по его интернет-поведению:
В работе Критик оригинален, демонстрирует творческий подход к решениям и часто является автором инновационных и креативных идей. В основном занят в сфере маркетинга и PR, искусстве и медиабизнесе, а также в индустрии развлечений. Представитель данного психотипа также может работать в туристической индустрии, в гостиничном бизнесе и даже в науке.
Критик жадно и с удовольствием поглощает информацию. Новостные ленты, газеты, журналы — вот его главный интерес. Он также много и охотно читает книги — как бумажные, так и электронные. Критик любит путешествовать. Как правило, выбирает зарубежные направления. Увлекается и интересуется всем, что связано с активным спортом. В порядке убывания предпочтений: сноуборд, катера и скутер, коньки.
Критик с высоким доходом любит проводить досуг в ресторанах, кафе и барах. С низким — смотрит кино. Выбирает зарубежный кинематограф, биографические фильмы и аниме. Критик с высоким доходом — заядлый байкер. Кстати, классический Критик совсем не пьет кофе.
Вот как Критик проявляет себя в части выбора финансовых продуктов:
Критик педантичен, очень осторожен и экономен. Не проявляет ярко выраженного интереса к банковским продуктам, в частности к вкладам и депозитам. Отдельно имеет смысл выделить предпочтения жителей Москвы и Санкт-Петербурга.
Критик с высоким доходом, проживающий в Москве, интересуется ипотечным кредитованием. Средняя величина запрашиваемого ипотечного кредита — 3 млн рублей.
Критик с высоким доходом, проживающий в Санкт-Петербурге, интересуется автокредитами (средняя сумма займа — 450 тыс. рублей), увлекается игрой на бирже и при доходе выше среднего имеет предрасположенность к использованию кредитных карт (ежемесячный объем трансакций по картам — 20—30 тыс. рублей). Для приобретения данных продуктов Критик чаще всего выбирает банк, предлагающий премиальное обслуживание.
Энтузиаст
Обороты по кредитным картам у Энтузиаста могут составлять от 30 тыс. рублей в месяц, а по дебетовым — до 55 тыс. рублей.
Вот как описывает Энтузиаста психология:
Потребительское поведение данного типа личности во многом определяется его склонностью к расширению кругозора. Он жадно потребляет информацию и изучает все, что кажется хоть немного интересным. А интересно ему практически все.
Вот таким увидели Энтузиаста по его интернет-поведению:
Энтузиаст работает в абсолютно разных сферах, но по причине того, что он часто во всем следует за своими увлечениями, большая доля представителей этого психотипа занята в автомобильном бизнесе. Энтузиаст активно интересуется автомобилями: хорошими, комфортными, быстрыми. Москвичи и петербуржцы с высоким доходом отдают предпочтение автомобилям премиум-класса. Чаще всего Энтузиаст выбирает немецкие автомобили.
Энтузиаст очень любит детей (своих и не только) и активно интересуется их жизнью. Путешествия — вместе. Спорт — вместе. В ресторан — тоже с детьми. Любит путешествовать, как за границу, так и внутри страны. Из заграничных направлений самое популярное — азиатские страны. Спортивен. У представителей этого психотипа с высоким доходом наибольший интерес к катерам и скутерам. Также Энтузиаст активно интересуется всеми видами детского спорта.
Энтузиаст из Москвы и Санкт-Петербурга — завсегдатай ресторанов, кафе и баров, активно использует сервис доставки готовой еды на дом.
Вот как Энтузиаст проявляет себя в части выбора финансовых продуктов:
Энтузиаст вне зависимости от дохода и региона проживания склонен к активному использованию финансовых продуктов. При низком доходе он выбирает микрозаймы. При среднем и высоком доходе — автокредиты (от 280 тыс. рублей), ипотеку (от 1 млн рублей), потребительские кредиты (от 150 тыс. рублей), а также активно использует кредитные карты.
Обороты по кредитным картам у Энтузиаста могут составлять от 30 тыс. рублей в месяц, а по дебетовым — до 55 тыс. рублей.
Энтузиаст с высоким и выше среднего доходом интересуется кредитами для бизнеса. Энтузиаст с доходом выше среднего склонен к приобретению страховых продуктов.
Наставник
Не отдает яркого предпочтения ни одному финансовому продукту.
Вот как описывает Наставника психология:
Обаятельный и харизматичный. Сильный лидер, умеющий удерживать внимание аудитории и находить язык с любым человеком. Творческая натура с развитым воображением. Любит быть в центре внимания. Одновременно наивный и чувствительный. С трудом делает выбор. Любит комфорт. Идеализирует мир.
