Российская Газета 14 сентября 2017

Раскрыт секрет экономичных путешествий в необычные места

Фото: Российская Газета
Учи язык
Отправляясь в странствия, Олег ставил себе два ограничения: маршруты — нетуристические, транспорт — некоммерческий. На попутках и пешком парень «намотал» по 19 странам Евразии более 80 тысяч километров.
— В любое дело нужно вкладывать мозги и средства. Обычно одного дано больше, чем другого. Хотите путешествовать бюджетно — развивайте голову! — посоветовал Багров. — Учите языки, хотя бы на базовом уровне. Я всегда стараюсь запомнить несколько расхожих слов: спасибо, пожалуйста, еда, туалет, где, сколько стоит, дешевле… Если едете по «диким» местам, где вряд ли поймут английский, берите с собой бумажку с текстом на местном наречии: кто я, что делаю, что мне интересно. С переводом поможет Интернет или знакомые.
Чтобы экономить на жилье и экскурсиях, а заодно глубже погружаться в жизнь других народов, Олег зарегистрировался в сети Couchserfing.com. Этот популярный сервис позволяет напроситься в гости к отзывчивым людям, которые могут стать вашими друзьями или попутчиками. В Куала-Лумпуре Багров нашел «прописку» у украинца, в Киргизии — у семейной пары из Норвегии (женщина оказалась настоящим русофилом).
Внедряйся в среду
В долгом путешествии по странам Азии Олегу пришлось устроиться на работу (ждал очередную визу). Так он стал гидом-переводчиком, а кров нашел благодаря знакомому в буддистском монастыре на Пхукете.
— Там кормили, остановка туристических автобусов была рядом — денег я почти не тратил. Потом поехал в Малайзию и стал узнавать, как добраться до Индонезии. Поскольку идея была в том, чтобы не пользоваться коммерческим транспортом, я решил попроситься на яхту. На паруснике вас могут взять в команду, если, допустим, в последний момент кто-то заболел или не смог приехать. Иногда капитан ищет помощников заранее — такие объявления размещают на Findthecrew.net, там даже коммерческие грузоперевозчики встречаются, — объяснил Багров. — Две недели я колесил по побережью, искал стоянки яхт, приставал ко всем с расспросами. Оставил контакты начальнику порта, написал свой e-mail на доске объявлений… И наконец узнал, что 82-летний капитан Гленн Смит из Нью-Йорка ищет себе товарища, чтобы плыть на Филиппины.
Старт намечался через два месяца. Поэтому Олег изменил своим правилам и заплатил за паром до Индонезии, чтобы проехать по укромным уголкам этой страны. Вернувшись, поселился на яхте Смита. Обычно члены команды сбрасываются на стоянку корабля и еду, но старик и этого не потребовал. Русский «юнга» тратил деньги только на суше.
В Воронеже Багров ходил под парусом лишь раз и умел разве что узлы веревочные вязать. За 3,5 тысячи километров пути многому научился.
Если путешествие долгое и вы планируете останавливаться в гостях, берите сувениры и подарки
— Что делать на яхте два месяца? Ты не купаешься, просто по очереди с напарником смотришь на море, сверяешься с картами. Я нашел в каюте книгу Chapman piloting and seamanship — ее называют «библией моряка». Изучал, выписывал термины. Вел дневник. Чтобы развить правое полушарие, писал левой рукой и под конец обходился ею так же легко, как правой.
Опыт Олега Багрова, безусловно, экстремален: в том путешествии он пробыл 13 месяцев. В Воронеже мало что держало: работа на фрилансе, своей семьи нет. Родителям он свои планы честно открыл, научил их пользоваться электронной почтой и обещал выходить на связь. В цивилизованных местах звонил по скайпу или строчил письма. В джунглях Суматры вышел в Интернет из полицейского участка — стражи порядка не взяли ни копейки.
— Путешествие окрашивает жизнь, там за день происходит уйма событий. Дорога учит терпению, — размышляет Олег. — Помню, мы возвращались с Эльбруса и целый день не могли поймать машину на трассе под Ростовом. Злились. А в итоге нас подбросил москвич, отличный парень, сам заядлый путешественник. Возможно, жизнь идет своим чередом в правильном направлении.
Следи за акциями
Кирилл Чеузов из Читы, более известный под псевдонимом Странник Че, колесит по миру два года, тратя не более 15 тысяч рублей в месяц. Повидал свыше 30 стран и пару сотен городов в Европе и Азии. Парень с дипломом инженера оптоволоконной связи зарабатывает на книгах и семинарах, четких планов не строит и, кажется, в любой точке планеты чувствует себя как дома. Хотя раньше был «оседлым» провинциалом.