Вот таким увидели Наставника по его интернет-поведению:
В своем потребительском поведении Наставник мало чем отличается от среднестатистического представителя любого психотипа. Может работать в любой сфере, любит кино — без предпочтений по стране и жанру. Проявляет интерес к изучению иностранных языков. Фанат компьютерных игр.
Вот как Наставник проявляет себя в части выбора финансовых продуктов:
Наставник интересуется банковскими продуктами и услугами в той же степени, что и обычный потребитель любого психотипа. Не отдает яркого предпочтения ни одному финансовому продукту.
Хранитель
Хранитель с доходом среднего и выше среднего уровня интересуется ипотечными кредитами (сумма займа — от 1 млн рублей).
Вот как описывает Хранителя психология:
Перфекционист. Практичный, исполнительный, работоспособный и отзывчивый. Склонен к четкости и порядку во всем. Обладает богатым воображением и очень наблюдателен. Интуиция Хранителя, как правило, подводит. С людьми застенчив и скромен.
Вот таким увидели Хранителя по его интернет-поведению:
Хранитель обычно занят в области финансов, управленческого учета, бухгалтерии; его также можно встретить среди административного персонала. Реже — в науке, медицине, фармацевтике. По уровню должности и статуса редко добивается больших высот.
Проповедует семейные ценности. Обычно имеет большую семью, очень интересуется всем, что связано с детским досугом и спортом. Сам также спортивен. Из всех видов спорта предпочитает плавание, а также занимается фитнесом.
Хранитель аккуратен и ухожен. Активно покупает товары, связанные с модой, стилем, красотой и уходом за собой, а также внимательно изучает информацию по данным темам. Диеты, похудение, здоровое питание, санатории и дома отдыха — всем этим не сложно заинтересовать типичного Хранителя. Много читает. Любит ходить в кино, но, так как досуг проводит с детьми, в основном интересуется детским кино и мультфильмами. Хранителя с низким доходом привлекает все, что связано с гаданием и мистикой. Путешествует (конечно, тоже с детьми). При низком доходе выбирает внутренние путешествия, при высоком — зарубежные.
Вот как Хранитель проявляет себя в части выбора финансовых продуктов:
Хранитель с доходом среднего и выше среднего уровня интересуется ипотечными кредитами (сумма займа — от 1 млн рублей).
При любом доходе активно пользуется онлайн-банком. Жители Москвы и Санкт-Петербурга с доходом среднего и выше среднего уровня выбирают автокредиты на сумму 300—400 тыс. рублей, кредитные карты (средний объем трансакций составляет 15—20 тыс. рублей ежемесячно), а обладатели высокого дохода — кредиты для малого бизнеса.
Гуманист
Столичные гуманисты (Москва и Санкт-Петербург) с высоким доходом используют кредитные карты и склонны к приобретению квартир в ипотеку.
Вот как описывает Гуманиста психология:
Волевой и требовательный. Любит порядок, но при этом часто пребывает в мечтах. Имеет очень развитое воображение, отличается творческим подходом ко всему, чем занят. Часто чересчур увлекающийся.
Вот таким увидели Гуманиста по его интернет-поведению:
Профессиональная область — любая, где есть место творчеству. Чаще всего это маркетинг, массмедиа или индустрия развлечений. Гуманист много читает (в основном книги) и смотрит сериалы и фильмы. Жанры самые разнообразные: детские фильмы, вестерны, аниме, азиатское кино, биографии. Из спортивных увлечений предпочитает занятия фитнесом и сноуборд. Если позволяет уровень дохода, Гуманист активно интересуется fashion-индустрией и является ее жадным потребителем.
Вот как Гуманист проявляет себя в части выбора финансовых продуктов:
Гуманист не отличается высоким интересом к банковским продуктам.
Столичные жители (Москва и Санкт-Петербург) с высоким доходом используют кредитные карты и склонны к приобретению квартир в ипотеку.
Сумма ипотечного кредита в этом случае может начинаться от 2,2 млн рублей.
Политик
Активный пользователь онлайн-банка.
Вот как описывает Политика психология:
Смел, оригинален, импульсивен. Часто нелогичен. Любит все прекрасное, но при этом достаточно практичен. Любит адреналин и острые ощущения. Всегда находится в движении.
Вот таким увидели Политика по его интернет-поведению:
Чаще всего выбирает профессию консультанта, юриста или риелтора. Любит подвижный спорт. Из всех видов спорта предпочитает футбол: играть, смотреть, читать про него. Основную часть потребляемого новостного контента также составляют новости спорта. Любит путешествовать — как внутри страны, так и за рубеж. Из направлений наибольший интерес проявляет к Америке. Пользуется услугой доставки еды. Политик с низким и средним доходом более других восприимчив к скидкам и спецпредложениям.