Однажды он поехал в Иркутск на бизнес-мероприятие и встретил друга, который добирался из Москвы до Владивостока автостопом. Чеузов, весь такой в красных мокасинах и с «цивильной» сумкой, мигом добыл грязные штаны, ложку и палатку, чтобы за две недели освоить азы бэкпэкинга. Так называют самостоятельные и экономичные путешествия.
Кирилл стал легок на подъем. Он отслеживает предложения на сайтах вроде Vandrouki (есть версии на доменах.ru,.by,.asia и других, а также в соцсетях) и Pirates.ru.com, где «выбрасывают» дешевые билеты. Выбирать надо быстро, предупредил Странник Че:
— Например, была 15-минутная акция — слетать за 500 рублей до Крыма. Все раскупили! Или за 15 тысяч на Кубу на 12 ночей с перелетами… Часто билеты продают с таким расчетом, чтобы вы на выходные смотались туда и обратно. Без вещей, конечно. Но зачем они на два дня? Если же путешествие долгое и вы планируете останавливаться в гостях, берите сувениры, подарки. И будьте открытыми миру! Как правило, люди друг другу помогают.
Некоторые интернет-ресурсы позволяют купить билет на чартерный рейс. Да и с помощью обычных лоукостеров (авиакомпании с низкими тарифами) можно серьезно сэкономить. Главное — внимательно читать условия.
— Например, я слетал в Испанию за пять евро. В небе 2,5 часа — и вы на месте. Только не в Барселоне, а в Жироне: между ними 110 километров. От аэропорта до центра Жироны — два евро, еще 12,5 — на поезд до Барселоны. Иногда такие расходы делают полет лоукостером нецелесообразным, — пояснил Чеузов. — Некоторые тарифы подразумевают отсутствие багажа. Если вы оплачиваете его при покупке билета, то это, грубо говоря, десять евро, а если в аэропорту — уже 30-50. Уточняйте нормы для ручной клади — по габаритам и весу.
Поскольку лоукостеры экономят на персонале, вам придется покупать билеты онлайн, незадолго до вылета регистрироваться на сайте и, возможно, распечатывать посадочный талон. В аэропорту распечатка обойдется в 15-30 евро. Скорее всего, вы не сможете выбрать себе место в салоне. Не ждите еды и напитков на борту, откидной спинки…
Наслаждайся каждым днем
Многих тяготит дорога к месту отдыха — неудобно, нечем заняться. Бэкпэкер умеет получать удовольствие от процесса перемещения. И из окна можно многое увидеть!
— Европейские поезда — это почти обязательно кондиционеры, розетки, просторные туалеты и иногда Wi-Fi. Скукота, короче. И дорого. А вот в Юго-Восточной и Центральной Азии поезда — самый дешевый транспорт. Но готовьтесь к тому, что при копеечном тарифе это будет кусок железа на колесах с дырками под окна, где люди сидят даже на ступеньках, — подчеркнул Кирилл. — Если одеться соответствующе, к тебе все будут расположены. Помню, как мы с американкой ехали по Индии: деревянные сиденья, пять человек на полке, полусломанный вентилятор — и джунгли кругом. Индусы обложились сумками и смотрят с изумлением: «Что ты, белый человек, здесь забыл?!» Мне казалось, что я на киносъемках. Остановки не объявляют, скорость 20 километров в час — можно на ходу сойти и запрыгнуть в соседний вагон. Если взять самый дешевый билет на самый долгий поезд в какую-нибудь дыру, то получишь такие эмоции, что… Что ты вряд ли захочешь повторить.
По Европе экономные туристы ездят на автобусах перевозчиков-лоукостеров типа EcoLines, SimpleExpress, FlixBus или Luxexpress. Между городами внутри страны билет может стоить пять евро. В салоне почти наверняка будет кондиционер, туалет и умывальник с горячей водой.
— Автостопом хорошо ездить по России или по Азии, где машины сами остановятся, увидев тебя идущим вдоль дороги. А в Европе боятся, наверное. На короткие расстояния там удобно перемещаться с попутчиками, найденными через сервис Blablacar или его аналоги (Prevoz на Балканах, Amowens в Испании). Правда, тут подвести могут и водители, и пассажиры, — добавил Чеузов. — Кстати, Blablacar берет с пассажиров комиссию во всех странах, кроме России. Иначе здесь люди будут бронировать место, чтобы получить телефон водителя, а потом отменять бронь и договариваться без посредника…
Комментарии
Читайте также
Долги в бюджете Орла: Муромкий указал УМИЗ на недоработки
Очевидцы: «В самарском метрополитене подтопило станцию „Гагаринская“»
Что происходит с обелиском Гули Королевой в Городищенском районе?
«Люди приезжают в 4 утра»: пациенты столпились в поликлинике в Ленинском районе