Вот как Политик проявляет себя в части выбора финансовых продуктов:
Политик — экспериментатор. Экспериментирует он в том числе и в бизнесе. Независимо от уровня дохода и места жительства Политик интересуется прежде всего кредитами для малого и среднего бизнеса. Проявляет высокий интерес почти ко всем видам займов: к ипотеке (в размере от 950 тыс. рублей), автокредиту (от 260 тыс. рублей), кредиту наличными (от 130 тыс. рублей) и кредитным картам (со средней задолженностью около 35 тыс. рублей), а также к микрозаймам (до 45 тыс. рублей).
Активный пользователь онлайн-банка. При этом не зафиксировано никакого интереса к вкладам. Все, что Политик зарабатывает, он тратит или на себя, или на развитие бизнеса.
Советчик
Советчик со средним доходом и выше приобретает жилье в ипотеку (сумма кредита начинается от 1,2 млн рублей), а также активно пользуется кредитными картами.
Вот как описывает Советчика психология:
Энтузиаст и альтруист. Видит и замечает перспективу. У Советчика множество идей. Часто создает беспорядок и потом в нем живет. Понимает и хорошо чувствует людей. Бывает нерешительным, часто подвержен стрессам.
Вот таким увидели Советчика по его интернет-поведению:
Советчика можно встретить в сфере искусства, развлечений и массмедиа, в маркетинге и рекламе, а также в туризме и гостиничном бизнесе. Любит свободу и разные задачи, поэтому часто работает на фрилансе. Особенно к фрилансу склонны те, кто стремится зарабатывать больше.
Советчик не только учит, но и учится сам. Чаще других интересуется образованием (в том числе в области бизнеса) и стремится к постоянному повышению квалификации. Интересуется модой и стилем. Любит читать книги. Также любит вкусно поесть. Ходит в рестораны и бары и заказывает готовую еду с доставкой на дом. Любит путешествовать, из активных видов отдыха предпочитает сноуборд. Абсолютно равнодушен к автомобилям, воспринимает их лишь как средство передвижения.
Восприимчив к скидкам и купонным программам. Но интерес к экономии, конечно, выше у Советчиков с невысоким доходом.
Вот как Советчик проявляет себя в части выбора финансовых продуктов:
Советчик со средним доходом и выше приобретает жилье в ипотеку (сумма кредита начинается от 1,2 млн рублей), а также активно пользуется кредитными картами.
Средняя задолженность по кредитной карте составляет от 64 тыс. рублей в Москве и Санкт-Петербурге и от 40 тыс. рублей в остальных регионах. Москвичи с высоким доходом размещают вклады (в среднем сумма размещения — 1,2 млн рублей) и интересуются фондовыми рынками.
Посредник
Посредник проявляет активный интерес к банковским продуктам. Сценарий жизни — жить сегодня и сейчас, желательно в кредит.
Вот как описывает Посредника психология:
Чувствительный, дружелюбный, позитивный и творческий. Ценит уют и комфорт, имеет обостренное чувство прекрасного. Гедонист. Не умеет и не любит планировать, предпочитает жить здесь и сейчас, не думая о будущем.
Вот таким увидели Посредника по его интернет-поведению:
Посредник может работать в спортивном клубе или салоне красоты, в СМИ, в сфере развлечений, в маркетинговом или тренинговом агентстве, а также в области управления персоналом.
Посредник очень заботится о собственном здоровье и красоте, поэтому он постоянный клиент салонов красоты и фитнес-клубов. Активно интересуется модными трендами в одежде, обуви и аксессуарах. С тягой к внешней красоте связан высокий интерес к спорту. Любой доступный активный вид спорта будет с удовольствием освоен Посредником.
Туризм тоже в зоне активного интереса. Зачастую для путешествия выбираются направления, связанные со спортом. На море — водные виды спорта, в горах — лыжи и сноуборд. Любит детей и домашних животных. Не курит и крайне редко пьет кофе.
Так как Посредник тратит много, а зарабатывает гораздо меньше желаемого, то живет он, как правило, не по средствам. Очень часто его привлекают скидки, купоны и спецпредложения.
Вот как Посредник проявляет себя в части выбора финансовых продуктов:
Посредник проявляет активный интерес к банковским продуктам. Сценарий жизни — жить сегодня и сейчас, желательно в кредит.
Вне зависимости от региона проживания и уровня дохода Посредник активно использует автокредиты, ипотеку, кредитные карты, кредиты наличными. В месяц на платежи по кредитам Посредник тратит около 40 тыс. рублей.
Посредник берет кредиты только на личные нужды. Займы для бизнеса его не интересуют совсем. Основную часть личных финансовых операций Посредник проводит и контролирует через онлайн-банк. Все тратит на себя и большую семью, так что вклады и депозиты не интересуют Посредника даже при высоком личном доходе. Чаще других он выбирает микрокредитные организации и берет займы до зарплаты — до 45 тыс. рублей.
Лирик
Для обслуживания чаще всего выбирает банк, предлагающий уникальные продукты и персональное обслуживание.
Вот как описывает Лирика психология:
Интуит, идеалист и мечтатель. Олицетворение энергии. С трудом принимает решения, а если принимает, то делает это интуитивно. Обычно поддерживает порядок в делах и быту, но забывает о себе и становится максимально непрактичным, когда самоотверженно борется за идеалы.
Вот таким увидели Лирика по его интернет-поведению:
Лирик — классический научный сотрудник или преподаватель. Реже его можно встретить в сфере искусства и развлечений. Наиболее практичные и, как следствие, более обеспеченные — менеджеры в государственных компаниях. В целом все Лирики с доходом выше среднего интересуются зарубежными путешествиями. Москвичи с высоким доходом проявляют повышенный интерес к путешествиям в Америку.
Основные интересы — чтение книг и кинематограф. В кино любит все виды и жанры, но с наибольшим интересом смотрит фильмы-биографии.
Вот как Лирик проявляет себя в части выбора финансовых продуктов:
Лирик интересуется банковскими продуктами не активно: не более и не менее остальных психотипов. Разве что Лирик-москвич с высоким доходом интересуется кредитными картами, используя в повседневной жизни безналичную оплату (доля безналичных операций составляет 90%), а с доходом выше среднего демонстрирует высокий интерес к ипотечным кредитам на сумму около 2,4 млн рублей.
Для обслуживания чаще всего выбирает банк, предлагающий уникальные продукты и персональное обслуживание.
Цитата
«80% людей достаточно предсказуемы»
«Тип очень сильно определяет потребности. Если предлагаемые продукты распределять по типам, то они будут точно попадать в свою целевую аудиторию. Люди, которые не войдут ни в одну категорию, будут иметь дело с обычной рекламой», — считает психолог Михаил Степанов.
В зависимости от проявления четырех из восьми качеств психотип человека можно отнести к одному из 16 типов, рассказывает генеральный директор НРА Виктор Четвериков. «Это работает за рубежом уже не один десяток лет. Например, в США такое тестирование используется при принятии на работу. Это позволяет лучше использовать способности человека и подобрать ему работу, на которой он будет эффективен. Так что эти методы эффективны», — отмечает он.
Эксперты сходятся во мнении, что даже если часть людей окажется смешанного типа или будет протипирована неправильно, все равно эффективность маркетинговых коммуникаций увеличится в разы.
«Это произойдет потому, что 80% людей достаточно предсказуемы. Поэтому на предложенные таким образом продукты они будут реагировать более отзывчиво. Естественно, такие методы не сработают на людях, которым необходим индивидуальный продукт. В этом случае типирование было бы только второстепенным фактором воздействия, но массовый рынок вполне подходящая область применения для такого инструмента», — комментирует психолог и бизнес-тренер Ольга Юрковская.
Использование психотипов в медийной рекламе позволит задействовать триггеры восприятия у сегментов аудитории с условно «замыленным взглядом», что потенциально может повысить эффективность рекламы с точки зрения бренд-метрик и трафиковых показателей при константном охвате, считает аккаунт-директор рекламного агентства iContext Дмитрий Акимов. По его словам, существующие сейчас рекламные форматы в Интернете заметны для измеримой и не самой большой части аудитории, что подтверждает известный тезис о рекламной слепоте.
«Информационное пространство быстро меняется, и потребитель вместе с ним. 90% решений принимается бессознательно и не контролируется сознанием. Сегодня любой продукт можно продать только через эмоцию. Принципы принятия решения всегда эмоциональные. Рационально принимаются решения исключительно в крайних случаях. И все равно в основе лежит эмоция. Если бы мы были рациональными машинами или роботами, наш мир превратился бы в настоящий рай», — полагает председатель правления банка «Оранжевый» Валентина Галицкая.
Наталья СТРЕЛЬЦОВА, Banki.ru В тексте использованы иллюстрации Mail.Ru Group
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео